Вожатый — это профессия-птица. Так говорят те, кто проводит лето вместе с детьми, и даже в разгар учебного года мечтает о том, чтобы хоть на недельку вырваться из душного города в мир отрядных дел и душевных свечек.
Вожатство — стиль жизни для многих активных студентов, но это не только радость от встречи с новым отрядом и купание в море летом, но и большая работа, связанная с саморазвитием и рефлексией опыта.
О том, как важно быть наставником для ребёнка, как применять полученные в университете навыки в работе в детском лагере, и что вожатство даёт в обычной жизни, рассказали нам вожатые СПО «Вышка — детям» НИУ ВШЭ.
Вожатство - это...
«Вожатство — это любовь! Любовь к делу, любовь к детям, любовь к напарникам, любовь к лету, свечкам, танцам и тёплым пледам»
София Кравцова, ОП «Медиакоммуникации»
Вожатство — это поначалу маленькая жизнь, которая быстро перестаёт быть маленькой и становится просто жизнью. Делом жизни. Вожатство помогает реализовывать проекты, работать с людьми, учиться на своих ошибках и экологично их переживать.
В лагерях находятся не просто друзья, но единомышленники, с которыми хочется работать и вместе достигать новых вершин. Это сообщество затягивает, и из него уже не получается, да и не хочется выбираться.
«Для меня вожатство, в первую очередь, это способ быть собой, при этом не боясь какого-либо осуждения со стороны окружающих. Только во время работы вожатой я чувствую себя по-настоящему на своём месте»
Валерия Макарова, ОП «История»
Школа вожатых — это важно!
Школа вожатых не просто учит работать с детьми, хотя так и кажется на первый взгляд. Параллельно студенты развивают важные универсальные компетенции.
В «Вышка — детям» наставники стараются каждому дать возможность раскрыть себя и свой творческий потенциал. Здесь приветствуется ярко выражать свои эмоции и не бояться осуждения, предлагать любые идеи, чтобы они были услышаны.
У каждой команды в Школе есть наставники, которые готовы поделиться своим опытом, выслушать любые переживания, помочь сделать то, что очень хочется, но пока страшно.
«Как куратор, я помогаю выпускникам с трудоустройством, даю советы даже после окончания ШВ о том, как решить тот или иной кейс. И я знаю, что другие кураторы делают так же»
Анастасия Тимофеева, ОП «Социология»
Школу вожатых нужно пройти хотя бы для того, чтобы понять — твоё это или нет. Наставничество или, как принято говорить в «Вышка — детям», кураторство, осуществляется в рамках работы с командами.
Кураторы — опытные вожатые, которые уже были на сменах и могут передать компетенции и знания следующему поколению вожатых. Связь наставников с участниками Школы сохраняется во время и после обучения, наставники всегда открыты к общению и сотрудничеству.
«Школа вожатых от «Вышка — детям» (в отличие от других школ) — это не только площадка для подготовки к работе в лагере, но и отличное место для развития важных универсальных навыков, обучения организации мероприятий и проектов. Это сообщество особенных людей, рядом с которыми ты продолжаешь идти и после завершения Школы»
София Кравцова, ОП «Медиакоммуникации»
Вожатство VS обычная жизнь
Соня Кравцова рассказала нам о 7 вожатских правилах, которые полезно соблюдать не только на смене, в команде вожатых, но и в любом другом коллективе. По мнению Сони, они помогают наладить в команде комфортную обстановку, в которой каждый сможет работать продуктивно.
Вот эти правила:
1. Правило «0:0»
Не опаздывай, а если задерживаешься, то предупреди заранее!
2. Правило поднятой руки
Прекратить шум можно только спокойствием, поэтому, замечая поднятую руку, мы замолкаем и прислушиваемся друг к другу.
3, 4. Правило вежливого общения и правило взаимного уважения
5. «Один за всех и все за одного»
Мы — команда, а не просто группа незнакомых людей. Поэтому всегда стремимся к общению, пониманию друг друга и совместному решению всех проблем.
6. Правило бережного отношения
Мы бережём не только общее имущество, но и чувства друг друга.
7. Правило «опытного наставника»
Мы все когда-то были или будем «новичками» в том или ином деле. Чтобы легче влиться в коллектив и узнать больше о его особенностях, рядом с нами всегда окажется опытный друг. Важно ему довериться, ведь когда-нибудь мы сами станем такими же проводниками для новых людей в команде.
«Вожатский опыт учит с ледяным спокойствием реагировать на любое самое неожиданное происшествие и быстро решать проблемы. На смене дети с богатой фантазией постоянно что-то вытворяют, и задача вожатого — решить ситуацию. В работе важно найти общий язык с каждым ребёнком из отряда, даже если, на первый взгляд, он не близок тебе по характеру или ценностям. Ты учишься искать в каждом человеке то, что может в нём понравиться, учишься не делить мир на чёрное и белое, и со временем это переходит в обычную жизнь»
Анастасия Тимофеева, ОП «Социология»
Как правильно быть наставником для ребёнка?
