Найти в Дзене

Персей, царь Македонии. Стяжатель и скаредник

Персей был последним македонским царем и являлся потомком Антигона IОдноглазого в пятом поколении. Военные действия в третьей Македонской войне с Римом начались в 171 году (здесь и далее все даты до новой эры). Против римлян Персей выставил армию в 43 000 человек и почти половину ее составляли фалангиты. С тех пор, как Александр Великий выступил на завоевание Азии, ни один македонский царь не имел такой мощной и хорошо подготовленной армии. В первом сражении при Ларисе римлянам было нанесено чувствительное поражение. Македонская конница с первого натиска обратила в бегство греческих союзников и, преследуя противника, перебила и пленила до 3000 человек. По Моммзену 2000 человек было убито и 2600 взято в плен. Фаланга уже была готова довершить полный разгром римлян, но Персей передумал и вернул своих воинов в лагерь. Консул Лициний Красс был вынужден отступить и отвести римскую армию в Беотию. В течение двух последующих лет римляне не могли проникнуть на территорию Македонии. Молоссы в Э

Персей был последним македонским царем и являлся потомком Антигона IОдноглазого в пятом поколении. Военные действия в третьей Македонской войне с Римом начались в 171 году (здесь и далее все даты до новой эры). Против римлян Персей выставил армию в 43 000 человек и почти половину ее составляли фалангиты. С тех пор, как Александр Великий выступил на завоевание Азии, ни один македонский царь не имел такой мощной и хорошо подготовленной армии. В первом сражении при Ларисе римлянам было нанесено чувствительное поражение. Македонская конница с первого натиска обратила в бегство греческих союзников и, преследуя противника, перебила и пленила до 3000 человек. По Моммзену 2000 человек было убито и 2600 взято в плен. Фаланга уже была готова довершить полный разгром римлян, но Персей передумал и вернул своих воинов в лагерь. Консул Лициний Красс был вынужден отступить и отвести римскую армию в Беотию. В течение двух последующих лет римляне не могли проникнуть на территорию Македонии. Молоссы в Эпире и иллирийский царь Гентий открыто перешли на сторону Персея. В 168 году возглавляемые консулом Луцием Эмилием Павлом римские легионы в битве при Пидне практически уничтожили македонскую армию. В сражении по разным данным погибло от 20 000 до 25 000 македонян и еще 5000 (по Ливию) и 11 000 (по Плутарху) попали в плен. Персей сдался римлянам и умер в плену.

В битве при Пидне собственно македоняне выставили 3000 всадников и 26 000 пехотинцев. Вспомогательные войска из зависимых племен и наемников достигали 12 000 воинов и состояли из 3000 пеонов и агриан, 2000 галлов, 3000 фракийцев, 3000 критян и 1000 греков. Царь фракийского племени одрисов Котис привел 1000 пехотинцев и 1000 всадников. Общая численность армии Персея насчитывала примерно 40 000 пехотинцев и 4000 всадников. Перед началом кампании 168 года Персей имел возможность увеличить численность своего войска за счет 10 000 всадников и 10 000 пехотинцев племени бастарнов, но отказался от их услуг.

Эмилий Павел и Аниций в кампании 168 года имели армию в 53 800 воинов, состоявшую из римлян, италиков и лигурийцев, включая 3400 всадников. Нумидийцы прислали 1000 всадников, 1000 пехотинцев и 22 слона. От ахейцев прибыло 1500 лучников. Еще около 10 000 пехотинцев и 800 всадников римлянам прислали другие союзники. Таким образом, римская армия даже без восточных и нумидийских союзников численно превосходила объединенные силы македонян и иллирийцев. С учетом союзнических контингентов римляне имели на Балканах не менее 70 000 солдат.

