Найти тему

Убыточная структура Роскосмоса получила 6 млрд рублей банковских гарантий

Разработчик и производитель двигателей для ракет НПО "Искра" подписал с Промсвязьбанком гарантию почти на 6 млрд рублей. Получению многомиллиардных кредитов и оборонных заказов не мешают систематическая убыточность "Искры" и периодически сотрясающие её уголовные скандалы. На днях в колонию отправился бывший топ-менеджер НПО.

Оборонные заказы не приносят прибыли

ПАО "НПО "Искра" (входит в Роскосмос) 1 июня опубликовало сообщение о том, что Промсвязьбанк предоставил предприятию банковские гарантии по двум линиям совокупно на 5,95 млрд рублей. Как следует из майского решения совета директоров об одобрении этой сделки, гарантии предоставлены для выполнения контрактов. В качестве бенефициаров указаны Роскосмос, Газпром, "Новатэк" (а также их "дочки" и зависимые предприятия), министерства, агентства РФ и прочие государственные организации и учреждения.

О том, на какие именно контракты будет распространяться банковская гарантия, в документах не говорится.

Пермское научно-производственное объединение "Искра" — наследник советского Конструкторского бюро машиностроения, созданного в 1955 году для разработки и производства образцов ракетной техники. Главная специализация НПО — твердотопливные двигатели и генераторы для ракетно-космических систем. В арсенале "Искры" — участие в ракетных программах "Булава", "Тополь-М", "Яхонт", "Буревестник" и других. В постсоветские годы номенклатура продукции бывшего КБ расширилась, в частности, оно стало разрабатывать и выпускать газоперекачивающие агрегаты, компрессоры и другое оборудование для ТЭК, нефтегазодобычи и переработки.

В последнее время по понятным причинам наиболее актуальными стали именно оборонные компетенции "Искры". Как указано в проекте годового отчёта предприятия за 2022 год (отчёт будет представлен на голосование на общем собрании акционеров 30 июня), выполнение оборонных заказов в прошлом году заняло 34% в общем объёме продаж НПО. В 2021-м эта доля была 12,6%, в 2020-м — 11%.

Однако рост значимости ракетно-космической техники для государства не принёс "Искре" финансового благополучия: выручка по итогам прошлого года упала более чем в 2,2 раза по сравнению с 2021-м, до 5,53 млрд рублей, чистый убыток составил 2,76 млрд, хотя по плану он не должен был превысить 1,78 млрд рублей.

Убыточность давно преследует компанию: 2021-й и 2020-й она также закончила с убытком — 4,7 млрд и 1,72 млрд рублей соответственно. Выручка 2021 года — 12,4 млрд, 2020-го — 11,5 млрд рублей.

Свои финансовые проблемы "Искра" в разные годы объясняла разными причинами. Например, убыток в 2020-м, по её данным, образовался из-за недополучения выручки от реализации продукции, а также списания безнадёжной задолженности нескольких предприятий-банкротов, которые "Искра" кредитовала. Это её "дочки": АО "Искра-Авигаз", АО "Искра-Энергетика", АО "Искра-Турбогаз". В отчёте за 2022 год снова речь идёт о "невыполнении прибыли от продаж", о незапланированных расходах по обслуживанию кредитов из-за повышения ключевой ставки Центробанка, о снижении производительности труда.

"Искре" не дадут погаснуть

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

И Роскосмос, и саму "Искру" беспокоит стабильная убыточность пермского предприятия. В 2020 году компания заключила с АО "Организация "Агат" контракт стоимостью 1,644 млн рублей на разработку программы финансового оздоровления НПО на период до 2030 года. Уже в 2021 году программе потребовался апгрейд, и "Агат" получил новый контракт на 600 тыс. рублей на её актуализацию.

Насколько успешно её выполнение на данный момент, судить трудно, на вопросы MASHNEWS ни сама компания, ни Роскосмос не ответили.

Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ, предполагает, что одной из причин отрицательных финансовых результатов НПО может быть низкая рентабельность выпускаемой продукции, в том числе из-за системных ограничений ценообразования в гособоронзаказе.

В сфере ракетно-космической отрасли Роскосмос передавал предприятию технически сложные задания. Продукт надо было создавать с нуля. А рентабельность производству даёт серийный выпуск продукции, рассуждает Дмитрий Тортев.

Вдобавок к этому с 2015 года у НПО "Искра" была нехватка заказов по ключевому направлению. В тот же период начали снижаться объёмы инвестиций в ТЭК, что ощутимо ударило по пермскому предприятию. Предполагалось, что на этой отрасли НПО "Искра" должно зарабатывать. В итоге уже в 2017 году вместо запланированной прибыли в 141 млн рублей НПО "Искра" получило только 6 млн рублей. Кроме того, предприятию попутно приходилось платить по долгам обанкротившихся дочерних структур.

