Премьерный спектакль «Пока она умирала» (16+), поставленный по мотивам пьесы Надежды Птушкиной режиссёром Павлом Лаговским, стал ярким завершающим аккордом 113-го театрального сезона в Камышинском драматическом театре.
Это бенефис заслуженной артистки Российской Федерации Татьяны Торощиной в год её юбилея, на котором волею судьбы присутствовал заслуженный артист РСФСР, народный артист Российской Федерации Владимир Стеклов (он снимается в фильме «Степные боги» с нами по соседству, в Белогорском Саратовской области).
Успех пьесы
Надо сказать, пьеса на своём веку «играна-переиграна» тысячи раз. Автор Птушкина писала: «…не много найдётся в России городов, где ни разу не шла моя пьеса «Пока она умирала». Пьеса шла почти во всех странах СНГ, переведена на многие языки».
Водевиль начал активно завоёвывать театр в период с 1995 по 1998 год. Тогда, впрочем как и сейчас, зрителям так не хватало добра, доверия, счастливых финалов, сказок, в конце концов… Реальная жизнь не такая светлая и бесхитростная…
Можно представить, сколько было реализовано режиссёрских, актёрских прочтений, сколько родилось видений, ракурсов, подач! Плюс киноверсия – романтическая комедия «Приходи на меня посмотреть», которая облетела экраны страны в 2000 году.
Только его и ждали
В этом «бенефисе Птушкиной» Камышинский драматический театр ничуть не затерялся. Всё сделано на совесть, профессионально, от души. Ненавязчиво и в то же время выразительно смотрелось оформление сцены: самым броским элементом оказались «колонны» с цитатами из любимого героинями Диккенса.
Гармонично выглядели костюмы персонажей (В. Ефименко, О. Мургина, Н. Бакунова). Одежды подчеркнули элегантность милой и умной старой девы Тани (заслуженная артистка РФ Т. Торощина), передали лёгкий запах «нафталина» собравшейся «не сегодня завтра» умереть её мамы – Софьи Ивановны (актриса С. Олейник), потрясающую франтоватость Игоря (артист А. Буняков), непосредственность их «дочери» Дины (актриса Е. Бородулина).
Восхищала игра актёров. Ах, как в точку попал водевиль! Будто его только и ждали. И хоть сама Надежда Птушкина с водевильностью не согласна и хочет глубины, пенять на постановщиков отказывается: сама изначально определила жанр, сочтя, что именно он наиболее заманчив для театра.
Ну, водевиль, так водевиль! Те, кому хотелось, всё равно смогли за флёром лёгкого сюжета разглядеть глубинный смысл. К слову, из-за того, что в названии фигурирует смерть, постановки часто переименовывали, внося путаницу. Сравнительно недавно автор запретила это делать. Так что отныне – «Пока она умирала», дорогие, и никак иначе…
Заинтригованные
Выяснилось, что театралов название не отпугивает, а, наоборот, интригует. Камышане своим массовым походом на премьеру и положительными впечатлениями и от неё лишний раз подтвердили предположение: разгадывать интригу – дело весьма увлекательное.
«В контексте Диккенса», которого одна немолодая женщина читала другой немолодой женщине, Надежда Птушкина наделила своих героинь и героя невероятной добротой. Татьяна Торощина создала образ мягкой, уступчивой, не без доли юмора героини Тани изящно, без надрыва. Никаких страданий и упрёков, никаких несбыточных «мечт». Но сбылось!
Светлана Олейник стала бабушкой с трескучим голосом (в её-то настоящем расцвете сил). Но, представьте, ничуть не надоела залу. Весёлую, по-детски непосредственную старушку, решившую поправить судьбу своей одинокой дочери, полюбили все!
Артём Буняков – особое явление. Уже не первый раз после совершенно разных спектаклей с его участием журналисты слышат от зрителей: «Буняков стал для нас открытием!». Это же чудесно! И понятно: Артём никогда не играет в «приторном» понимании этого слова. Он реально живёт на сцене, вызывая доверие к любому своему персонажу.
Театр ждёт нас
Бурные аплодисменты юной Екатерине Бородулиной. Браво! Бис! Спасибо. Мимика, жесты, улыбка – всё настолько настоящее, что хотелось смотреть на Катю, как на огонь, воду и… кассира, выдающего зарплату. Правильно! Вечно.
Звучал незабываемый Джо Дассен – «Если б не было тебя», развивались необычные события… Несмотря на всю свою идеальность, когда все друг друга любят, понимают, прощают, честны, доверчивы и незлобивы, подобное происходило и наяву.
Это тот самый случай, когда театр напоминает массам: сказка (водевиль, мелодрама, комедия) – ложь, да в ней намёк. Понятно, что ложь, даже та, что во спасение, губительна. Оберегая мать, Таня попыталась представить ситуацию не такой, какая она есть на самом деле. Но вера Софьи Ивановны окрылила всех: и Татьяну, и Игоря, и их «дочь» Дину…
Тонкий, притягательный спектакль. Нет сомнений в том, что он станет популярным в следующем, 114-м театральном сезоне. А пока счастливые первые зрители обмениваются впечатлениями, как яблочко на ветке, «зреют» новые благодарные ценители этой и других постановок КДТ. До встречи, дорогие! Театр ждёт нас!
Марина КАРАВАЕВА