Фактически все летописцы в вину за поражение ставят Персею его неуемную жадность. Обладая огромными денежными средствами, царь Македонии не смог привлечь на свою сторону многочисленных наемников и создать мощную антиримскую коалицию, несмотря на имеющуюся возможность объединить вокруг себя многочисленные государства, племена и народы, недовольные деспотизмом Рима. Полибий свидетельствует, что «Успехи Персея снискали ему большую популярность в Элладе. Многие города и народы сочувственно относились к его борьбе. К тому же римляне на этот раз показали себя с очень худой стороны, повсеместно занимаясь грабежом и насилиями. Если бы он решился уделить из своих денег часть свободным государствам, а часть самим царям и правителям – уделить даже не щедро, хотя при его богатстве и это последнее было возможно, но лишь в скромных размерах, - то все эллинские народы и, по крайней мере, многие цари, если не все, были бы привлечены на его сторону. Но он предпочел совершенно иной путь и поэтому только очень немногие из эллинов подались искушению начать военные действия против римлян».

По Аппиану: «Персею было очень важно заручиться поддержкой иллирийцев, так как лишь через их земли римляне могли вторгнуться в Македонию. Но всем заметны стали быстрая переменчивость в решениях Персея и его ужасающая скаредность. Именно жадность Персея погубила окончательно Македонское царство. Гентий, царь иллирийского племени лабеатов, заключил с Персеем союз за триста талантов. Получив небольшую часть этих денег, Гентий напал на подчиненную римлянам Иллирию и заключил в оковы римских послов. Узнав об этом, Персей не отправил ему остальных денег, считая, что Гентий уже сам по себе сделался врагом римлян. В то же время Персей послал к галлам, жившим за Истром, и предложил им союз, а также стал испытывать пергамского царя Эвмена, предлагая ему деньги, если тот перейдет на его сторону или прекратит войну миром. Перейти на его сторону Эвмен отказался, а за посредничество при заключении мира запросил 1500 талантов. Персей, смущенный этой суммой, стал говорить о том, что выплатит деньги лишь после заключения мира. В результате переговоры так и не увенчались успехом». Плутарх дополняет Аппиана: «Впоследствии Гентий был разгромлен римлянами и изгнан из Иллирии. После этого греческие города воздержались от дальнейших переговоров с вероломным Персеем». Следует отметить, что царь Гентий собрал 15 000 воинов, но в войне с Римом не получил поддержки со стороны царя Македонии. По Моммзену: «Гентий соблазнился обещанием Персея заплатить ему большую сумму денег за разрыв союза с Римом и приказал заключить римских послов в тюрьму. Однако бережливый царь нашел излишним выплачивать обещанные деньги в виду того, что Гентий и без того был вынужден отказаться от своего прежнего двусмысленного положения и решительно перейти на сторону врагов Рима. Персей мог бы создать для римлян и еще более опасных врагов, если бы был в состоянии расстаться со своим золотом. В самой Македонии отряд кельтов, находившийся под командованием Клондиака и состоявший из 10 000 всадников и стольких же пехотинцев, предложил поступить Персею на службу, но дело не состоялось, потому что нельзя было достигнуть соглашения относительно размера жалованья. И в Элладе умы были в таком сильном брожении, что там не трудно было бы начать партизанскую войну, если бы за это взялись с некоторым уменьем и не жалели денег. Но так как Персей не хотел платить, а греки ничего не делали даром, то спокойствие страны не было нарушено». Ливий пишет: «И с галлами у Персея ничего не получилось по той же причине. Договор с ними был такой: по прибытии каждый конный получает десять золотых, пеший – пять, а вождь – тысячу. Персей привез дары только военачальникам, а золота самую малость, чтобы раздать немногим. Он думал завлечь толпу пустыми посулами, но галлы отказались вступать в Македонию, не получив обещанного. Поскольку Персей изворачивался и тянул время, они так и ушли, ничего не сделав».

