Найти в Дзене
Зачем снятся сны

"Итальянский эксперт из Одессы". Начало

Произведение длиннее моих обычных опусов, поэтому я буду выкладывать по 10 страниц, а не по 5!

Никто не знал, почему фее Магисе вдруг пришло в голову странное решение - выбрать лучшую страну, которая получит право на осуществление любого проекта, а все остальные должны будут ей подчиняться. Страной этой оказалась Италия. Неизвестно, почему Магиса сделала такой выбор. Но речь не о ней, а о том, что в Одессе жили учитель русского языка и русской литературы Мава Итшидов и его жена Диана – учительница физкультуры, бывшая спортсменка. Итшидовым удалось поднять школу на новый уровень. Если раньше учителя не знали, как решить проблему небольшого количества учеников, то теперь такой проблемы не было: многие дети стремились попасть к лучшим учителям. Многие одесские дети… За пределами города никто ничего не слышал об Итшидовых, и Мава очень переживал по этому поводу. Диана же принимала свою судьбу и смеялась над мужем:

Всех смешит наш милый Мава,

Потому что хочет славы!

Знает даже детвора:

От добра искать добра

И для славы жить не надо!

Дети – лучшая награда,

Их приятные слова.

Понял, Мавушка? Раз-два!

Мава сомневался в литературной ценности таких стихов и говорил, что Диана никогда не сможет стать настоящим поэтом.

- А зачем? – не понимала Диана. – Я и не претендую! Забудь о славе!

Итшидовы очень любили свою школу 7521, работали с полной отдачей, притягивая к себе все новых и новых учеников. Можно привести примеры трёх уроков.

Физкультура Дианы Андреевны Итшидовой в 9 классе (1-й урок из 2-х на неделе)

Диана: Как вас много! Может быть, мы сегодня поиграем в волейбол?

Дети: Да!

Диана: Но вот незадача: программу выполнять тоже надо! И без разминки обойтись никак нельзя!

Дети: Разминка? Нет, не хотим! Диана Андреевна, давайте сразу волейбол!

Диана: Проверяю знания по религиозной культуре: о чем говорит запрет на вход в алтарь?

Отличник Егор: Понял. Показывайте разминку, Диана Андреевна!

Диана: Но вы, похоже, не хотите. Я покажу быструю разминку, благодаря которой мы всё успеем! Но это уже программа школы астрального языка. Вы готовы?

Виталик, свободно говорящий на астральном языке: Конечно! Астральный все знают! Не думаю, что в специальной школе такая усложненная программа!

Диана: Хорошо. Сейчас мы сначала быстро войдем в медитативное состояние, а потом так же быстро из него выйдем. Для этого нужно подпрыгнуть, прокрутиться на одной ноге, присесть и вытянуть ногу вперед. Вообще, существует много комбинаций, но эта самая простая! Если вы, читая надпись на астральном, видите русские буквы, значит, все получилось! Подожди, Зоя, не делай: ты еще не поняла главный секрет, который заключается в том, что это надо делать быстро! Есть нормативы, но мы пока не будем об этом думать, ведь танцы для вхождения в медитативное состояние – это очень серьезная дисциплина, по которой в школе астрального языка сдают отдельный экзамен. Выход из медитативного состояния делается так: подтягиваем вытянутую ногу, вырастаем из приседания, снова приседаем и вырастаем, крутимся на одной ноге и подпрыгиваем! Поехали: вошли – вышли, вошли – вышли, вошли – вышли, вошли – вышли! Молодцы – разминка завершена. Теперь, я уверена, вы все сдадите кувырки на пять. Во-первых, мы с вами готовились. Во-вторых, я люблю всем ставить пятерки за старание… но, к сожалению, стандарты не позволяют. В-третьих, даже короткое пребывание в медитативном состоянии способно привести к успеху! Молодцы! Все получили заслуженные пятерки! Теперь: кто помнит правила волейбола?

