"Москва слезам не верит" - советский фильм, выпущенный в 1979 году режиссером Владимиром Меньшовым. Фильм представляет собой проникновенную драму о жизни трех женщин в Москве, охватывающую несколько десятилетий от их юности в 1950-х годах до зрелости в 1970-х годах. Фильм получил премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке в 1980 году.
Фильм начинается с того, что три молодые провинциалки, Катерина (Катя), Людмила (Люда) и Антонина (Тоня), делят комнату в рабочем общежитии в Москве в конце 1950-х годов. У каждой женщины свои стремления: Катерина мечтает учиться и сделать карьеру, Людмила хочет найти обеспеченного мужа, а Антонина ищет доброго и любящего партнера.
Катя днем работает рабочей на заводе, а вечером посещает вечерние курсы, чтобы учиться, и в итоге поднимается по карьерной лестнице и становится исполнительным директором завода. Тоня находит партнера в лице Николая, традиционного, доброго и надежного человека. Люда, напротив, пытается добиться своей цели с помощью манипуляций и обманным путем знакомит Катю с хоккеистом Рудольфом как с дочерью профессора.
Между Катей и Рудольфом завязываются короткие отношения, в результате которых наступает беременность. Однако, узнав о ее реальном социальном статусе, Рудольф бросает ее, оставляя Катю одну и беременной. Она решает оставить ребенка, демонстрируя огромное мужество и стойкость.
Затем фильм переносится в 1970-е годы, где Катя - успешный директор завода и мать-одиночка. Ее дочь, Александра, считает, что ее отец умер. Остальная часть фильма рассказывает о жизни повзрослевших женщин и их борьбе.
Жизнь Кати меняется, когда она встречает Гошу, механика, который не знает о профессиональном статусе Кати. Они начинают встречаться, но когда он узнает о ее положении и чувствует, что его держат в неведении, он бросает ее. Кате снова приходится бороться, чтобы убедить Гошу, что их любовь настоящая, а не основана на социальном статусе.
Фильм заканчивается примирением Гоши и Кати, символизирующим победу любви и личных отношений над общественными предрассудками и условностями.
Название фильма "Москва слезам не верит" отсылает к идее о том, что Москва, олицетворяющая городскую жизнь и связанные с ней сложности, не терпит индивидуальных трудностей и неудач. Город требует стойкости, упорства и настойчивости, и его не впечатляют слезы.
Фильм служит социальным комментарием к жизни женщин в советском обществе, подчеркивая их стойкость и борьбу за профессиональную и личную самореализацию в обществе, наполненном классовыми и гендерными предрассудками. В фильме также подчеркивается иллюзия социальной мобильности, когда границы между классами могут казаться размытыми, но на деле оказываются жесткими. Стремление к счастью изображается не только как достижение материального успеха, но и как поиск личного удовлетворения и любви.
Фильм "Москва слезам не верит" - это глубоко человечный фильм о стойкости, амбициях, любви и непреклонной силе женщин, размышляющий об общественных устоях, гендерных ролях и классовом разделении в советском обществе. Он передает вечное послание о главных ценностях человеческой жизни, таких как любовь, уважение, настойчивость и мужество жить в соответствии со своими принципами.