После поражения при Ларисе римляне решили ослабить Персея с помощью дипломатии и на протяжении двух лет устранились от ведения активных боевых действий. Еще до вступления в должность Эмилий Павел добился отправки сенаторской комиссии в Грецию для выяснения настроения союзников. Римские послы посетили Пергамское царство, Египет и державу Селевкидов, создавая союз против Македонии. Римские дипломаты вели переговоры с царем Каппадокии Ариаратом и вождями фракийских племен. К римлянам присоединился царь Пергама Эвмен с 4000 пехотинцев и тысячей всадников. К тому времени в Греции уже сформировалась антиримская партия, которая была возмущена постоянным бесцеремонным вмешательством римлян во внутренние дела эллинов. Недовольство действиями Сената назревало даже в Ахейском союзе, наиболее верном римском союзнике. Поэтому римские легаты посетили Беотию и сумели внести раскол в ряды македонских союзников в Греции. Полибий пишет: «Беотийский народ стал на сторону Персея и теперь распался и раздробился на отдельные города». Это подтверждает и Ливий, заявляя, что римские послы: «развалили Беотийский союз, к чему они главным образом и стремились». По Моммзену: «С тем большим усердием римские дипломаты использовали эту отсрочку, для того чтобы лишить Персея всякой поддержки со стороны греков. Ахейцы не были расположены кинуться в объятия Персея, так как римлянам удалось поставить там во главе управления людей, безусловно державших сторону Рима. Этолийский союз под влиянием римских послов заботился о римских интересах более самих римлян. Даже беотийцы, которые издавна держали сторону Македонии, не встали все на сторону Персея, только три беотийских города Фисбы, Галиарт и Коронея примкнули к нему по собственной инициативе. На все это Персей смотрел, сложа руки, в его власти не было ни одной пяди земли вне его собственных владений, когда римские легионы высадились на западном берегу».

В результате искусной дипломатии и действуя по принципу: «Разделяй и властвуй» римляне за два года переговоров добились того, что ненавидевшие римлян греки все как один поставили в армию Эмилиана Павла вспомогательные отряды, а на стороне Персея остались только несколько незначительных беотийских городов. Особенно важным для римлян было прибытие 300 фессалийских всадников. Фактически Македония оказалась в полной изоляции, только фракийский царь Котис поддержал Персея и прислал тысячу всадников. Но и в данном случае римская дипломатия сработала незамедлительно и безупречно, уговорив других враждебных фракийских вождей напасть на территорию, подконтрольную Котису.

После первой победы при Ларисе согласно сведениям Полибия царь Персей самоуверенно заявил своим воинам, что «исход войны предрешен». Военная кампания 170-169 годов шла вяло и противники по-разному использовали временную передышку. В то время как римские дипломаты не покидали пределов сопредельных с Македонией государств, Персей продолжал поочередно терять своих сторонников и союзников. Плутарх сообщает, что: «Персей бездействовал, считая свою позицию неприступной. Не желая тратиться, он отказался платить отряду наемников, который оставил македонский лагерь и ослабил силы Персея. Так скаредность царя пошла на пользу римлянам». Перед решающим сражением при Пидне Персей отказался воспользоваться предложенной помощью 20 000 наемных бастарнов, не сойдясь с ними в цене. Скупость Персея, проявленная в столь критический момент, сыграла роковую роль. Как справедливо заметил А.П. Беликов в своей статье: «Персей не понял главного принципа: в критических ситуациях внешняя политика не терпит полумер и бездействия».

После поражения при Пидне Персей безуспешно пытался склонить к продолжению борьбы фракийское племя бисалтов, жившее возле Амфиополя и собравшиеся в городе остатки македонских войск. По сведениям Плутарха: «После поражения при Пидне Персей сумел уговорить одного критянина взять его на борт вместе с семьей и со всеми сокровищами. Критянин принял на борт корабля деньги и бежал, бросив Персея». Печально, но царь Македонии до последнего никак не мог расстаться со своим богатством, которое теперь с потерей государства ему было ни к чему. Моммзен пишет, что «Царь убежал со своим золотом – в его кассе еще оставалось более 6000 талантов». Ливий сообщает, что «Перед началом войны Персей запасся жалованьем на десять лет не только для македонской армии, но и для 10 000 наемников». Однако данные денежные средства остались лежать мертвым грузом и не использовались в ходе войны. По Плутарху: «Персей унаследовал вместе с царством ненависть к римлянам, но осуществить отцовские планы он был не способен – по ничтожеству и испорченности своей натуры, среди различных изъянов и пороков которой первое место занимало сребролюбие». Потеряв последнюю надежду, и покинутый всеми Персей сдался начальнику римского флота Октавию.

