Найти в Дзене
ORDA

Огонь в Абайской области разгорается вновь: репортаж Orda.kz

10 июня мы уже подумали, что пожар в Абайской области сходит на нет. Люди возвращались в свои дома и надеялись, что кошмар позади. Но пламя разгорелось с новой силой. Orda.kz рассказывает, что происходит в области после визита Токаева

Все окрестные населённые пункты – типичные казахстанские сёла с плохими дорогами и слегка депрессивной атмосферой. Впрочем, посёлок Бородулиха в 70 километрах от Семея выглядит очень опрятным. Сюда в первые дни масштабного лесного пожара в Абайской области эвакуировали жителей близлежащих более мелких сёл.

В одном из таких – Успенке (примерно в семи километрах от Бородулихи) обстановка уже сложнее. Село как будто вымерло, жителей нет, бродят только одинокие редкие собаки, мимо проходит стадо заблудившихся коров. Рядом в лесу работают спасатели.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Я думаю, что именно такие сёла министр нацэкономики Куантыров и называет «бесперспективными». Тут нет учебных заведений и какого-то досуга. А дорог, как признаются местные жители, не было отродясь. К Успенке ведёт разбитая полоса, назвать которую дорогой будет оскорблением для дорожного полотна как такового. Она усеяна ямами, и ехать здесь со скоростью больше 20 километров в час – очень специфическое удовольствие.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Мы прибыли сюда 10 июня, когда обстановка на местности, как нам казалось, начала стабилизироваться. Все основные очаги возгорания были локализованы, а у спасателей оставалась надежда на то, что пропавшие 14 лесников ещё живы. Тогда надежда теплилась и в сердцах их родных.

Погибшая при пожаре Мейрамгуль Кусаинова работала руководителем в Успенском лесничестве Новошульбинского филиала РГУ «ГЛПР «Семей орманы».

Сестра погибшей, Мадина, рассказала, что Мейрамгуль и всю бригаду срочно вызвали в лес 8 июня, когда пожар только начался. В тот же день они перестали выходить на связь.

«То, что мы знаем, она пришла домой. Потом её вызвали на работу, и они всей бригадой выехали в лес. Это было в обед. Нам ничего не говорили и не пускали в Успенку. Говорили, что их ищут, что нет связи. Я не нашла ответы, и ни от кого не услышала, что случилось, и как всё было на самом деле», – рассказала девушка.
Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

К ночи 10 июня спасатели подтвердили смерть всех 14 сотрудников «Семей орманы». Утром в область прилетел президент Касым-Жомарт Токаев, тут он встретился с близкими погибших. Возможно, он внёс немного ясности в то, что произошло с лесниками. Впрочем, у людей явно осталось ещё много вопросов: как их нашли, почему они не смогли выбраться из леса, кто в этом виноват, а главное – как теперь жить дальше?

«Вчера обнаружили тела 14 погибших. Мы 8 июня после 21:00, ближе к 22:00, потеряли с ними связь. Последнее, что мы слушали по рации, что ветер резко поменял направление и их накрывает дымом. Мы надеялись, что всё обойдётся. Из-за сильного дыма не было возможности их найти. Вчера их обнаружили погибшими. Пользуясь случаем, я хотела бы выразить искренние соболезнования семьям и близким погибших при исполнении служебного долга, при тушении пожара», – сказала министр экологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова.
Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

После того как президент улетел со срочного совещания оперативного штаба в Бородулихе, казалось, что всё горе уже позади, а пожар сходит на нет. Люди в округе были собраны и спокойны. Волонтёры организовали штабы, помогали в эвакуации, кормили пожарных.

В самом Семее было вообще тихо. Дым не шёл в сторону города, небо чистое, люди ходят по своим делам, а вечером смотрят в пабах матчи Премьер-лиги.

Чтобы спокойно поработать, мы сели в одном из таких заведений, а мужчины за соседним столиком стали спрашивать у нас о пожаре и погибших. Сложилось впечатление, будто это они, а не мы – приезжие и несведущие столичные журналисты. Новости о погибших согражданах не прерывали разговоров о машинах, политике и футболе.

Но через сутки ситуация изменилась. Сильный ветер снова раздул пожар с небывалой силой.

В сложные кризисные моменты казахстанцы сплачиваются, помогают друг другу и не отчаиваются. Здесь было так же. Но после новой волны пожаров, вспыхнувших после отъезда Токаева, обстановка стала накаляться. Уставшие от фейков, скорби, тревоги и журналистов люди уже не хотят давать комментарии, злятся и нервничают.

Их можно понять. Ощущение опасности активизирует резервы организма, заставляет собраться, а такая иступляющая нервотрёпка и страх вызывают настоящую истерику.

Как всегда, в такой ситуации панику вызывают либо недостаток информации, либо её избыточность. Пока весь Казахстан с замиранием сердца через соцсети и СМИ следит за трагедией, развернувшейся близ Семея, сами жители региона не могут получить какую-то базовую информацию. Например, родственники пропавшего в тракториста ищут его сами. Они уверяют, что власти мужчину не ищут.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Недовольство выражают и в соцсетях.

«Мои родители живут в селе Бородулиха в области Абай, где сейчас горят леса. Я там жила несколько лет и окончила школу. Это поистине райский уголок на земле. Каждое лето у нас горит лес. Но в этот раз я не подозревала, что пожар достигнет таких масштабов, что погибнет так много людей… Населённые пункты Успенка, Камышенка, Жерновка – это не просто названия, это знакомые для меня места, в которых я была несколько раз. Некоторые фамилии погибших мне известны, а мои родители лично знали этих людей…Это, действительно, кошмар – то, что произошло. И это результат многолетнего пофигизма, недофинансирования, коррупции, халатности на местах», – написала журналист Динара Шумаева.

Люди требуют от властей скорейшей стабилизации ситуации, того же требовал и Токаев. Но, похоже, что у природы другие планы. Пламя только разгорается и понемногу подходит к городу. Orda.kz внимательно следит за ситуацией.

Огонь в Абайской области разгорается вновь: репортаж Orda.kz