Мы давно хотели внести ясность в вопрос о происхождении "древне-русских летописей", которые являются "священной коровой" всех историков-любителей из числа образованных людей.
Василий Осипович Ключевский - авторитет из авторитетов по этому вопросу, поэтому обратимся к его лекциям для выпускников исторических факультетов :
Итак, в Лекции I обсуждается научная задача изучения местной истории.
-------- Лекция II : план курса; колонизация; периоды русской истории; ...
-------- Лекция III : География Европейской России; ландшафт; климат; ... ------------------ Лекция IV : Природа страны и история народа; Связь с географией; ------
Лекция V : Начальная Летопись : (вот это нам и надо!) : "Обращаясь к изучению первого периода нашей истории, нельзя не исполнить ещё одного подготовительного дела: необходимо рассмотреть состав и характер Начальной летописи, основного источника наших сведений об этом периоде. ...
!!! Летописное дело в Древней Руси. "Летописание было любимым занятием наших древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приемам византийской хронографии, они скоро усвоили её дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твердое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своем деле.
Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом. Поэтому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквях и особенно монастырях велись на общую пользу по-годные записи достопамятных происшествий.
Сверх таких частных и церковных записок велись при княжеских дворах и летописи официальные. Из сохранившейся в Волынской летописи грамоты волынского князя Мстислава, относящейся к 1289 году (конец XIII века) видно, что при дворе этого князя велась такая официальная летопись, имевшая какое-то политическое значение. Наказав жителей Берестья за крамолу, Мстислав прибавляет в грамоте: "а вопсал есмь в летописец коромолу их".". (Здесь: вопсал, др.русс. вписал; есмь - я; летописец - летопись; коромола - крамола, неповиновение властям).
С образованием Московского государства официальная летопись при государевом дворе получает особенно широкое развитие. Летописи велись преимущественно духовными лицами, епископами, простыми монахами, священниками; официальную московскую летопись вели приказные дьяки." (министерские работники, по-нашему, т.к. Приказ, по-нашему, Министерство). (Как видите, поле для редактирования - немереное!).
"Рядом с событиями, важными для всей земли, летописцы (летописатели) заносили в свои записи преимущественно дела своего края".
"Первичные записи, ведёные в разных местах нашего отечества, почти все погибли; но уцелели составленные из них летописные своды. Эти своды составлялись так же в разные времена и в разных местах. Если соединить их в один цельный общий свод, то получим почти непрерывный по-годный рассказ о событиях в нашем отечестве за 8 столетий, рассказ не везде одинаково полный и подробный, но отличающийся одинаковым духом и направлением, с однообразными приёмами и одинаковым взглядом на исторические события". (!!! Обратите внимание: учитывается только ОДНА, ПРАВИЛЬНАЯ, точка зрения!).
"И делались опыты такого полного свода, в которых рассказ начинается почти с половины (с середины) IX века и тянется неровной, изредка прерывающейся нитью через целые столетия, останавливаясь в древнейших сводах на конце XIII или начале XIV века, а в сводах позднейших теряясь в конце XVI столетия и порой забегая в XVII, даже в XVIII век.
Археографическая комиссия, особое ученое учреждение, возникшее в 1834 году с целью издания письменных памятников древней русской истории, с 1841 года начала издавать Полное собрание русских летописей и издала 12 томов этого сборника". ( на конец XIX века ).
Древнейшие списки Начальной летописи. " В таком же составном сводном изложении дошло до нас и древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII века по 1110 год включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в старинных летописных сводах, прежде было принято называть Летописью Нестора, а теперь чаще называют Начальной летописью." ..... "До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из под пера древнего составителя" (!) ( в наше время , 2023 год, всё так же!).
Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей, который в позднейших сводах доходит обыкновенно до конца XVI века."
!!! ( ВНИИМАНИЕ!) " Если хотите читать Начальную летопись в наиболее древнем её составе, возьмите Лаврентьевсий или Ипатьевский её список.
Лаврентьевский список - самый древний из сохранившихся списков общерусской летописи. Он писан в 1377 году "худым, недостойным и многогрешным рабом Божиим мнихом Лаврентием".для князя суздальского Димитрия Константиновича, тестя Димитрия Донского, и хранился потом в Рождественском монастыре в городе Владимире на Клязьме. В этом списке за Начальной летописью следуют известия о южной Киевской и о северной Суздальской Руси, прерывающиеся на 1305 году." ( От автора статьи: значит, события второй половины IX века (850 год и более поздние) и дальше до 1110 года, т.е. до начала XII века, переписываются в середине XIV века, т.е. спустя 50 + 405 лет (чуть больше 4,5 веков!), а впервые записаны в 1110 году , т.е. 50 + 200 + 110 = 360 лет, т.е. два века, X и XI, и + 50 и +110 лет). Итого: 360 лет спустя после описываемых событий! Запомним!
"Другой список, Ипатьевский, писан в конце XIV века или в начале XV столетия и найден в костромском Ипатьевском монастыре, от чего и получил свое название. Здесь за Начальной летописью следует подробный и превосходный по простоте, живости и драматичности рассказ о событиях в Русской земле, преимущественно в южной Киевской Руси XII в., а с 1201 по 1292 г. идет столь же превосходный и чисто поэтический рассказ Волынской летописи о событиях в двух смежных княжествах - Галицком и Волынском." ( И это запомним!)
--------------------------- продолжение следует ----------------------------------