Эркин Тузмухамедов, директор Национальной Лиги Дистиллеров.
Когда говорят об импортозамещении – в любой отрасли и сфере, где лукавство и словоблудие, а где реальное решение проблемы?
Например, вся проблема в «производстве» нового «Москвича» - переклеить родной китайский шильдик на «Москвич», ну и перевести с иероглифов на кириллицу все тексты. Ни одной локально произведенной детали. Это «импорторзамещение»?
Или, как до февраля прошлого года происходила «сборка» автомобилей BMW? Из Германии доставлялся фактически целый автомобиль, но без колес - и к нему тут прикручивали колеса. Это называлось «крупноагрегатная сборка».
Может ли подобное называться «произведено в РФ»? Просто рабочий, вероятно, с низшей квалификацией привинтил к собранному в Германии автомобилю колеса, которые шли отдельно. Для снижения таможенной базы. И отчетности чиновников.
Поговорим о крепком спиртном, а точнее – о глобальных категориях крепких напитков. А их пять – виски, бренди, ром, джин и водка. Что из этих категорий может быть реально импортозамещено, а что – для отчетности чиновников с радостными победными воплями об «импортозамещении».
• Для начала цифра: Общая емкость российского рынка крепкого алкоголя – около 1 миллиарда 800 млн. литров. Из них - 1.15 млн – легально.
Раствор этилового спирта, или «водка»
Недавно все СМИ обсуждали протест шведского производителя водки Absolut к компании, которая владеет брендом о продаже их продукции в РФ. В результате международного резонанса компания Pernod Ricard объявила о прекращении работы в РФ, хотя один из их брендов, коньяк «Арарат», на 80% зависит от рынка России.
Нужна ли импортная водка в России? А зачем? Это абсолютный, чистый спирт-ректификат, разбавленный водой до 40%, и этот продукт начисто лишен каких-либо родовых признаков, ни вкуса, ни аромата исходного сырья. И какая разница, где бодяжить спирт, если он ректификат? Импорт водки в Россию – идея довольно абсурдная, но небольшое количество потребителей импортной водки в России есть. Это типичный пример брендозависимости. Функционально в ректификате никакой разницы нет.
Смотрим цифры: в мире потребление водки – менее 30%, но в России в алкогольной корзине среднего потребителя водки 86%. В 2022 году в России было выпито 770 800 000 литров водки. Доля импорта в категории водка – погрешность. Уход Absolut (и других импортных водок) – для 99,9999% россиян вообще ничего не значит.
Вывод - полное импортозамещение в этой категории было всегда (если не брать в учет растворы произведенные в бывших республиках СССР), потому что импорт водки «западных» стран – погрешность.
Вообще не понято, зачем импортировать раствор этанола.
Джин - любимый напиток английской королевы
Джин, глобально – динамично растущая категория, за последние 10 лет в мире категория «джин» удвоилась и составляет около 6%, а в России – выросла в 10 раз. Сегодня это один из самых модных напитков.
Продажи в России в 2022 году составили 14 267 000 литров джина. Это и российский, и импортный джин. Доля импортного джина постоянно падает. В первой десятке джинов в России лишь одна международная марка (Gordon’s – он же #1 в мире) и одна белорусская. Остальные – все произведены в России. Сегодня в России практически все ЛВЗ производят джин – более 150 федеральных и региональных марок джина.
Вообще в Евросоюзе две категории джинов – Distilled Gin и самая престижная и строгая по технологии категории – London Dry Gin. Есть так же так называемый compound gin – «составной», который является ничем другим, как спиртом-ректификатом с ароматизаторами и эссенциями. То есть фактически это ароматизированная водка. В России, к сожалению, большая часть джинов так и делается – смесь ректификата с ароматизаторами. Ну и вторая проблема с отечественным джином – почти все они – «закос» под английские джины: все названия и надписи на этикетках по-английски, попытка имитировать западные аналоги.
Вывод – возможно полное импортозамещение категории, но пока недостаточно опыта (а скорее всего и желания – проще добавить в водку ароматизаторов, чем заморачиваться с качественным продуктом), традиций и мощностей для производства джинов высшей категории качества.
Виски
Виски – самая популярная глобальная категория крепких напитков. Основные традиционные страны-производители виски – Шотландия, Ирландия, США, Япония, Канада. Но сейчас не так много стран, НЕ производящих виски (например, Пакистан, Иран, Афганистан и ряд других стран в Азии и Африке).
Продажи российского и импортного виски в 2022 году составили около 66 500 000 литров. Это вторая после водки категория крепких напитков в РФ, хотя и меньше водки в 10 раз.
В России несколько предприятий заявили, что используют российский выдержанный дистиллят: Саранский ЛВЗ (Кемля), НПП «Виски России» (IBEX и Black Corsair), ЛВЗ Фортуна (Zeppelin), Ладога (Fowlers и др.). Пока что в России собственные спирты для виски делают лишь Саранский ЛВЗ, но мощности минимальные и скорее могут быть описаны как экспериментально-лабораторные. Относительно заметные объемы делает дагестанское предприятие «Виски России», а остальные компании, которые производят свой виски из российских спиртов, используют зерновой виски (выгонка в колоннах непрерывного действия, а не в медных кубах) производства компании «Центрпродукт» из Буденовска. Первая настоящая дистиллерия виски запускается в июне этого года компанией «Алвиса» - проект был начат в 2012 году, дизайн, проектирование и все оборудование построено ведущей компанией, строящей дистиллерии в Шотландии.