"С учётом этих тенденций финансовое положение из года в год ухудшалось. После 2018 года, когда прибыль составила всего 0,5 млн рублей, был даже уволен гендиректор НПО "Искра" Владимир Шатров, и Роскосмос попытался напрямую управлять предприятием. Более того, "Искре" добавили заказов по основному профилю. Но, повторюсь, рентабельность от них у предприятия низкая", — комментирует Дмитрий Тортев.

Он предполагает, что именно с этим могло быть связано решение о финансовом оздоровлении. Это поможет провести реструктуризацию задолженности по дочерним предприятиям, модернизацию производства и главное — нарастить заказы по линии ТЭК. В апреле 2021 года НПО отчиталось о проведении ключевых этапов финансового оздоровления. Судя по отчётности, это принесло ощутимые результаты уже по итогам 2021 года: выручка составила рекордные 12,4 млрд рублей. Но предприятие осталось убыточным. "Чтобы вытянуть его из убыточного положения, потребовалось бы несколько спокойных лет", — полагает Дмитрий Тортев.

Однако закрепить успех не удалось: на фоне ужесточения антироссийских санкций инвестиции в ТЭК снова сократились, что отразилось на финансовых результатах прошлого года.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", считает, что, несмотря на неважные финансовые результаты, положение компании можно назвать устойчивым. Во-первых, она обеспечена заказами. Во-вторых, её деятельность диверсифицирована: она выпускает и оборонную, и гражданскую продукцию, причём поставляет её не только на внутренний рынок, но и на экспорт, например, в Узбекистан. В-третьих, крупные банки предоставляют ей кредиты, значит, они уверены, что займы будут возвращены. Например, в 2023 году Сбербанк открыл "Искре" кредитную линию на 13,3 млрд рублей.

К тому же предприятие имеет важное значение в отрасли, так что Роскосмос не допустит краха НПО, уверен эксперт. "Государство при необходимости может оказать компании различную помощь, начиная от прямого выделения средств и предоставления различных льгот и гарантий до изменения мер регулирования и поддержки экспорта её продукции", — рассуждает Дмитрий Баранов.

Дмитрий Тортев согласен с коллегой: государство не даст "Искре" погаснуть, но в сложившихся условиях программу финансового оздоровления придётся кардинально переписывать с учётом санкций.

"В НПО уже начали пересматривать проект модернизации предприятия. Скорее всего, проблемы компании будут решать на уровне Роскосмоса и правительства. Варианта два: или насытить НПО "Искра" рентабельными госзаказами, пока идёт перенастройка нефтегазовой отрасли в условиях санкций, или пересматривать расходы, в том числе по обслуживанию задолженности", — считает Дмитрий Тортев.

Уголовная оборонка

Фото: Максим Кимерлинг / "Коммерсантъ"
Фото: Максим Кимерлинг / "Коммерсантъ"

Несмотря на высокую значимость НПО "Искра" для обороноспособности страны, государству пока не удаётся навести порядок в управлении предприятием. Бывшее КБ регулярно оказывается в центре скандалов как минимум с начала 2010-х. Один из наиболее громких связан с письмами в адрес Генпрокуратуры РФ, которые в 2011 году послали депутат Госдумы Денис Волчек и водитель из Нижегородской области Александр Дружинин. Оба требовали прокурорской проверки деятельности НПО, утверждая, что под руководством гендиректора "Искры" Михаила Соколовского и его первого зама Владимира Шатрова из предприятия были выведены все прибыльные производственные активы. Якобы к учреждённым "Искрой" компаниям перешли многие сделки, и к ним в результате перетекла добавленная стоимость, а сама "Искра" оказалась убыточной, писали СМИ.

Генпрокуратура тогда отказалась проводить проверку пермского предприятия. Вскоре "дочки" "Искры" обанкротились, и ей до сих пор приходится гасить их долги. Например, реестровые требования кредиторов АО "Искра-Авигаз" составляют около 3 млрд рублей, ещё около 1 млрд — требования к АО "Искра-Энергетика", оба признаны несостоятельными в 2018 году.

С тех пор "Искра" не раз оказывалась замешанной в уголовные скандалы. Последний на данный момент завершился в конце мая 2023 года: бывший заместитель гендиректора НПО "Искра" Алексей Лупандин осуждён на четыре года колонии за получение оплаты невыполненных перевозок продукции по подложным документам. По данным следствия, Лупандин и его соучастники из транспортных компаний нанесли предприятию ущерб в 87,5 млн рублей.