Найти в Дзене
Павел Рябчиков

Тяжела и неказиста жисть лентяя-программиста, или Сказъ о томъ, как Пал Саныч будет учеников троллить

...и уже троллит успешно несколько лет, а теперь-то уж возьмётся, ух! Предупреждаю. Здесь будет ядовитый сарказм и никакого преклонения перед не нашенскими ценностями. Кто что не так подумает - задумайтесь над статьёй от 13 июня. А в этой статье - логическое продолжение того, что было написано вот здесь. Пользоваться нейросетями нужно тоже уметь, как и всем остальным. Например, на мои вполне безобидные, но недостаточно точные запросы мэтр Kandinsky 2.1 выдаёт дичину лютую, до печёнок пробирающую. Так и ученики. Если раньше кроме "Окей, гугыл" у них, почитай, ничего и не было, то таперича целый Артифишл Интеллигент может, как Сивка-Бурка, листом (или лесом?) перед травой встать. Но не всё так просто. Точнее, грустно всё и сардонически-ржачно одновременно (ну, не всё, но некоторое). AI - artificial intelligence - искусственный интеллект на иноземном диалекте)) Кстати! Ещё PhotoMath есть, Wolfram... Отличные, я считаю, вещи. Для тех, кто понимает. Для ленивых учеников - несомненно, вредны

...и уже троллит успешно несколько лет, а теперь-то уж возьмётся, ух!

Предупреждаю. Здесь будет ядовитый сарказм и никакого преклонения перед не нашенскими ценностями. Кто что не так подумает - задумайтесь над статьёй от 13 июня. А в этой статье - логическое продолжение того, что было написано вот здесь.

Пользоваться нейросетями нужно тоже уметь, как и всем остальным. Например, на мои вполне безобидные, но недостаточно точные запросы мэтр Kandinsky 2.1 выдаёт дичину лютую, до печёнок пробирающую.

Результат генерации по запросу "Нейросеть Kandinsky 2.1 создаёт шедевры по запросам онлайн-репетитора по информатике Пал Саныча Рябчикова", стиль: 4k В принципе, похоже на стиль настоящего Кандинского.
Результат генерации по запросу "Нейросеть Kandinsky 2.1 создаёт шедевры по запросам онлайн-репетитора по информатике Пал Саныча Рябчикова", стиль: 4k В принципе, похоже на стиль настоящего Кандинского.

Так и ученики. Если раньше кроме "Окей, гугыл" у них, почитай, ничего и не было, то таперича целый Артифишл Интеллигент может, как Сивка-Бурка, листом (или лесом?) перед травой встать. Но не всё так просто. Точнее, грустно всё и сардонически-ржачно одновременно (ну, не всё, но некоторое).

AI - artificial intelligence - искусственный интеллект на иноземном диалекте))
Кстати! Ещё PhotoMath есть, Wolfram... Отличные, я считаю, вещи. Для тех, кто понимает. Для ленивых учеников - несомненно, вредные.

Некоторые коллеги с ехидством замечают, что ученики стали ещё более прошаренные - стали ChatGPT для решения задач использовать. Теперь-то держись, репетитор, фиг докажешь, что не сам ученик домашку делал.

Ага. Это раньше они присылали домашки, скачанные из этих ваших интернетов, или находили в гуглах-яндексах всякую ерунду, не проверив, чем плодили дикое количество анекдотов и мемов, разошедшихся по "Одноклассникам", Пикабу, Яплакалъ и другим невзыскательным ресурсам. А теперь- то ого-го! Теперь это за них делает Его Величетво Искусственный Интеллект, да не в посконной России, а в Самой Что Ни На Есть Америке Созданный! (Сокращённо - ЕВИИДНВПРАВСЧННЕАС!). То есть, участие учеников в процессе собственного образования с умопомрачительной скоростью летит в п... в п... в преисподнюю, точно.

Вот как видит этот прискорбный процесс мэтр Kandinsky 2.1
Вот как видит этот прискорбный процесс мэтр Kandinsky 2.1

Что скажу. Конечно, умный человек прекрасно понимает, что, даже если ты потырил из интернетов чей-то контент, то неплохо бы его проверить как-нибудь на правильность. А если его СГЕНЕРИРОВАЛ какой-то даже не человек, а программный продукт, то относиться к нему надо ещё более настороженно. Но то умный человек, а мы сейчас об учениках говорим.

