Найти тему

Икона из Кенозерского монастыря с пометкой: «этого повернуть»

Какими приходят иконы в реставрационную мастерскую Музея имени Андрея Рублева? Потемневшими, искаженными поздними записями, с трещинами, утратами, осыпями. Иногда именно в реставрационной мастерской совершаются открытия. Так, на иконе из собрания музея под поздними записями не только было обнаружено более древнее изображение, но и установлено, что первоначально это был образ другого святого.

В 1968 году во время научной экспедиции сотрудников Музея имени Андрея Рублева на Кенозеро были обнаружены и вывезены 12 икон, сохраненных после уничтожения храма местными жителями. По мнению Л.М. Евсеевой, спасшей иконы, они первоначально принадлежали иконостасу Преображенской церкви исчезнувшего Кенского Пахомиева монастыря. В XIX веке все иконы были записаны - по древней живописи были сделаны новые изображения святых.

Л.М. Евсеева и А.И. Бутина. Кенозерье. 1968 год (архив Л.М. Евсеевой)
Л.М. Евсеева и А.И. Бутина. Кенозерье. 1968 год (архив Л.М. Евсеевой)

До реставрации одна из этих икон, с изображением пророка Аггея, находилась в аварийном состоянии. По всей поверхности наблюдались отставания левкаса и шелушения красочного слоя. Авторская живопись находилась под сплошным слоем записи, имелось два пробных раскрытия. На обороте была надпись простым карандашом: «этого повернуть», что прямо указывало на изменение композиции иконы при поновлении. Это подтвердило ее рентгенографирование.

Икона "Пророк Аггей" из пророческого ряда иконостаса СпасоПреображенского собора Пахомиева Кенского монастыря до реставрации.
Икона "Пророк Аггей" из пророческого ряда иконостаса СпасоПреображенского собора Пахомиева Кенского монастыря до реставрации.

После рентгенографирования иконы были укреплены грунт и красочный слой, проведена консервация деревянной основы. Затем

удалялись поновительское покрытие и слой записи XIX века. Авторская живопись и запись практически спаялись друг с другом, образовав жесткие участки красочного слоя, так как промежуточный слой покрытия при поновлении был предварительно спемзован. Раскрытие иконы проводилось с особой осторожностью, под микроскопом с шестнадцатикратным увеличением.

В процессе реставрации - видны оба изображения святых. Икона из пророческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Пахомиева Кенского монастыря. Поступила из села Коровино Плисецкого района Архангельской области
В процессе реставрации - видны оба изображения святых. Икона из пророческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Пахомиева Кенского монастыря. Поступила из села Коровино Плисецкого района Архангельской области

Под слоем записи вместо пророка Аггея оказался пророк Михей, фигура которого оказалась развернутой в другую сторону!

Икона после реставрации. ПРОРОК МИХЕЙ Конец XVII – начало XVIII века. Русский север.
Дерево, темпера; 52,3 х 37,5 см. Из пророческого ряда иконостаса СпасоПреображенского собора Пахомиева Кенского монастыря.
Икона после реставрации. ПРОРОК МИХЕЙ Конец XVII – начало XVIII века. Русский север. Дерево, темпера; 52,3 х 37,5 см. Из пророческого ряда иконостаса СпасоПреображенского собора Пахомиева Кенского монастыря.

В Ветхом Завете имя Михей ("кто как Бог") носят два пророка. Один из них – малый пророк, автор названной его именем книги (память 14/27 августа). О другом, – чья память совершается 5/18 января, содержится рассказ в библийских Третьей книге Царств и Второй книге Паралипоменон. Позднейшее предание гласит, что пророк Михей закончил свою жизнь как мученик - был убит и сброшен в пропасть.

Благодаря проведенной реставрации, завершившейся в 2019 году (реставратор В.Ю. Родионова), установлено, что в пророческий ряд иконостаса Преображенского собора не сохранившегося Пахомиева Кенского монастыря входила икона пророка Михея. Иконостас был создан в XVI веке, но поновлялся на рубеже XVII-XVIII веков местным северным мастером. Именно к этому времени и относится живопись на представленной иконе.

____

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить другие истории экспонатов из собрания музея! Спасибо за лайки!