Даня: Но нам придется играть не по правилам – нас много!

Диана: То есть ты хотел сказать, что играют две команды по шесть человек, которые передачами сверху и снизу перебрасывают мяч через сетку? Нет, эти правила мы давно выучили. Что мы постоянно забываем?

Кристина: Три касания?

Диана: И про три касания везде написано! Тёма, о чём я говорю? Ты прекрасно знаешь!

Тёма: Нельзя смеяться над соперниками и ругать слабых игроков своей команды. Больше не буду, Диана Андреевна!

Диана: Вот теперь можно играть!

2-й урок из 2-х на неделе

Диана: Сегодня мы проведем качественную разминку, потому что никаких нормативов сдавать не будем. Со мной даже это не скучно! Присели, в приседе по кругу марш! Что, тяжело? Зато не скучно – только из-за моего колдовства у вас возникают трудности при выполнении простого задания!

Сара: Это вы верно подметили, Диана Андреевна! Надеюсь, я все-таки смогу сдвинуться с места!

Диана: Что, интересное упражнение было? Теперь идем, работая руками – то в стороны, то вверх! Идите, идите! Что, ноги болят? Это чтоб интересней было! Если полететь, то все пройдет, а кто не хочет летать, тот пусть терпит!

Дети: Ура! Полеты на физкультуре!

Элла: Какой странный урок физкультуры… Как он не похож на все остальные…

Диана: Теперь просто бежим, стараясь соблюдать главное правило! Знаете, какое?

Дети: Никого не обгонять!

Диана: Молодцы какие – всё знаете! Налево по три марш! Думаете, сейчас будет традиционный комплекс? Нет – сейчас будем танцевать менуэт! Точнее, после разминки! Разминка будет заключаться в следующем: мы сделаем несколько элементов экзерсиса у станка, а потом port de bras, чтобы разогреть руки! Влад, а ты на занятия раньше не ходил, не знаешь, что такое экзерсис, что такое port de bras, думаешь, тетенька совсем с ума сошла…

Влад: Нет, Диана Андреевна. Я как раз очень увлечен балетом и знаю, что экзерсис у станка обычно делается в следующем порядке: plié по всем позициям (demi-plié – приседание без отрыва носка от пола, grand-plié – пятки отрываются от пола), battement tendu – вытягивание ноги вперед, в сторону и назад, battement tendu jete – отведение ноги в указанных направлениях с броском, rond de jambe par terre – вращение вытянутой ноги по земле в тазобедренном суставе, battement fondu – плавное отведение ноги во всех направлениях через положение sur le cou-de-pied (нога обхватывает щиколотку), battement frappe – активные удары работающей ноги по опорной через положение sur le cou-de-pied, rond de jamb en l’air – круговращение ноги в воздухе в коленном суставе, petit battement – мелкие переносы работающей ноги спереди и сзади опорной, battement developpe – работающая нога скользит по опорной, достигает середины колена и вытягивается в заданном направлении на 90 градусов и выше, grand battement jete – бросок ноги на максимальную высоту. Port de bras – это устойчивые правила перевода рук из одного положения в другое.

Диана: Ну, раз все всё знают, можно начинать!

Русский язык Мавы Ибрагимовича Итшидова в 9 классе (1-й из 3-х на неделе)

Мава: Речь стала неотъемлемой частью нашей жизни. Но какими способами можно ее передать? Вот я для общения с вами использую устную речь. А как мы можем передать ее на письме? У кого есть предположения? Кристина, ты же у нас отличница!

Виталик: Она только все выучить может, а к рассуждению не способна!

Мава: Я знаю. Поэтому я и хочу научить ее думать. Потом Кристина будет за это очень благодарна. Кристина, не веришь? Попробую доказать на не очень приятном примере. Вот ты… во сне в этом нет необходимости, но в реальности ты, конечно, каждый день чистила зубы. А говорила ли ты в детстве, что никогда не будешь этого делать?

