С трудом научатся читать, писать, считать или уже ненавидит русский, математику и читает через слово.
Почему?
➡Потому что пространственные предоставления связаны с тем что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем телом, а это напрямую влияет на мышление.
В раннем возрасте ребёнок учится понимать пространство через своё тело:
- близко от меня или далеко («дотягиваюсь я рукой до полки с игрушками или нет, смогу я достать любимого мишку с полки или нет, упадёт игрушка, которую я выбросил из коляски или нет»),
- сверху о меня или снизу («мама смотрит на меня сверху и мне приходиться поднимать голову, чтобы увидеть её когда я сижу или ползу, а когда я вижу свою машинку на полу, то мне приходиться смотреть вниз если я уже научился ходить»),
- за мной или спереди («что-то там сзади упало, я услышал и обернулся», «это передо мной дверь и надо её открыть чтобы войти или выйти»).
Для нас взрослых это банально, а для внутренней системы координат ребёнка очень важно👇
От того как хорошо ребёнок научится понимать своё тело и положение тела в пространстве зависит то, как он легко научится ориентироваться в дальнейшем в таких понятиях как: относительно меня и относительно других объектов.
➡Например:
- сзади от меня,
- за домом,
- сверху или над деревом,
- снизу или под моими ногами,
- справа от меня или слева от Светы,
- рядом с Мишей,
- за Олей,
- между Светой и Мишей,
- далеко или близко,
- в середине,
- сверху справа,
- снизу слева.
И как это связано с чтением и математикой?
Для ориентировки в пространстве каждый человек пытается определить где он, куда ему надо и как дальше двигаться.
Это похоже на умение пользоваться картами, схемами и определять расстояние или время, которое понадобиться для перемещения.
То есть, овладев элементарными пространственными представлениями ребёнок переносит их в речь: «Оля стояла за мной, когда Петя начал отнимать у неё совочек».
Затем учиться понимать расстояние и время: «до бабушки можно доехать на велосипеде, а до тёти лучше ехать на машине»; «Мы с мамой встаём рано утром. Потом идём выгуливать нашу собаку Банни. После обедаем и она отвозит меня на рисование. Когда я возвращаюсь я играю с друзьями во дворе, а потом папа приходит с работы, это уже вечером. Мы вместе ужинаем и после вечернего мультика я ложусь спать».
Так формируется зрительный образ буквы и цифры: ребенок уже понимает форму и размер большой и маленькой буквы, понимает разницу между цифрой «3» и буквой «З», понимает «куда смотрит» кругляшом буква «Я».
Затем ребёнок учиться писать и переносит свои знания на овладение письмом: удерживать размер букв в пределах строки, чтобы буквы не съезжали вниз или не «бежали» над строчкой, учится писать заглавные буквы чуть выше строки.
Затем учится ориентироваться на листе бумаги: «отступи 2 клеточки слева и пиши ответ», «спустись на 2 строчки вниз после предложения и начинай писать», «пиши с красной строки».
Затем в решение математических и логических задач.
Затем в алгебру и геометрию.
Теперь представьте ребёнка, который не усвоил какие-то пространственные представления, они не сформировались, а его учат читать, писать, пересказывать, считать. Конечно что-то ему понятно, что-то нет, что-то усваивается, что-то нет, что-то запоминается, а что-то постоянно «вылетает из головы».
В итоге, этот ребёночек приходит в школу и здесь начинается самое интересное
🆘Ему с трудом удаётся понять что от него хочет учительница, которая требует писать буквы ровно и одного размера, а еще она просит научиться правильно оформлять задачи, даже родителям это уже объясняла: они поняли, а он нет.
🆘Просит научить его беглости чтения, потому что он с трудом читает даже по слогам.
🆘А когда дети пишут графические диктанты он смотрит в окно, потому что совершенно непонятно что он него хотят.
И это только маленькая часть айсберга...
➡Почему это происходит?
Основные причины: осложнения в родах (гипоксия), гипертонус, неравномерное двигательное развитие в первый год жизни (например, ребёнок не ползал, а сразу пошёл), плохо развитая мелкая моторика, СДВГ, СДВ, левшество.
Всё это так или иначе влияет на речь ребёнка и пространственную ориентацию!
Например, я долго не понимала почему я путаю право и лево, не могу научиться читать, писать не переставляя буквы местами, не улавливаю суть математических задач, вообще не понимаю геометрию, а дело было в нарушении работы теменной-затылочной области при генетическом левшестве и СДВ.
Если бы мои родители понимали как мне помочь в моторном развитии, то этих проблем у меня бы не было. И не было бы последствий в виде дисграфии (нарушении чтения) и дислексии (нарушение чтения).
Теперь вы видите как важна помощь и поддержка таким детишкам.
Предлагаю вам простые тесты на проверку пространственных представлений
Если ребенок не справляется с заданиями, то просто помогите ему: приводите ко мне на бесплатную диагностику или делитесь результатами в комментариях ниже, а я помогу вам рекомендациями :)