Есть умные ученики. Есть. У меня их большинство. Именно из-за них я и люблю свою работу))

Свежатинка. Один коллега рассказал (делал запись урока в онлайн-школе, для каких целей - не знаю), что ученик, получив от него задание, выключал микрофон и камеру на некоторое время, а потом давал готовый ответ. Подозрительно быстро, ибо успехами не блистал. Понятно, что химичит, и коллега было уже приготовился его на чистую воду выводить, как судьба всё сделала за него. Иногда мы просим ученика продемонстрировать экран компьютера, чтобы, например, помочь найти ошибку. И в этот раз ученик забыл эту демонстрацию отключить.

А запись, помним, идёт.
Результат генерации по запросу "Отдельный котёл в аду для ленивых учеников", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Отдельный котёл в аду для ленивых учеников", стиль: 4k

Коллега получил истинное удовольствие, наблюдая, как вьюнош, открыв в новой вкладке браузера ChatGPT, писал запросы, причём орфография, что называется, была авторской. Результат - среднее между лёгкой ахинеей и посредственной белибердой.

Коллега сделал наивный вид и, когда ученик предоставил ему результат своей потной борьбы с собственным образованием, попросил прокомментировать каждое действие - что вот это такое? А вот тут что делается? Для чего?

Язык ученика подвешен, конечно, не так хорошо, как у коллеги, но, даже делая поправку на это, объяснение нельзя было назвать хоть сколько нибудь вразумительным. Коллега вежливо попрощался с учеником, отправил запись урока администрации онлайн-школы, а заодно - родителям. Для приобщения и просвещения, так сказать.

Ученик пропал на неделю. На следующем занятии он отвечал сбивчиво и большей частью неверно. Поубавилось апломба. Камеру и микрофон отключать перестал. Видать, оценил недовольство рисками, которое выразили инвестирующие в его образование родители.

Чудный, вдохновляющий педагогический инструмент. Взято на вооружение, хотя, собственно, уже использовалось.

А как же, спросите вы, обратные случаи? Когда студент диплом защитил, который за него тот же ChatGPT написал?

А вот это как раз обратный случай. Когда человек ГРАМОТНО ПОСТАВИЛ ЗАДАЧУ. Ведь что такое, по сути, постановка задачи? Именно грамотная. Это не что иное, как алгоритм. А алгоритм - это чёткая инструкция. Если ты можешь составить чёткую инструкцию, где чётко прописано что и как надо делать, что половина работы уже выполнена. Если ты сумел её делегировать - молодец. Сто процентов же, что тот студент не писал в запросе "напеши мене деплом а то завтро здовать зощещять". Человек разбил большую задачу на структурированную последовательность шагов, дал направление, обозначил идею. А бот уже искал в Интернете то, что ему надо.

Так бы самому пришлось. То есть получилось бы то же самое, такая же бессмысленная работа, как и большинство других курсовых и дипломных.

А спалили его, скорее всего, либо из-за хвастовства, либо из-за того, что не взял на себя труд проверить и текст, и результаты вычислений, или что там нужно было.

Хотя, если ты предоставил железяке всё за себя сделать, то зачем проверять-то? Какой же ты тогда высококвалифицированный потребитель? Отдался - доверяй)))))

Так вот, я уже писал о том, насколько бессмысленно пока доверять нейросетям выполнять за себя свою работу. Хотя, конечно, весьма неплохое подспорье для очень многих. Но только тех, кто может грамотно поставить задачу. Тем, кому эту задачу поставили, наоборот, пользоваться нейросетями нельзя.

Тяму не достаёт))

Вот, снова приведём парочку примеров.

1. Я попросил ChatGPT написать программу на Python, рисующую цветок ромашки.

Разговаривать просто. Но...
Разговаривать просто. Но...

Программа была написана незамедлительно. Ну ещё бы, детская задачка, которую с толковым первоклассником можно выполнить. Логические фрагменты программы отделены друг от друга и помечены комментариями. Выглядит очень логично..

Когда нерадивый ученик видит нечто подобное, он ликует, думая, что обманул Пал Саныча. и текст программы мне присылает. а потом плачет.
Когда нерадивый ученик видит нечто подобное, он ликует, думая, что обманул Пал Саныча. и текст программы мне присылает. а потом плачет.

Только вот если скопировать это текст в интерпретатор, то результатом работы будет вот что:

Kandinsky 2.1 справляется не в пример лучше))) ЭТО НЕ РОМАШКА, НЕ РОМАШКА, НЕ РОМАШКА!!!)))
Kandinsky 2.1 справляется не в пример лучше))) ЭТО НЕ РОМАШКА, НЕ РОМАШКА, НЕ РОМАШКА!!!)))

Немного уточним входные данные:

Код будет потруднее.
Код будет потруднее.
Больше непонятных (для младшего школьника) слов, но тоже всё вроде бы логично.
Больше непонятных (для младшего школьника) слов, но тоже всё вроде бы логично.