Но большая часть т.н. «российского виски», то есть, напитки, разлитые на территории России, сделаны из «балка» или готового виски, уже выдержанного и купажированного и привезенного в Россию в цистернах. Здесь напиток лишь разбавляется водой и разливается в местную бутылку под локальным брендом. Треть всего виски в России сделана из шотландского «балка» - 20 миллионов литров. До февраля прошлого года большая часть ведущих международных марок шотландского купажированного виски разливалась на территории РФ, но сейчас из глобальных брендов в России разливается лишь William Lawson.
Но за последний год уже начались поставки «балка» для производства т.н «российского виски» из Армении, Китая, Индии. Армения вообще вошла за последний год в список крупнейших мировых производителей виски, но экспортируют лишь балком в Россию. Примерно, как и Белоруссия, производящая тонны креветок, гребешков и прочих морских деликатесов.
Вывод – на сегодняшний день об импортозамещении говорить не приходится, на лицо брендозамещение: локальные марки виски с иностранными названиями и бренд-легендами разливаются в России из спиртов, сделанных в Шотландии, Ирландии, а также в Армении и Индии с Китаем; первые заметные плоды импортозамещения возможны лишь через 3-5 лет.
При этом импортозамещение самых престижных и качественных категорий виски и отдельных брендов (солодовый шотландский виски, элитные марки бурбонов и т.п) невозможно в принципе.
Ну, к примеру организация, известная как «1 рейтинг», провела в начале июня слепую дегустацию 35 образцов виски в ценовом сегменте до 1500 рублей, и лучшими из них были признаны те, что были сделаны из шотландских спиртов в РФ, или импортный виски в бутылках.
Бренди или «коньяк российский»
Понятие «коньяк российский» довольно абсурдно, потому что Cognac – это защищенное географическое наименование, признанное во всем мире, за исключением РФ, и, возможно, Пакистана и Афганистана. Cognac делается из определенных и перечисленных в законах Франции сортов винограда, выращенных в 6 субзонах вокруг города Коньяк, чья площадь описана до метра и составляет 80 000 га, и далее в законах точно оговорены методы винификации и перегонки вина (только традиционные медные аламбики, с максимальной загрузкой 2500 литров), а также способы и времени выдержки, в том числе сорта разрешенных дубов.
Остальные выдержанные виноградные дистилляты в мире принято именовать brandy. Надо сказать, что Cognac не относится к категории brandy, а eau de vie du vin (вода жизни из вина). Так что поговорка «коньяк – это бренди, но не каждый бренди – коньяк» не верна.
Brandy в мире можно выгонять и в колоннах и не подвергать выдержке, а настоять на дубовой щепе в металлических ёмкостях. Технология изготовления «коньяка российского» больше соответствует именно brandy, потому что значительная часть виноградных дистиллятов выгоняется в колоннах, а не в аппаратах дробной возгонки, и подавляющая часть готового спирта не выдерживается в бочках, а проводит небольшое время в цистернах на дубовой щепе.
Ну, и цифры – рынок «коньяка» в РФ за 2022 год - 15 000 000 литров. Из них:
• 3 % Франция
• 7 % Грузия
• 24 % Армения
• 64 % - Россия, но в т.ч. из спиртов завезенных балком.
• Виноград для российских спиртов возможно выращивать в Дагестане, в Крыму, в Краснодарском крае, Ставрополье.
Ну, и наконец, общая площадь виноградников в РФ – 80 тыс га. Это и для вина, и для «поесть», и для изготовления «коньяка российского». Для сравнения напомним, что площадь виноградников в районе города Коньяк, исключительно для изготовления напитка под названием Cognac – 80 тыс га.
Вывод:
Импортозамещение Cognac невозможно, так как это защищенный географический бренд.
• Категория «бренди» в значительной степени импортозамещена, но во многом благодаря зарубежным спиртам.
• Полное импортозамещение категории «бренди» возможно через десятилетия - после восстановления виноградников как минимум до горбачёвского уровня. В 1986 году почти все виноградники в СССР были вырублены.
Напиток пиратов — ром
Самый летний и праздничный из всех крепких напитков – ром, основа самых простых и популярных коктейлей – Куба Либре, Мохито и Дайкири.
Продажи этой категории в России сопоставимы с джином - 13 100 000 литров. Лидеры – импортные марки (Bacardi с огромным отрывом - 2 350 000 литров). Но появились и локальные российские марки – Mama Jama (Челябинск), Devil’s Island (Краснознаменск), Кастро (Дмитров), Chrisoforo (Тула). Недавно на дегустации «1 рейтинг» из 25 марок, представленных в отечественной рознице ромов, 8 были российскии, местного розлива.
В голове сразу возникают образы плантаций сахарного тростника вокруг Челябинского Тракторного Завода, где поля обрабатываются танками «Армата», собранными на этом производстве. Или тростник высадили вместо камыша в Беломорканале, и поэтому его собирают в Дмитрове для изготовления рома. Ан нет!
Ром технически в России делать возможно, но лишь из привозного сырья – тростниковой патоки. Ну, не растет у нас сахарный тростник. Но это сложно. Поэтому все российские марки производятся из рома, завезенного балком в основном из Доминиканы, а также Армении, которая уже тысячелетия славится на весь мир своим ромом, как и знаменитым армянским виски.
Вывод: импортозамещение рома возможно лишь после вхождения в состав Российской Федерации стран Латинской Америки или Азии. Но этот исторический шанс уже упущен.