Найти в Дзене
ГолубушкаRead

Россия и русские глазами Сомерсета Моэма (часть 1)

Думаю, ни для кого не секрет, что Сомерсет Моэм (1874-1965) автор знаменитого "Театра" был английским разведчиком, или попросту шпионом (сотрудничал с МИ-5 служба безопасности в Англии). В 1917 он приезжал в Россию, чтобы убедить временное правительство, в лице Керенского и других, не выходить из первой мировой войны (чтобы не давать развития антивоенным настроениям, и продолжать гнать на убой русских солдат). В связи с Октябрьской революцией миссия Сомерсета нашего Моэма провалилась , Керенский бежал, Ленин пришел к власти, и Россию данный английский шпион покинул, написав напоследок свои желчные выводы: Бесконечная болтовня там, где требовались действия, колебания, апатия, когда апатия вела к разрушению, высокопарные декларации, неискренность и формальное отношение к делу, которые вызвали у меня отвращение к России и русским В своих записях тех времен он зафиксировал свои мысли и чувства о России, русской культуре и русских людях. Если почитать эти записи, создается впечатле

Думаю, ни для кого не секрет, что Сомерсет Моэм (1874-1965) автор знаменитого "Театра" был английским разведчиком, или попросту шпионом (сотрудничал с МИ-5 служба безопасности в Англии). В 1917 он приезжал в Россию, чтобы убедить временное правительство, в лице Керенского и других, не выходить из первой мировой войны (чтобы не давать развития антивоенным настроениям, и продолжать гнать на убой русских солдат).

В связи с Октябрьской революцией миссия Сомерсета нашего Моэма провалилась , Керенский бежал, Ленин пришел к власти, и Россию данный английский шпион покинул, написав напоследок свои желчные выводы:

Бесконечная болтовня там, где требовались действия, колебания, апатия, когда апатия вела к разрушению, высокопарные декларации, неискренность и формальное отношение к делу, которые вызвали у меня отвращение к России и русским

В своих записях тех времен он зафиксировал свои мысли и чувства о России, русской культуре и русских людях.

Сомерсет Моэм
Сомерсет Моэм

Если почитать эти записи, создается впечатлениее, свои познания в русской литературе, коей он считал себя ценителем и знатоком (увлекаясь, в основном, Достоевским и Чеховым), он накладывал на довольно стереотипный (и что уж там, презрительный и высокомерный) взгляд англичанина на русского человека, поэтому в его записных книжках складывается довольно неприятный, и, прямо скажем, русофобский взгляд на Россию и русских.

В своих мемуарах Моэм придерживался высокого мнения о собственном «умении пристально всматриваться в людей». Для этого нужен, как он полагал, «непредубежденный ум и большой интерес к людям».

Моэм, как говорят, был озабочен проблемой двойственности человеческой природы, однако в его описании России и Русских видна, скорее однобокость, что понятно, ведь не секрет, что Моэм не скрывал своего отвращения к России и русским (это видно по его лицу)

Сомерсет Моэм в старости
Сомерсет Моэм в старости

Приведу некоторые цитаты

Русские - это хамы, которые гордятся своими недостатками :

Русские гордятся своими недостатками, наподобие хама, который оповещает, что таким уж его сотворил Господь, и самодовольно признают, что они пьяницы и невежи;

Русские - это , конечно пьяницы

Напиваются часто. Вся нация мучается с похмелья. То-то была бы потеха, если бы водку запретили и русские в одночасье потеряли те свойства характера, которые так занимают умы склонных к сентиментальности западных европейцев.

Русские не соблюдают и не уважают правила, в этом и заключается их свобода

Не знают сами, чего хотят, и кидаются из крайности в крайность.
Русскому никогда не придет в голову, что он должен делать что-то, чего не хочет, только потому, что так положено. Почему он веками так покорно переносил гнет (а он явно переносил его покорно, ведь нельзя представить, чтобы целый народ мог долго терпеть тиранию, если она его тяготила), а потому что, невзирая на политический гнет, он лично был свободен.
Русский лично куда более свободен, чем англичанин. Для него не существует никаких правил.

Короче и не загадочная душа это вовсе - а похмелье, и не свобода это - а невоспитанность, хамство и отрицание любых правил.

И мазохисты русские и, я извиняюсь, куколды:

В русских глубоко укоренено такое свойство, как мазохизм.
Захер-Мазох, славянин по происхождению, первый привлек внимание к этому недугу в сборнике рассказов, ничем прочим не примечательных. Судя по воспоминаниям его жены, он и сам был подвержен тому состоянию, о котором писал. Вкратце речь идет вот о чем: мужчина жаждет, чтобы любимая женщина подвергала его унижениям как телесным, так и духовным.
К примеру, Захер-Мазох настоял, чтобы его жена уехала путешествовать с любовником, а сам, переодевшись лакеем, прислуживал им, терзаясь ревностью. В своих произведениях Захер-Мазох неизменно выводит женщин крупных, сильных, энергичных, дерзких и жестоких. Мужчин они всячески унижают. Русская литература изобилует подобными персонажами.

