Л.А. Китаев-Смык
В Славском (это Западная Украина) есть пологий горный склон. Он стал бугристым, так как горнолыжники крутили на нём повороты. Снежные высокие плотные бугры покрывали его. На этом склоне горнолыжники иной раз ломали ноги.
Со склонов их вывозил на простых деревенских санях старичок. У него был конь, без глаза, с поврежденной скулой, видно, когда-то раненный.
Странно, но у саней была только одна оглобля; к хомуту на лошади она крепилась гужом с одной стороны, дуги не было.
Я разговорился со старичком, когда не было «поломанных».
Во время Великой Отечественной войны он был в кавалерии на Втором Украинском фронте. В самом конце войны его конь был ранен, но он не оставил его, демобилизовавшись, взял коня с собой, вылечил.
***
Был странный случай: этот старый, спокойный, равнодушный ко всему конь, вдруг стал брыкаться, ржал, пытался встать на дыбы.
- Что это он? – спрашиваю.
- Да вон того офицера увидел. Как увидит кого в военной форме, так и бесится.
- Почему он так?
- Когда то, ещё в войну солдаты напугали его. Не может забыть.
- А чьи были те солдаты?
- Может наши советские, может румыны, не помню.
- Почему у саней одна оглобля? - спрашиваю, меня это очень удивляло.
- Оглобли нету, где глаз, чтобы не видел её. Он ведь кавалерист, не терпит оглобель перед глазами.
***
Нехороший случай произошёл тогда в Славском. На бугристом склоне парнишка сломал ногу, ощупываю – поломаны обе кости правой голени. Дело серьёзное. Осторожно кладём его на сани, плачет. Везём его в фельдшерский пункт. А фельдшера - то нет!
Я-то здесь, я ведь врач! Развожу в тазике гипс, нарезаю бинты, делаю парню гипсовую временную повязку. Один из горнолыжников, отвозит его на своей машине в больницу, в райцентр Стрый.