Найти в Дзене
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

«Жизнь замечательных людей» длится уже 90 лет!

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» - ЖЗЛ, или, как ее ласково называли в советские времена, «жэзэлка», - в этом году отмечает свое 90-летие. Но это как считать. История ЖЗЛ длинная и непростая. Если вести отсчет с «горьковских» времен, то есть с 1933 года, когда Максим Горький запустил серию в свет в СССР, - то да, ей 90. Но по сути, Горький взялся за возрождение биографической библиотеки издателя Флорентия Павленского, которая выходила в дореволюционной России с 1890 по 1900 год. Павленский вдохновился «Сравнительными жизнеописаниями» своего кумира Плутарха и задумал свою библиотеку ЖЗЛ. Ориентировался он на гимназистов и студентов, дабы в доступной популярной форме знакомить молодежь с биографиями выдающихся личностей. Поэтому первые ЖЗЛ совсем не походили на современные объемные тома. Это были, скорее, художественные очерки, которые писались известными людьми того времени. Выходила серия в виде недорогих книжек, которые стоили 25 копеек и действительно были по карману любому

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» - ЖЗЛ, или, как ее ласково называли в советские времена, «жэзэлка», - в этом году отмечает свое 90-летие. Но это как считать. История ЖЗЛ длинная и непростая.

Если вести отсчет с «горьковских» времен, то есть с 1933 года, когда Максим Горький запустил серию в свет в СССР, - то да, ей 90. Но по сути, Горький взялся за возрождение биографической библиотеки издателя Флорентия Павленского, которая выходила в дореволюционной России с 1890 по 1900 год. Павленский вдохновился «Сравнительными жизнеописаниями» своего кумира Плутарха и задумал свою библиотеку ЖЗЛ. Ориентировался он на гимназистов и студентов, дабы в доступной популярной форме знакомить молодежь с биографиями выдающихся личностей. Поэтому первые ЖЗЛ совсем не походили на современные объемные тома. Это были, скорее, художественные очерки, которые писались известными людьми того времени. Выходила серия в виде недорогих книжек, которые стоили 25 копеек и действительно были по карману любому бедному студенту.

Первая серия ЖЗЛ Флорентия Павленкова; книга из серии ЖЗЛ 2006 года о Павленкове, основателе серии ЖЗЛ
Первая серия ЖЗЛ Флорентия Павленкова; книга из серии ЖЗЛ 2006 года о Павленкове, основателе серии ЖЗЛ

Надо сказать, что цели своей Павленков достиг: в студенческие годы эти небольшие брошюры произвели неизгладимое впечатление на Вернадского, Бунина, Бердяева и многих других знаменитостей, которые, спустя годы, сами становились героями последующих ЖЗЛ.

После смерти в 1900-м году издателя Павленкова серия ЖЗЛ не умерла. Душеприказчики издателя завершили ее, но продолжали переиздавать аж до 1924 года.

Как мы уже знаем, серию ЖЗЛ возродил Горький. Задумал он это благое дело еще 1916-м, но тут случилась революция и стало не до книжек. Только в 1933 году Горькому, наконец, удалось осуществить регулярное издание серии. «Горьковский» период ЖЗЛ длился около 50 лет.

Первые книги серии ЖЗЛ 1933 года
Первые книги серии ЖЗЛ 1933 года

Горький считал, что в серии должны выходить жизнеописания не только положительных, но и условно «отрицательных» исторических персон - например, Наполеона. Однако длилось это недолго. После смерти Горького на книги ЖЗЛ лег отчетливый идеологический отпечаток: «замечательный» стало значить, скорее, не «выдающийся», а «безупречный». Поэтому отдельные «неудобные» ситуации в судьбах героев серии (вроде тюремных сроков или расстрелов) деликатно замалчивались.

В 60-е «оттепельные» годы ЖЗЛ немного отряхнулась от идеологии и в серии стали появляться биографии зарубежных авторов о зарубежных героях (например, Ирвинга Стоуна о Джеке Лондоне). Росли и тиражи. Самыми большими тиражами (300000 экземпляров) в разные годы вышли книги о генерале Рокоссовском и космонавте Юрии Гагарине.

Книги серии ЖЗЛ разных лет
Книги серии ЖЗЛ разных лет

В 90-е ЖЗЛ еле дышала: в некоторые годы выходило по 1-2 книги. Тиражи катастрофически упали, издание вынужденно коммерциализировалось. Зачастую героями становились «звезды» массовой культуры. В начале 2000-х ЖЗЛ вернулось в относительно классическое русло и обрела новый виток популярности, однако уклон в некоторую «желтизну», увы, в жизнеописаниях великих остался. Что поделать, веяние времени. Но главное, что было, есть и, будем надеяться, останется в ЖЗЛ — это верность жанру. Во все времена биографии замечательных людей вызывали интерес не только у историков, но и у простых читателей. К тому же, в серии ЖЗЛ работают блестящие авторы: придет пора, и о них самих тоже непременно появятся тома в ЖЗЛ.

Галина Илюхина

Еще больше материалов из рубрики "Память сердца" на нашем сайте памятьбесконечна.рф