Взрослый всегда является наставником для ребёнка, даже если это всего на 14 или 21 день. Вожатый, конечно, не может кардинально поменять жизнь ребёнка, но может заложить в него новые идеи, которые со временем самостоятельно вырастут.
Для кого-то одного неожиданностью может стать способ решения конфликтов с помощью слов. Другого ребёнка вожатый сможет научить самостоятельно застилать кровать, и это повысит его самооценку и уверенность в себе.
Самое важное в наставнике как для ребёнка, так и для взрослого — взаимное понимание и принятие. Если ты готов принять человека целиком, со всеми его плюсами и минусами, не стремишься перекроить его под себя, а ведёшь честный диалог, это стимулирует рост.
«Мне кажется, точного ответа на этот вопрос нет. Каждый ребёнок индивидуален, и эти особенности нужно учитывать при работе с ним. Ребёнок на то и ребёнок — он может многого не знать, а наша цель как наставника — провести ребёнка в этот взрослый мир и показать, что на самом деле это не так уж и страшно»
Валерия Макарова, ОП «История»
На смене вожатый становится для ребёнка самым близким человеком в новой обстановке. Идеальных правил общения нет, однако есть одна важная цель: наставник должен стать тем, с кем ребёнок будет чувствовать себя комфортно и тем, кому он сможет довериться.
Профессиональные навыки и вожатство
«Я учусь на первом курсе ОП «Медиакоммуникации». В учебном году я ездила на зимнюю смену в лагерь. Тогда я почувствовала, как стала использовать проектное мышление, которое мы развивали на практических семинарах. Я думаю, что за этот год университет скорее не дал мне конкретные навыки, а изменил образ мышления, расширил рамки, которые установились в голове ещё в школьное время. Уверена, что это хорошая основа для дальнейшего развития»
София Кравцова, ОП «Медиакоммуникации»
Университет развивает способность к постоянному обучению и креативное мышление. Учебные проекты и совмещение учёбы с работой не дают расслабиться, и знания делятся на те, которые точно пригодятся, и второстепенные. Социальная проектная деятельность помогает укреплять и развивать эти навыки.
«Со своей специальности (История) по большей степени я забираю именно фундаментальные знания, а уже их я применяю, когда езжу на образовательные выезды: олимпиады, смены, направленные на изучение чего-либо. В общем, стараюсь сделать так, чтобы и моё образование мне помогало в работе»
Валерия Макарова, ОП «История»
Навыки, полученные в университете, могут применяться в вожатстве, а бывает и наоборот. В учёбе пригождается и умение общаться с людьми разных возрастов и разных взглядов, и умение брать на себя ответственность, импровизировать, с головой погружаться в дело.
«Я учусь на Социологии, поэтому вожатство тесно связано с моей специальностью. Я понимаю, почему дети в отряде не могут подружиться друг с другом не только на индивидуальном психологическом уровне, но и на уровне групп, коллективов. Я понимаю, какие тенденции есть в обществе, какие знания и навыки наиболее актуальны благодаря учёбе. Именно их я и стараюсь развивать в детях. Для меня вожатство — это наблюдение за обществом в миниатюре, в котором действуют всё те же законы, это помогает мне лучше учиться и даёт возможность применять знания на практике»
Анастасия Тимофеева, ОП «Социология»
Рефлексия опыта
По словам Насти Тимофеевой, с помощью рефлексии можно достичь трёх основных целей: лучше узнать себя, отследить динамику коллектива, улучшить качество работы. После мероприятия или в конце дня важно подвести итоги для того, чтобы замедлиться и осознать произошедшее на более глубоком уровне.
Обычно в ходе рефлексии задаются вопросы о том, как участники себя чувствовали и почему они испытывали именно такие эмоции, что нового они для себя узнали. Рассматриваются разные взгляды на ту или иную ситуацию. Если она вызвала трудности, обсуждается, что в следующий раз стоит сделать, чтобы избежать проблем. Рефлексия помогает учиться на ошибках других.
«Рефлексия — это лучший способ проанализировать, понять и прочувствовать события, свои и чужие ощущения и мысли. Для ребят из моих отрядов я люблю делать атмосферные рефлексии в игровом формате. В таких ситуациях мне важна искренность каждого из них, поэтому я стараюсь создать максимально доверительную и комфортную обстановку, в которой мы с ними честно разговариваем, делимся эмоциями, проговариваем переживания, проводим ассоциации или просто слушаем музыку, которая подходит нашему настроению»
София Кравцова, ОП «Медиакоммуникации»
Обсуждать всё, что делает команда — важнейший элемент любой коллективной работы.
«Рефлексию мы проводим в самых разных вариациях, масштабах и техниках! Выделяя сильные зоны, мы их закрепляем; говоря о том, что не получилось, мы думаем обо всём вытекающем: почему так вышло, можно ли было это предотвратить и каким образом можно работать с последствиями. Какие бы механики ни существовали, мне привычнее всего свечки, но, например, с возможными дополнениями и установками (например, какие-либо ограничения по количеству слов, чтобы выразить основную идею более точно»
Валерия Макарова, ОП «История»