Найти тему
В поисках айкидо.

ОРУЖИЕ В АЙКИДО. Меч.

Меч часто считают необходимым и обязательным дополнением к техникам айкидо. Много сенсеев считают взмахи мечом и перемещения с мечом основой для форм айкидо, и более того, с чем я и попробую поспорить в этой статье – определяющими движениями для айкидо форм. Другими словами, формы айкидо и их выполнение могут быть построены только на движениях с оружием. Подобно тому, как строили свою технику Сёдзи Нисио и Морихиро Сайто. Все остальное - не айкидо, а только его подобие. Так ли это?

Морихиро Сайто
Морихиро Сайто

Начну с того, что во времена Морихея Уэсибы, а в частности во времена Кобукан додзё, среди учеников основателя было много мастеров меча. В частности, можно упомянуть Киёси Накакуру, мужа дочери Морихея Уэсибы - Мацуко. В то время Накакура был подающим надежды адептом кендо. Он позже оставил семью Уэсибы ради того, чтобы посвятить кендо свою жизнь. В 80-х годах у него был 9 дан кендо. Стал одним из известнейших мастеров Японии. Также одним из учеников Уэсибы был известный мастер Катори Синто Рю Ёсио Сугино. Все это наложило отпечаток на технику айкидо. Но почему же, например, с дзе не так? Об этом я упоминал в предыдущей статье здесь.

Киёси Накакура
Киёси Накакура

Ёсио Сугино
Ёсио Сугино

Причины тому, что в отличие от дзе, техники с мечом имеют большее количество форм и долго во многом были основой для безоружных техник, мы можем найти в трех фактах, возникших в разное время, в периоды зарождения, становления и развития айкидо, такого, каким мы знаем его сейчас.

Факт первый. Меч в старых школах будо и будзютсу во многом стал символом сокровенного знания о воинском Пути и мерилом мастерства военного сословия. Человек, хорошо владевший мечом, стал считаться экспертом и в других областях воинского искусства. Это стало как раз плодом трансформации будзюцу (навыков боя) в будо (систему сословного воспитания). Устоявшаяся до последнего времени уникальная культурная среда способствовала во многом сохранению подобного отношения к мечу в современном Будо. И айкидо не стало исключением.

Факт второй. Морихей Уэсиба использовал меч и дзе в своих многочисленных практиках мисоги. Подобное можно увидеть в эмбу Риндзиро Сирата и Хироси Тада. Конечно, это сделало отношение к мечу, да к дзе тоже, более возвышенным и уважительным. Как к чему-то сокровенному.

Хироси Тада
Хироси Тада

Факт третий. Формы с мечом, не имеющие изначально структуры, имеющие синкретический характер, то есть состоящие из элементов техник различных школ, требовали систематизации. Это и сделал ученик Основателя Морихиро Сайто. Именно его труд – «Традиционное Айкидо» - стал для многих в 70-х основой для изучения и айкидо, и техник с оружием. А поскольку описанные техники с оружием и без имели прямое соотношение, это и стало долгой традицией. Также для изучения техник с оружием появилась еще одна причина, упомянутая Лиз Клейн в биографии Кадзуо Тиба. Она связывает, ссылаясь на слова Тиба сенсея, его интерес к иайдо и техникам с мечом, с тем, что лезвие меча напоминает о наличии тонкой грани между жизнью и смертью в техниках. Этого очень не хватало Тиба сенсею в его практике айкидо в начале 80-х. Он считал, что айкидо выхолащивается и теряет дух Будо.

Кадзуо Тиба
Кадзуо Тиба

На мой взгляд, любая из этих причин не делает технику с оружием определяющей в айкидо.

«Если вы используете свое тело в соответствии с принципами айкидо, то логично, что вы так же можете и приложить эти навыки к работе с оружием».
Мицунари Канаи

Мицунари Канаи
Мицунари Канаи

Можно заниматься и без оружия, и это тоже будет айкидо. И наличие или отсутствие оного не повлияет коренным образом на мастерство. Однако техники с оружием вполне могут помочь вам: понять истоки тех или иных форм, манеру исполнения техник сиханами, а также усовершенствовать свою технику и понимание принципов айкидо. Ведь если вы понимаете принципы айкидо, то вы сможете продемонстрировать их и с оружием, и без.

Хорошего Вам кеико!

Увидимся на татами!