И Захер-Мазох, славянин у него по происхождению, как интересно. Только при чем тут русские, почему не румыны. не поляки?

Ганя Иволгин
Ганя Иволгин
Князь Мышкин
Князь Мышкин
Героини Достоевского принадлежат к этому же типу повелительниц; мужчин, их любящих, не привлекают ни нежность, ни кротость, ни мягкость, ни обаяние; напротив, надругательства, которые они претерпевают, доставляют им чудовищное наслаждение.

Ну конечно, нежность, кротость, мягкость, и обаяние привлекают только глубоко воспитанных англичан. Русских же, конечно, привлекает грубость, наглость, и полное отсутствие обаяния, чем хуже, как говорится, тем лучше.

В жизни русских большую роль играет самоуничижение, оно им легко дается;
они смиряются с унижением, потому что, унижаясь, получают ни с чем не сравнимое чувственное наслаждение…
Каждого, кто жил среди русских, поражает, как женщины помыкают мужчинами. Они, похоже, получают чуть ли не плотское наслаждение, унижая мужчин на людях;
манера разговаривать у них сварливая и грубая;
Рогожин
Рогожин
Мужчины терпят от них такое обращение, какое стерпел бы мало кто из англичан;

Опять сравнение, в пользу себя любимого. Ведь Англичане, конечно, такое терпеть не будут.

Как говорится, кто ищет худшее и нацелен на него, тот всегда найдет, увидит, примером подтвердит.

Для меня все это лишь знак его собственных проекций и желаний

По всей видимости ему сложно было воспринимая женщин лишь со стороны, и все меньше интересуясь ими как объектами вожделения, понять в чем суть обаяния героинь Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, он видел на их месте лишь пробивных, истеричных, дурно воспитанных, хабалистых теток, которые не уважают и ни в грош не ставят своих мужчин, зато он, по всей видимости, мог живо представить себя на месте Захер Мазоха, решив, что вот он ключик-то и разгадка, они просто любят унижаться!

Если что, Моэм был бисексуалом, а с возрастом его гомосексуализм стал превалировать, я считаю это крайне важно, в понимании его взгляда на женщин.

Настасья Филипповна
Настасья Филипповна
Грушенька
Грушенька
Знакомьтесь, вот Алексей мой муж, а вот Алексей мой любовник. Очень приятно
Знакомьтесь, вот Алексей мой муж, а вот Алексей мой любовник. Очень приятно

Попрыгунья, пойдемте же изменять мужу ! Вот он уже и смотрит с одобрением
Попрыгунья, пойдемте же изменять мужу ! Вот он уже и смотрит с одобрением

Прошелся Моэм и по русской литературе, написав что она скудна и убога.

Что поражает каждого, кто приступает к изучению русской литературы, так это ее исключительная скудость.
Критики, даже из числа самых больших ее энтузиастов, признают, что их интерес к произведениям, написанным до девятнадцатого века, носит чисто исторический характер, так как русская литература начинается с Пушкина; за ним следуют Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский; затем Чехов — вот и все!
Вот и все. Больше и нет никого. Хотя по мне так и достаточно
Вот и все. Больше и нет никого. Хотя по мне так и достаточно

Ну тут даже сказать нечего, скудна, так скудна, раз два, и обчелся. Если разведчики изучают историю России по Мертвым Душам и Войне и Миру то и хорошо, нам же и лучше..

Вокруг он видел конечно нищету и убожество (некоторые до сих пор ее видят, хотя уже далеко не 1917 год на дворе).

Витрины магазинов забиты жалкими изделиями. Нераспроданные товары разорившихся пригородных лавчонок Вены или Берлина — вот что они напоминают.
Очередь у продовольственного магазина в Петрограде. 1917 год © РИА «Новости»
Очередь у продовольственного магазина в Петрограде. 1917 год © РИА «Новости»

Ну и конечно, русские примитивны по сути своей. Варвары одним словом, не то что англичане.

Задаюсь вопросом: а что, если отгадка скорее проста, нежели сложна.
Есть нечто примитивное в том, как безраздельно властвует над русскими чувство.
У англичан, к примеру, характер — это прочная основа, чувства влияют на нее, но и она в свою очередь оказывает на них воздействие; похоже, что русских любое чувство захватывает всецело, они полностью подчиняются ему.

Ну и добавил медку напоследок, английская вежливость, куда без нее

Они ленивы, несобранны, слишком словоохотливы, плохо владеют собой и поэтому чувства свои выражают более пылко, чем они того заслуживают, но, как правило, они незлобивы, добродушны и незлопамятны, щедры, терпимы к чужим недостаткам...они общительны, вспыльчивы, но отходчивы...

Ну спасибо, похвалил так похвалил.

Теперь настала пора перейти к русским женщинам, которым он посвятил не просто записки , а несколько полноценных и ярких рассказов, которые я буду разбирать.

В следующей части разберу два рассказа Моэма, где он катком прошелся создал эдакий собирательный образ русской женщины, смешав Анну Каренину, Полозову из Вешних вод, Попрыгунью Чехова, и, конечно, Настасью Филипповну. Короче все что прочитал, или видел, то и смешал, взяв самое худшее из всех.

Продолжение следует ...