Кристина (виновато опустив голову): Говорила. Знаете, Мава Ибрагимович, я вам верю! Но разве мы не проходили прямую речь? Разве мы не проходили косвенную речь? Разве не проходили диалог? Я могу рассказать, как передать ваши и наши слова каждым из трех способов.

Мава: Именно с этой целью я тебя и спросил. Давай действительно повторим то, что мы знали раньше, а потом поговорим о четвертом способе передачи чужой речи!

Кристина пишет:

1. Мава Ибрагимович сказал: «Именно с этой целью я тебя и спросил». Или: «Именно с этой целью я тебя и спросил», - сказал Мава Ибрагимович.

2. Мава Ибрагимович сказал, что он спросил Кристину с целью актуализации знаний.

3. Кристина: Я могу рассказать, как передать ваши и наши слова каждым из трех способов. Мава Ибрагимович: Именно с этой целью я тебя и просил.

Мава Ибрагимович: Это были прямая, косвенная речь и диалог. Но есть еще несобственно-прямая речь.

Все: А как это?

Мава: Попробую объяснить на том же примере! Автор должен говорить словами героя. Я знаю, что никто из вас таким способом не может преобразовать предложение, поэтому и не буду вызывать никого к доске. Вы придумаете свои примеры, и без предложения я никого не отпущу! Это будет так: «Кристина может рассказать, как передать ее и мои слова тремя способами, и этого достаточно. Так думала самоуверенная ученица».

Виталик: Понял! «А как могут дети, которые не являются отличниками, чувствовать себя счастливыми? Кристина с первого класса задается этим вопросом».

Мава: Один совет: Кристину лучше больше не трогать.

Элла: Нет, Порфирий Андреев никогда не был худшим папой Одессы. Таким было его мнение о себе.

Мава: Думаю, мне будет лучше проверить предложения письменно. Тёма, показывай!

***

В марте, в день рождения известного певца Льва Ватрушкина, некоторые школы провели пробный экзамен по русскому языку в девятом классе. Через несколько дней выяснилось, что класс Мавы очень плохо написал работу. Диана сильно переживала: впервые за шесть лет преподавания в школе ее муж потерпел такое серьезное поражение! Но Мава даже немного радовался провалу:

- Все идет как надо, Диана. Я как раз вчера задумался: невероятный взлет, который произошел у меня и у моих ребят в третьей четверти, может привести к такому же падению. Плохая подготовка к экзаменам все уравновешивает. Тем более, пробные всегда сложнее! Я уверен, если дать стандартные задания…

- Стандартные! – усмехнулась Диана. – А откуда ты знаешь, что войдет в экзамен? Ты же не будешь перевоплощаться в составителя реального варианта, чтобы растрепать школьникам, что там будет?

- Если бы у меня была возможность безнаказанно кем-нибудь таким притвориться, я бы притворился экспертом. Но вот беда: все работы проверяются в господствующей ныне Италии, а я не знаю итальянского языка – даже с астральным раскроют! Я против натаскивания. Ты прекрасно знаешь, что моя задача – научить. Никакие экзамены не могут быть оторваны от учебного процесса. Я бы в школе экспертов узнал требования к заданиям, которые не знают ученики, я бы дал советы по правильной подготовке! Но все это, конечно, только плоды нашей фантазии.

Но перед началом новой четверти Мава уже стал беспокоиться. Дело в том, что в его обязанности входило наблюдение за учениками, которым предстоит сдавать экзамен. Не справившиеся с работой девятиклассники не смогли насладиться каникулами. Одни сначала готовились, перевыполняя планы на полгода, в которые не входили занятия на каникулах, потом не готовились. Другие сначала не готовились, потом готовились. Третьи не слишком серьезно относились к своему результату, поэтому отдыхали. Четвертые все время сочетали работу и отдых. Счастливым же себя не чувствовал никто…

Мава знал: 1 апреля девятиклассники будут просить не ругать. Но у Екатерины Алексеевны Адамовой, директора школы, наверняка другое мнение. Что же делать? Какой сценарий подготовить? Мава решил только проанализировать ошибки, а остальное пусть решают девятиклассники… Как назло, русский язык с девятым классом был поставлен первым.

- Ну что, ребят? – вздохнул Итшидов. – Как настроение?

- Не очень! – ответили некоторые ученики. Мава отметил, что именно они написали работу на 4 и 5, поэтому удивленно спросил:

- А у вас-то почему не очень?

Потом, прочитав еле заметную улыбку в глазах отличников и хорошистов, Мава все понял и решил ответить тем же:

- Ну конечно! Ведь для чего первого апреля люди приходят в школу? Чтобы пошутить! А вам, двоечникам, сейчас не до шуток: вы думаете, что будет делать Мава Ибрагимович, кого он будет ругать – вас или себя!

Даня, не справившийся с работой, решил прервать это неожиданное веселье:

- Простите, Мава Ибрагимович, но нам, настоящим двоечникам, действительно не до шуток. Мы думали, что попросим у вас прощения, вы скажете: «Да нет, это я виноват. Меня и накажите!» А мы бы сказали: «Нет, Мава Ибрагимович, вы нисколько не виноваты. Это наша вина… да и вариант достался сложный. Что делать будем?»

Это была не шутка, но Мава этого не понял. Он подумал: «Я не справился с задачей! Я не нужен им как учитель!»

- Что бы вы сделали на моем месте? – грустно спросил Итшидов.

- Я бы просто разобрала ошибки! – предложила Элла. – Не надо никого ругать, и это не шутка! Мы обязательно улучшим свои результаты!

Мава облегченно вздохнул и стал давать ученикам аналогичные задания, только более простые. Но никто не справился…

- Неужели это так сложно, ребята? Значит, моя учительская деятельность ничего не стоит? Точнее, деятельность по подготовке к экзаменам…

- С первым апреля! – закричали все, кто выходил к доске.

Как они осмелились разыграть Итшидова в такой критический момент? Мава не может оценить реальный уровень знаний… После двух уроков русского языка в девятом классе у него было два урока литературы – сначала в шестом, потом в восьмом. Мава старался в своей излюбленной манере разбавить скучную программу разнообразными приемами, но у него ничего не получалось, и ученики это чувствовали, но не возмущались, а предвкушали завтрашний вдвойне интересный урок, что касалось только восьмиклассников. Шестиклассники жалели, что у них в расписании на завтра не стоит компенсация за сегодняшний неудачный день. Они уже всё знали, такие дни не раз бывали у Мавы Ибрагимовича. Если же его вызывала Екатерина Алексеевна, как это было сегодня, он говорил:

- Простите, но я сегодня не могу. Мы сможем решить вопрос в другой раз.

Екатерина Алексеевна научила этому приему остальных учителей, но сегодня она была против:

- Боюсь, Мава Ибрагимович, у вас не будет другого раза.

- Не понял… Вы хотите меня уволить?

- Нет, Мава Ибрагимович, дело не в этом. Скоро вы поймете, о чем я говорю. Огромная просьба зайти ко мне именно сегодня… иначе действительно будете уволены!

Екатерина Алексеевна говорила, что, к сожалению, подготовка девятиклассников не проведена на должном уровне и теперь бедные дети вынуждены будут потратить много времени на самостоятельные занятия.

- Но варианты были сложными! – попытался оправдаться Мава.

- А разве вы не учитель высшего класса? – возразила Екатерина Алексеевна. – Девятый класс я у вас забираю, а на каждом уроке с другими классами будет присутствовать инспекция. Внимание: члены инспекции говорят только на астральном языке!

Долго продолжался этот неприятный разговор. Диана, уже давно пришедшая домой, беспокоилась за мужа. А Мава думал, что на этом его страдания закончились, поэтому выглядел совершенно счастливым.

- Диана, я у Екатерины Алексеевны был. Она…

Итшидов не знал, что простое сообщение вызовет такую бурную реакцию.

- Да? А я для тебя уже пустое место? Екатерина Алексеевна не должна так себя вести: все-таки директор! А ты – учитель высшего класса!

Мава совсем не ожидал такой реакции. Он пытался держаться, но все-таки из его глаз полились слезы.

- Ах, она тебя обидела! – воскликнула Диана. – А я на что?

- Да, она меня обидела! – закричал Мава. – Но это не то, о чем ты думаешь! За пробник ругала, девятый класс отобрала, инспекцию поставила… С классом еще можно примириться: если они меня не подведут и хорошо напишут ещё один пробник, может быть, вернут. Но инспекция будет мешать мне применять лучшие приемы!

- Почему же? Инспекция должна положительно относиться к образовательному прогрессу!

Но Маву сразу предупредили: теперь все его уроки должны идти строго по учебнику. Придя в школу на следующий день, он столкнулся с нападками со стороны других учителей. Итшидова обижали и раньше, завидуя его таланту. Самые злые могли месяца полтора напоминать об одном неудачном уроке, о котором давно забыли ученики. Сейчас ситуация была более серьезной…

- Все хвалили Маву Ибрагимовича, а выяснилось, что с более серьезными задачами он не справляется! – кричала учительница музыки. – Это все равно что Ватрушкин… Нет, я признаю его эстрадный талант, но вспомните, что было, когда он попытался перейти на романсы! Первая попытка – как будто вообще ничего не пел никогда! Так и вы, Мава Ибрагимович: экзамены вам не даются! Мава – шарлатан!

- Мава – шарлатан! – подхватили остальные учителя.

Мава не знал, что с того дня эта фраза прицепилась к нему. Уроки с инспекцией прошли, как и полагалось, строго по учебнику, но результаты контрольных работ оказались неудовлетворительными. Шестиклассники делали ошибки с целью протеста против сухого формата, а старшие действительно не понимали объяснений, изложенных без отступления от программы. Екатерина Алексеевна снова вызвала Маву. Он уже знал, что другой день будет нескоро, возможно, уже после майских праздников.

- Традиционный подход инспекция одобрила, - неожиданно произнесла Екатерина Алексеевна. – Но вы, несмотря на это, виноваты в низких результатах контрольных. Дело в том, что дети не привыкли к традиционной системе. Ваша задача – исправить эту ситуацию. Конечно, сейчас у вас не будет на это времени. Вы объясните детям необходимость летних занятий и переориентируете их под присмотром инспекции. До конца четверти вы будете работать без инспекции.

Последнее предложение Мава уже не слышал. Он в отчаянии выбежал из кабинета. Учителю вспомнились слова шестиклассников: «Мава Ибрагимович, не проводите уроки! Нельзя! Не хотим мы с этой инспекцией!» Может быть, действительно не ходить? Итшидов решил пропустить первый урок. Он просто сидел на скамейке, даже ничего не сообщая ученикам. А сообщать он не стал по очень простой причине: забыл! Так он сидел и думал: «Все кончено. Я больше не учитель. Прогуливаю уроки, как несчастный школьник! Зачем же мне теперь жить, если с работой такая ситуация? Я обречен. А другие? Они, в отличие от меня, счастливы! Да, каждому достается свой жребий. Наверное, те, кого судьба обделила с рождения, принимают это. А такие, как я? Кого ударило на всю жизнь? Что мне делать?»

- Что случилось, Мава Ибрагимович? – строго спросил Иван Полинин, староста шестого класса. – Вообще-то, у нас урок!

- Учитель имеет право опаздывать, Иван!

- Но вы не опаздываете! Вы собирались прогулять! Сейчас Екатерине Алексеевне позвоню!

«И что мне делать? – снова подумал Мава Ибрагимович. – Даже школьники на меня ополчились!»