Какими неограниченными финансовыми ресурсами в противостоянии с Римом располагал Персей, мы можем понять из сообщения Плутарха о триумфе победителя царя Македонии: «Первого дня Эмилию не хватило на то, чтобы на 250 повозках провезти все произведения искусства, статуи и картины, захваченные у неприятеля. На следующий день везли оружие: золоченые щиты и длинные македонские копья – сариссы, оружие фракийцев и конскую сбрую, мечи, доспехи, шлемы. Далее следовали три тысячи человек, которые несли 750 сосудов, наполненных серебряными монетами. В каждом сосуде было по три таланта – около 80 килограммов серебра. Поэтому каждый сосуд несли четыре человека. 750 воинов пронесли богато украшенные, тонкой работы драгоценные чаши и вазы. В последующий день триумфа шли люди, которые несли 77 сосудов с золотыми монетами, по три таланта в каждом. Далее шли люди, высоко над головою поднимавшие священный ковш, отлитый по приказу Эмилиана из чистого золота, весивший десять талантов и украшенный драгоценными камнями, а также золотую утварь со стола Персея. Далее следовала колесница Персея с его оружием, а поверх оружия лежала диадема, венец из золота с драгоценными камнями».

После великолепного триумфа полководец Эмилий Павел раздал воинам по 100 денариев, центурионам по 200, всадникам по 300. Помимо этой рекордной суммы выплаты жалованья легионерам и средств, отложенных на храмовое строительство, триумфатор сдал в казну Рима только в звонкой монете 30 миллионов денариев. Эти поступления вместе с 600 тысячами денариев, которые Рим получал ежегодно в качестве македонской дани, позволили упразднить прямой налог с римских граждан на 120 лет. По словам Валерия Максима, Эмилий «насытил древнюю наследственную бедность Рима». По словам Плутарха: «Удачное руководство Македонской войной считается величайшим благодеянием, которое оказал народу Эмилиан, ибо он внес тогда в казну столько денег, что вплоть до времен Гирция и Пансы не было нужды взимать с граждан подать».

В заключение я приведу характеристику Персею словами Поджо Браччиолини: «Персей, македонский царь (если, однако, он был достоин этого имени), имел воистину огромные сокровища, собранные его отцом Филиппом, чтобы противостоять власти римлян. Персей вел войну с римлянами и был побежден. Когда много конных и пеших басков, нанятых за деньги, явились к нему в помощь, он приказал отослать их обратно, чтобы не платить им денег, полагающихся по договору. А с ними он мог бы не только защитить себя, но даже отразить римлян. Жадность его была такова, что, казалось, когда он платил, то отдавал часть своей души. Когда он дал также другим воинам золотые сосуды вместо денег, то сделал вид, что выплатит им деньги позднее, получил эти сосуды обратно. В конце концов, побежденный в битве, лишенный золота и царства, он был пленен Эмилием Павлом и его провели как пленника перед колесницей победителя. Что может быть отвратительнее этого жалкого животного, которого я не могу назвать царем? Он потерял царство из желания сохранить золото, словно нарочно, чтобы попасть в плен богачом. Я думаю, что римляне были ему благодарны за то, что он был заботливым стражем такого обилия золота и серебра. Жадный не может использовать золотые сокровища даже для своей защиты. В этом его суть: умея собирать богатство, он не умеет его использовать. Жадный человек никогда не тратит, даже если этого требуют обстоятельства».

Об умении вести войну с помощью денег и подкупа хорошо выразился другой царь Македонии Филипп II, который с усмешкой заявлял, что: «Осел, груженный золотом, возьмет любую крепость». Именно при нем Македония сформировалась как государство и подчинила себе все греческие полисы, за исключением Лакедемона. В отличие от Филиппа, у Персея не было задатков разумного государственного правителя, полководческих и дипломатических способностей. В любом случае при другом правителе Македония со временем была бы поглощена Римом, но не таким унизительным способом как при Персее, когда в битве при Пидне по словам летописцев был уничтожен весь цвет македонской молодежи.

-2
Монета с изображением царя Македонии Персея
Монета с изображением царя Македонии Персея
-4
-5
-6
-7