Копируем код в интерпретатор и получаем ромашку имени Саурона (или немного Бэтмена):

Хороша, чертовка))) Но тоже НЕ РОМАШКА))))
Хороша, чертовка))) Но тоже НЕ РОМАШКА))))

2. Очень простая, разминочная задача из ЕГЭ, задание №23. Меня одолевают вопросами ученики - как её решить при помощи программирования? А то так не очень понятно.

То есть люди свято верят, что для написания программы задачу понимать не надо. Программирование - это магия же. Хотя в магии-то как раз, как я понимаю, понимать надо...))) Тавтология намеренная, если что.

Вообще задачи такие решаются руками. Чтобы не заниматься писаниной, можно немного подпрячь электронные таблицы. Но, опять же, без единой формулы. Просто чтобы не писать, а тяпать по клавишам. Ладно:

Действительно, рекурсивный алгоритм, всё верно.
Действительно, рекурсивный алгоритм, всё верно.

Код имеет умный вид (по мнению учеников), и даже выдаёт результат:

Всё бы хорошо. Но таких программ не 19, а 32.
Всё бы хорошо. Но таких программ не 19, а 32.

И да, код работает. На самом деле работает. И верный результат выдаёт. Другое дело, что я-то, например, объясню, что он делает. Но ученику будет понятнее, как выполнить это руками. Кстати, вот результат работы программы, который, по идее, должен бы прислать ученик:

Именно 32. Но большинству лень проверять.
Именно 32. Но большинству лень проверять.

То же 23-е задание, но немного посложнее:

Пока всё очень умно выглядит
Пока всё очень умно выглядит

Вот он, вожделенный код:

Пока даже прикольно
Пока даже прикольно

Копируем код в интерпретатор и получаем результат:

К сожалению, неверно. Правильный ответ - 13.
К сожалению, неверно. Правильный ответ - 13.

Старшеклассник, нормально изучавший программирование, напишет подобную программу, и у него не возникнет вопросов, где он ошибся, так как ошибки не будет. Потому что он ПОНИМАЕТ, что делает. Если ему лень будет писать код, что тоже возможно, он решит задачу руками и получит правильный ответ. А есть такая категория учеников, которые пытаются показать удаль программистскую, а сути задания осознать не в состоянии. И порой пишут полуметровую портянку там, где можно пятью строками обойтись.

И вот ChatGPT тоже не справился.

И ему абсолютно пофиг)))

3. Тут-то точно проблем не будет))

Предельно ясно.
Предельно ясно.

Ответ лаконичен:

Да ещё и всё с объясняшечками. Всё, как я люблю.
Да ещё и всё с объясняшечками. Всё, как я люблю.

Копируем код, вставляем в текстовый редактор (в тот же Блокнот), сохраняем, как веб-документ, открываем в браузере:

А? Что я говорил? Всех выпускников "айтишных" курсов можно смело списывать. по крайней мере, front-end'еров.
А? Что я говорил? Всех выпускников "айтишных" курсов можно смело списывать. по крайней мере, front-end'еров.

Кстати, вот скрин простенькой игрушки, обычного Арканоида, который ChatGPT написал за несколько секунд. Запускается странно, поиграть можно, хоть и не очень удобно:

Белая маленькая платформа внизу управляется клавишами-стрелками, красный шарик нужно отбить, не дать ему упасть на пол, при этом разбить все зелёные кирпичи. Запрос был очень лаконичным: напиши код на Python, реализующий игру Arcanoid исключительно средствами стандартной библиотеки Tkinter. Похоже, что это был поиск по каким-то репозиториям с готовым кодом. Хотя, кто знает...
Белая маленькая платформа внизу управляется клавишами-стрелками, красный шарик нужно отбить, не дать ему упасть на пол, при этом разбить все зелёные кирпичи. Запрос был очень лаконичным: напиши код на Python, реализующий игру Arcanoid исключительно средствами стандартной библиотеки Tkinter. Похоже, что это был поиск по каким-то репозиториям с готовым кодом. Хотя, кто знает...

4. Ну и самое приятное. Минутка тщеславия:

Льстец. И это ни разу не стихи))
Льстец. И это ни разу не стихи))

Резюмируем. Уверенный пользователь нейросетей - это не только хороший постановщик задач, но и сам профессионально владеющий предметом постановки специалист. Программист, художник, дизайнер, музыкант, кинорежиссёр, маркетолог, писатель, кто угодно. Но - всегда только профессионал. А те, кто пытается заставить нейронки вместо себя дважды два вычислять - добро пожаловать в гетто для непригодившихся. Ибо это не прошаренность, а проЛОшаренность.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков