В принципе, наверное правильнее было бы сначала рассказать о базе, которую немцы успешно использовали для создания тягача, но сам танк я собрал и покрасил значительно позже. Поэтому сегодняшняя статья о тягаче на базе чешского танка Pz.35 (t).
К началу Второй мировой войны, Чехия была среди тех немногих из небольших Европейских стран, кто смог наладить серийное производство бронетанковой техники. Одним из первых успешных проектов чехов был танк Pz.35 (t). Более подробно я расскажу об этом танке позже, поскольку, как я уже говорил, модель его у меня тоже есть. Упомяну лишь что масса танка составляла 10,5 тонн (но это с башней и вооружением), а мощность двигателя Skoda T11 была 120 л.с. Как я уже упоминал в других статьях (например тут) Вермахт, пожалуй лучше всех воюющих сторон использовал все то что устаревало, но могло еще послужить переоборудуя такие машины в САУ, ЗСУ, подвозчики боеприпасов, тягачи и так далее. Разумеется очень скоро чешские танки устарели на поле боя. По сути, даже бои в Польше уже показали, что брони маловато. Однако Pz.35 (t) участвовали не только в европейских блицкригах, но и в нападении на СССР, где довольно быстро основная часть была потеряна. Бронирование лобовой брони была всего лишь 25 мм. При этом напомню, что бронепробиваемость даже противотанкового ружья ПТРД составляла 35 мм на дистанции до 300 м. Разумеется эти танки очень скоро были или выбиты или выведены из передовых частей. Часть танков были переданы второстепенным союзникам Румынии и Болгарии. А часть немцы решили использовать в своих целях.
Весной 1942 года, Управление вооружений Вермахта выдало заказ Alkett на разработку артиллерийского тягача на базе Pz.35(t). Те долго не раздумывали - изготовили сцепное устройство, разработали тентованный каркас вместо башни, изготовили крепление запасных канистр да сняли курсовой пулемет. На этом все переоборудование завершалось. Кстати снятые башни с вооружением использовались Вермахтом на западной фронте в качестве долговременных огневых точек (ДОТ).
Заказ на производство техники был выдан чехам. Всего по подобному проекту SKODA сдала армии 49 тягачей. Использовались эти тягачи в основном в подразделениях полевой артиллерии. Вполне успешно справлялись они с задачами буксировки 105 мм гаубиц.
До наших дней дошло всего несколько экземпляров Pz.35(t), а вот тягачей не сохранилось ни одного.
В мире моделей довольно много производителей выпускают модель этого тягача. Конечно это те производители, у которых есть модель Pz.35 (t) в линейке. По-сути происходит нечто похожее в масштабе)))Насытив рынок Pz.35 (t) производитель путем несложных манипуляций получает в линейку продукции еще и модель тягача. Так, например в 1/35 данную модель выпускают и Bronco и выпускала чешская СМК. В 1/72 есть производитель Attack Hobby. При желании не слишком большой труд сделать тягач самому из базового Pz.35(t), только кому это надо?
Модель от чешской фирмы СМК, насколько я знаю, уже снята с производства. Я же ее купил по случаю с рук. На тот момент я еще ни разу не собирал модели иностранных производителей, поэтому купил эту коробку для сравнения с нашей "Звездой". Но, поскольку я больше люблю масштаб 1/72, коробка эта лежала довольно долго. И вот, когда модели некуда было класть, мне пришлось взяться за сборку этого тягача. Скажу, что модель понравилась, по стыкуемости она превзошла более позднюю "Звезду", да и комплектация побогаче, тут и смоляные канистры и фара Ноутек и травление для полки под канистры, в общем модель довольно аутентична оригиналу (исключение составляет сигнал непонятного типа, но его я не поменял). Немного портит впечатление дубовый пластиковый трос, но его я сделал сам из тонкой проволоки. Красилось все (за исключением тента) аэрографом начального уровня, акриловыми красками. Смывку в этот раз взял фабричную от AK Interactive. Пигменты тоже их же и СМК. Фильтры маслом. В итоге получилась, довольно интересная модель, разбавившая мою коллекцию бронетехники.