Смотрю иногда, как быстро меняются некоторые вещи и удивляюсь. Ещё 25 лет назад, в моём детстве, не было никаких гаджетов, кроме стационарного телефона, калькулятора и игры волк и яйца.
Всё свободное времяпрепровождение сводилось к чтению интересных книг и играм на улице. И самое главное — никогда не было скучно.
Сейчас же дети намного меньше играют и бегают во дворе, всё больше сидят дома. Меньше бегают без контроля после школы, потому что у родителей появилось больше возможностей: забирать их на машине после школы или проконтролировать по телефону, что чадо сразу после уроков отправилось домой.
И вроде бы наша жизнь стала удобней, спокойнее и в каких-то моментах безопасней. И мы почти всегда знаем где наш он и можно быть уверенным, что ребёнок сидит дома, а не бегает где-то на улице бесконтрольно.
И с другой стороны мы имеем определённые последствия того, что образ жизни детей стал менее подвижным. Дети стали больше сидеть в гаджетах и меньше общаться друг с другом.
Какие же навыки помогали развивать игры нашего детства?
В первую очередь это, конечно, регулярные физические нагрузки, которые помогают развивать подвижность, координацию, скорость реакции, ловкость, вестибулярный аппарат, выносливость и способствуют укреплению физического здоровья.
Так же во время таких игр, вырабатываются важные гормоны, такие как дофамин, эндорфин и окситоцин. Они приносят радость, улучшают настроение и самочувствие.
На лицо был оздоровительный эффект таких игр, дети меньше болели, лучше себя чувствовали и больше находились на свежем воздухе.
Вспомните, как вы себя чувствовали во время и после таких игр?
Ещё подвижные игры способствовали развитию социальных, психологических и умственных навыков. Ведь в этих играх было много общения, эмоций, взаимопомощи, взаимодействия в команде. Формировались такие навыки, как стратегическое мышление, концентрация внимания, смекалка, творческое мышление, наблюдательность, взаимовыручка, инициативность, навыки общения, самостоятельность, умение следовать правилам.
И конечно в то время мы практически не сталкивались с таким явлением как подростковая депрессия, большое количество суицидов и зависимость от гаджетов.
Одна из самых популярных игр и самых любимых — это игра в прятки.
В неё играли все, начиная с детского сада и заканчивая взрослыми, уже со своими маленькими детьми. Один водящий отворачивается, закрывает глаза и считает до 10 или 20. В это время остальные разбегаются и прячутся. Затем водящий громко кричит: «Я иду искать!». И начинает искать. Если кого-то заметит, бежит к месту старта и кричит «туки-туки и имя кого нашёл». Самое веселое, когда прячущемуся удаётся незаметно прошмыгнуть мимо водящего и сделать «туки-туки за себя». Причем в неё можно было играть и дома, и на улице.
Ещё две игры в которые мы умудрялись играть даже в школе — это классики и резиночки.
Бегать на переменах в школе не разрешалось, как и всегда), а двигаться очень хотелось. И эти игры выручали. Много места не требовалось и можно было весело провести время. В резиночках нужно минимум 3 человека и обычная бельевая резинка. Играли на разных уровнях, от щиколотки до пояса, прыгали по одному и парами. Самое интересное было сделать трюк, который не смогут повторить другие.
Пожалуй самая популярная игра моего детства — «Казаки — разбойники».
Играли двумя командами казаков и разбойников. Сначала нужно было договориться на какой территории играем. Затем казаки отходили подальше чтобы не видеть разбойников и разбойники начинали разбегаться в разные стороны и стрелками на асфальте, стенах и бордюрах нужно было запутать казаков. Казакам же нужно было найти разбойников. Когда казаки находили разбойника, они его ловили и отводили в так называемую огороженную «тюрьму», где один из казаков сторожил приведённых разбойников. Нужно было найти и собрать всех разбойников.
Ещё одна игра — Цепи-цепи кованые.
Она игралась двумя командами, чем больше было народу, тем веселее. Команды вставали в 2 ряда, друг напротив друга на расстоянии и брались крепко за руки. Одна команда кричала: «Цепи цепи кованые, раскуйте нас!», а вторая в ответ кричала: «Кем из нас?». И первая команда должна была называть имя участника, которому нужно было разбежаться и разорвать цепь второй команды. Если удавалось разорвать, то человек забирал любого из отпустивших руки и уводил в свою команду. Выигрывала команда, в которой осталось больше человек.
И разных подвижных игр было много: салки, выше ноги от земли, вышибалы, жмурки и много других.
Сегодня мы предлагаем вам вспомнить свои любимые подвижные игры детства и поиграть в них со своими детьми
Расскажите, а в какие игры в детстве любили играть Вы?
Автор — психолог, инструктор-стажер Никифорова Тамара