Несет ли психолог ответственность за результат работы с клиентом? Конечно да, но клиент также забирает часть ответственности за результат терапии на себя. В случае, если клиент не умеет или не знает как разделить эту ответственность, задача психолога выстроить эти правила и научить клиента брать на себя ответственность и выдерживать её.
Ответственность психолога - дать клиенту необходимые инструменты для решения проблем, дать возможности для проживания нового опыта.
Ответственность клиента - быть честным, признать необходимость изменений и готовность применять те техники и упражнения, которые ему может дать специалист.
Значит ли это, что клиент должен во всем соглашаться с психологом? Нет. Клиент может быть не согласен с психологом и может говорить ему об этом. Это тоже относится к ответственности клиента.
В начале работы ключевой задачей для психолога является создание у клиента понимания безопасной среды, клиент должен понимать и чувствовать, что общение с психологом для него является безопасным, что можно и важно говорить если тебе некомфортно, если появляется желание что-то скрыть, появляется нежелание или неготовность выполнять какое-либо задание. Ни одно упражнение не стоит того, чтобы испытывать лишний стресс, панику или чувство вины из-за того, что не можешь выполнить то, к чему не готов. Поэтому коммуникация между клиентом и психологом, готовность говорить о таком крайне важна. Впоследствии это влияет как на результат терапии, так и на долгосрочность этих взаимоотношений.
Резюмируя, что стоит запомнить относительно зон ответственности в терапии:
Ответственность психолога:
- определение условий работы и разделение зон ответственности (психолог обязательно должен рассказать о профессиональной этике, терапевтическом контракте и ожиданиях от работы с клиентом);
- создание безопасного пространства для человека, обратившегося за помощью;
- организация и подготовка встреч;
- полное соблюдение конфиденциальности;
- уважительное отношение к клиенту;
- подбор техник и упражнений, подходящих для клиента и его запроса;
- обучение, повышение квалификации и уровня знаний;
- разделение себя и клиента, развитие навыков переживания и разделения эмоций;
- готовность отказаться от клиента, если экспертиза не подходит для решения запроса, в идеальном случае, быть готовым направить к нужному специалисту.
Ответственность клиента:
- предоставление достоверной информации, не пытаясь скрыть или приукрасить факты и события;
- реакции, поведение и принимаемые решения;
- готовность принимать собственное решение, быть не согласным с рекомендациями и решимость обсуждать это;
- готовность к переменам;
- готовность проживать неприятные, тяжелые чувства и воспоминаний;
- пунктуальность и продуктивное использование времени сессий;
- соблюдение условий терапевтического контракта и внесения оплаты.
Работа с нашим сознанием и бессознательным намного сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Недостаточно просто прийти к психологу и за одну встречу все решить, терапия — командная работа, где доверие и нацеленность на изменения лежат в основе всей коммуникации. Не бойтесь разговаривать, не бойтесь обсуждать организационные моменты и разделять зоны ответственности на старте, вне зависимости от того клиент вы или психолог.