Сегодня река Мана — популярное место отдыха любителей сплавов. Очень популярен сплав по реке от поселка Береть до посёлка Усть-Мана. Прохождение всего маршрута занимает 2—2,5 дня.
Самый популярный способ сплава по Мане – на большом двухъярусном плоте. Местные называют этот способ “алкосплав”. Собирается компания знакомых или незнакомых людей и в сопровождении инструктора идёт плот два полных дня с ночевкой в организованном палаточном месте. Отдыхающие в основном пьют вино, ловят рыбу и купаются в реке.
Есть варианты сплавиться и на других суднах. Вариантов много от простых лодок до изощренных байдарок. Компаний, предоставляющих подобные услуги здесь тоже в изобилии.
КАК ПРОХОДИЛ "МАНСКИЙ СПЛАВ" В 70-80е ГОДЫ
Исторически массовые сплавы по реке Мана зародились с начала лесопромышленного освоения бассейна реки в середине прошлого века. Именно в это время стал возможным заезд до пос. Береть — места старта водного путешествия.
До 1986 года по Мане еще сплавляли лес, потому туристов, которые решались на сплав по той Мане вполне можно назвать советскими экстремалами.
В период весеннего паводка по реке сверху вниз сплавляли бревна никак не закрепленные между собой, по одному, такой способ назывался молевой сплав. Таким образом, сплавляют лес, когда невозможно использовать другие виды транспорта. Причиной запрета во всей стране молевого сплава стало то, что плавучесть части лесоматериалов при таком способе снижалась и топляки засоряли русла рек.
По лесосплавной технологии для направления движения леса по руслу реки устанавливают направляющие сооружения – боны, а чтобы остановить плывущие бревна сооружаются заграждения другого вида, они называются - запани. На Мане тоже были и боны, и запани.
Так вот, тогдашние туристы точно также как и нынешние начинали сплав от пос. Береть. Существенное различие состояло в том, на чем люди плыли. А сплавлялись прямо на тех бревнах, которые вылавливали в реке. Расчет был таков, что одно бревно не менее 30 см в диаметре с широкого конца выдерживало вес одного человека. Если туристов было 8, то из Маны вылавливалось 8 подходящих по размеру бревен. Затем они скреплялись между собой, и получался деревянный плот.
Способов крепления было несколько. Можно было уложить бревна чередуя комли (так называется основание дерева) и более узкие вершины или же, наоборот, можно было корму плота сделать более тяжелой скрепив бревна толстыми частями с одного конца, тогда нос получался более узким и легким. Затем на готовом деревянном плоту вырубалась площадка для очага, ставилась палатка, и туристы отправлялись в путь до п. Усть-Мана.
Стоит ли говорить, что такое путешествие было в разы опаснее, чем нынешние сплавы. Люди плыли по реке вместе с плывущим лесом. Только бдительность и внимательность помогали избегать реальных опасностей. По руслу стояли заградительные боны и запани, в которые легко можно было угодить, если зазеваешься. Мало того, что бревна были вокруг, набравший в себя слишком много воды лес уходил под воду полностью или частично. Такие бревна называли топляками и плоту ничего не стоило налететь и зацепится за утонувшее дерево. Однако молодость и некий авантюризм советской молодежи 70-х, не давал покоя головам и ногам, и люди ехали на Ману также как и сейчас за красотами и романтикой.
Кстати, бывало и такое, когда сплав начинался в Берети, а заканчивался прямо в Красноярске или в пос. Удачный. То есть, доплыв до устья Маны, туристы выходили в Енисей и продолжали плыть вдоль левого берега Енисея до той точки назначения, которая была удобна, крайняя точка - сам Красноярск. Стоит оговориться, что это делась, конечно, не на деревянных плотах, а на более плавучих конструкция: на лодках, катамаранах с баллонами или на спасательном надувном плоту.
ИСТОРИИ ЗАЯДЛОЙ СПЛАВЩИЦЫ
Вот, например, что рассказывает Наталья:
«Знаете, как сплавлялись в 80-е? На электричке доезжаешь до ст. Маганская, выходишь и на полупьяных попутках, в кузове открытых грузовичков, где тебя мешком бросает из стороны в сторону, едешь около 20 км. Приезжаешь на берег и начинаешь искать бревна для плотов. Мы брали с собой скобы, проволоку, большие гвозди, тросы. На один плот нужно было шесть-восемь бревен, в зависимости от компании. Сколачиваешь их — и вперед, плывешь весь в смоле и так хорошо! Поэтому и надевали всегда то, что не жалко. В конце маршрута плоты мы бросали, на в Усть-Мане леспромхоз как раз вылавливал плывущие бревна, поэтому, может быть, там даже были рады, что мы их так „доставляли“.»
При этом организованный туризм в 80-е на Мане все-таки был. Это были продолжительные туристические походы всесоюзного значения, один из них — от Маны до Байкала. 10 дней путешественники плыли от Нарвы до Усть-Маны, затем пересаживались на поезд и ехали на Байкал. В Красноярск тогда туристы приезжали со всего Союза — из Прибалтики, Казахстана, Белоруссии и Украины.
На протяжении трех дней сплавляющимся было необходимо обустраивать быт. В котлах на кострах кипела каша и приготовленный из консервов суп, на полянах по вечерам ставили палатки, до утра пели песни у костра, чтобы с рассветом вновь сесть на плот.
«Мы считали, что на Мане обязательно нужно варить манную кашу. А еще варили ведро киселя: в любое время захотел попить — черпаешь из него кисель прямо на плоту. По Мане, кстати, ежегодно сплавлялись художники, чтобы писать пейзажи. По Мане сплавлялись и во времена молодости моих родителей (50-60-е годы), но тогда это было совсем экстремальным путешествием, мечтой, как плато Путорана сейчас, потому что с дорогой было очень сложно»
Сплавлялись тогда, кстати, не только на плотах. Уже в 80-е по Мане плыли байдарки, надувные плоты, надувные камеры или матрасы. Хотя последние использовали, скорее, как дополнительные места для купающихся и загорающих.
Сегодня для сплавов по Мане не нужно вылавливать бревна, запасаться консервами и на попутках добираться до места старта. Популярность простого маршрута привела на берега быстрой реки толпы мусорящих путешественников, туристические фирмы и новые традиции.
Турфирмы готовы организовать отдых на реке таким образом, что нужно только прийти самому, заплатить деньги, а все остальное за тебя сделают специально обученные люди. И до места довезут, и палатку поставят, и костер разведут, и еду приготовят и даже развеселят, если будет на то пожелание клиента. Хорошо это или плохо вопрос риторический. Сейчас это так.