Найти тему
О чем кричит редактор

Внутренняя динамика сюжета - темп

Зачастую авторы так сосредотачиваются на динамике внешних событий, то есть на сюжетных линиях, что забывают о важной составляющей текста – внутренней динамике героя (темп повествования). Эта линия – линия чувств и эмоций героя. Каким бы ни был внешний конфликт, в который попадает наш герой, у него должен быть и внутренний конфликт.

В психологии очевидна такая связка внешнего и внутреннего. Человек попадает в ту жизненную конфликтную ситуацию, которая активирует его внутренний конфликт. А внутренний конфликт мог до поры до времени быть в пассивном состоянии и не проявляться, пока нечто извне его не растревожило. И получается связка (как сюжетная, так и психологическая) – разрешая внутренний конфликт, герой находит выход из внешнего конфликта. Чаще в прозе мы имеем дело с вариантом: «не будучи способным разрешить внутренний конфликт, герой усугубляет внешний конфликт» - драма. Например, у Т.Драйзера в «Сестре Керри» покой Герствуда нарушается страстью к Керри, он совершает ряд опрометчивых поступков, приходит в упадок, решить внутреннее состояние не способен и умирает. У Ф.М. Достоевского в «Идиоте» Настасья Филипповна не может разрешить внутренний конфликт обиды и гордости, это приводит к трагедии. И тд.

Вести внутреннюю линию – важно для текста. Это необходимая эмоциональная составляющая сюжета, которая позволяет переживать за героя, она создает эмоциональное напряжение. Ведь мы видим со стороны, что правильнее герою было бы поступить так-то и так, но он поступает «неверно», иррационально, потому что его восприятие ситуации искажено внутренним конфликтом. Читателя это в какой-то мере раздражает, цепляет, делает прочитанные ситуации мучительными в переживании.

Всегда стоит представлять внутреннюю линию в виде музыкального сопровождения. У нее есть ритмичный рисунок. Например, начало спокойное, затем идет медленное нарастание беспокойства, линия эмоций идет вниз, пока не достигает своего нижнего порога, а затем резко вверх (и мы думаем, ну все, герой выбрался из западни внутренних демонов), но нет, снова линия летит вниз, еще ниже, чем было, и у нас готова драма. Или, наоборот, все идет только вверх, а концовка – обрушение с большой высоты, вспомните «Мартина Идена» Дж.Лондона. Или, все начинается резко, с пика, все прекрасно, и вот становится все плохо – это завязка. Куда дальше пойдет линия – по кругу, вниз, вверх?

Когда есть понимание внутренней динамики, герои перестают метаться по ситуациям текста, реагировать невпопад, перебарщивать с эмоциями или наоборот перестают быть деревянными – мы держим темп, мы помним, как каждая выдуманная ситуация оказывает влияние на внутреннее противоречие героя, как усугубляет его или как это противоречие мешает герою правильно поступать. Тогда произведение получается многомерным. Не только сюжет, но и иррациональная составляющая сюжета.
___________________________
Анна Гутиева, писатель, лит.редактор, психолог, преподаватель литмастерства

Книга для писателей "
О чем кричит редактор"
Информация
по редактуре и разбору текстов