Найти в Дзене
Едем в Егорьевск!

Было и стало: прогулка по Егорьевску с разницей в 110 лет

Приглашаем дорогих гостей прогуляться по историческому Егорьевску с разницей в 110 лет. За это время многое, конечно, изменилось. Но кое что осталось таким, каким и было. Давайте в этом убедимся! Кстати, эту прогулку можно вполне организовать в режиме реального времени. Открываешь лонгрид (то есть, эту статью с картнками), пользуешься картой и переходишь от объекта к объекту, читая описания и рассматривая старинные и современные фото. Чем не «Ретро туръ»? Итак, добро пожаловать, господа хорошие! 1. Первая пара фотографий «Было и стало»: Егорьевский музей Дом Никитиных (Егорьевский историко - художественный музей). Красивейшее здание города. Его выделяют балкон, портик, полуколонны, лепнина. Это яркий образец неоклассицизма. Дом принадлежал купцам (впоследствии мещанам) Никитиным, родственникам Бардыгиных. Столь красивым здание было не всегда. Дом возведен в первой половине XIX века. Вплоть до начала ХХ века здание оставалось неоштукатуренным (смотрите фото «Было»). Его единственным ук

Егорьевск. Было и стало. С разницей 110 лет
Егорьевск. Было и стало. С разницей 110 лет

Приглашаем дорогих гостей прогуляться по историческому Егорьевску с разницей в 110 лет. За это время многое, конечно, изменилось. Но кое что осталось таким, каким и было. Давайте в этом убедимся! Кстати, эту прогулку можно вполне организовать в режиме реального времени. Открываешь лонгрид (то есть, эту статью с картнками), пользуешься картой и переходишь от объекта к объекту, читая описания и рассматривая старинные и современные фото. Чем не «Ретро туръ»? Итак, добро пожаловать, господа хорошие!

Расположение объектов на фотографиях. Было и стало. Ниже под номерами описания
Расположение объектов на фотографиях. Было и стало. Ниже под номерами описания

1. Первая пара фотографий «Было и стало»: Егорьевский музей

Дом купца Никитина
Дом купца Никитина
Егорьевский историко - художественный музей
Егорьевский историко - художественный музей

Дом Никитиных (Егорьевский историко - художественный музей). Красивейшее здание города. Его выделяют балкон, портик, полуколонны, лепнина. Это яркий образец неоклассицизма. Дом принадлежал купцам (впоследствии мещанам) Никитиным, родственникам Бардыгиных. Столь красивым здание было не всегда. Дом возведен в первой половине XIX века. Вплоть до начала ХХ века здание оставалось неоштукатуренным (смотрите фото «Было»). Его единственным украшением были обведенные белой краской оконные откосы. В июне 1868 года в сушилке дома Никитиных случился пожар, перекинувшийся на соседние строения. Событие вошло в местную историю, как «Большой пожар», который уничтожил 2/3 города, бывший тогда преимущественно деревянным. В 1870-х годах второй этаж сдавался под мужскую прогимназию, позднее – женское училище. Несколько позже на первом этаже появился бакалейный магазин Рязанова. В советское время здесь находились различные учреждения и магазины, детские ясли имени Клары Цеткин. В 1999 году в отреставрированном здании открылся художественный отдел городского музея. В 2014 году на главном фасаде здания установлена мемориальная доска в честь основателя музея Михаила Бардыгина. Автор доски – академик РАХ Н.А.Иванов.

2. Вторая пара фотографий «Было и стало»: Белый собор с севера

Вид на Белый собор с севера, с улицы Московской от Хлебной площади
Вид на Белый собор с севера, с улицы Московской от Хлебной площади

Соборная площадь с севера
Соборная площадь с севера

Соборная площадь - была намечена уже первым планом города 1780 года. Это единственная в городе восьмиугольная площадь. В разное время площадь носила различные названия: Срединная, Ярмарочная, Соборная, Советская, снова Соборная. Уже первым планом было предусмотрено возведение на площади храма. Но город долго не мог приступить к строительству – не хватало средств. Закладка величественного собора состоялась лишь в 1826 году. Собор строился по проекту известного российского архитектора Осипа Ивановича Бове. Благотворителями, выделившими значительные средства на возведение храма, выступили московские купцы – уроженцы Егорьевска: Афанасий Емельянович Щекин и Хрисанф Сафронович Щедрин.

3. Третья пара фотографий «Было и стало»: Белый собор с востока

Вид на Белый собор с Владимирской улицы
Вид на Белый собор с Владимирской улицы
Соборная площадь с восточной стороны по ул. Парижской Коммуны
Соборная площадь с восточной стороны по ул. Парижской Коммуны

Успенский собор был освящен в 1839 году. Он имел внушительные размеры – длина – 95, ширина – 42 аршина. Напомним что аршин соответствует 71,2 см. Собор мог вместить в себя 5 тыс. прихожан, в то время, как население города было менее 3 тыс. человек. Считалось, что собор станет предвестником будущего возвышения города. Помимо основного престола – во имя Успения Богоматери – в соборе было два придела – Николая Мир Ликийского и Георгия Победоносца. В резном киоте был выставлен древний резной образ покровителя города Георгия Победоносца. В середине XIX века стараниями меценатов братьев Хлудовых храм был украшен замечательной росписью. Они же одарили храм полной звонницей. Современники вспоминали, что главный колокол собора был слышен даже в Ильинском Погосте, то есть за 10 верст. На колокольне (высота 100 аршин) были часы, по которым егорьевцы сверяли время.

4. Четвертая пара фотографий «Было и стало»: Белый собор с юга

Вид на Белый собор с юга, с Московской улицы
Вид на Белый собор с юга, с Московской улицы
Соборная площадь с юга по ул. Советской
Соборная площадь с юга по ул. Советской

В годы Советской власти Белый собор постигла участь многих православных храмов. В январе 1924 года в соборе проходила патриаршая служба. Впервые тогдаЕгорьевск посетил глава церкви – патриарх Московский Тихон, впоследствии причисленный к лику святых. В той службе принял участие известный московский протодьякон Максим Михайлов. Он обладал красивым мощным басом. Многие любители пения в Москве специально посещали церковные службы, чтобы послушать Михайлова. Протодьякон, в конце концов, поддался уговорам новой власти и перешел в Большой театр. Максим Дормидонтович Михайлов стал известным оперным певцом. Собор простоял менее столетия. 17 апреля 1935 года его взорвали.

5. Пятая пара фотографий «Было и стало»: вид на фабричные корпуса

Вид на фабрики Хлудовых и Бардыгиных с западной стороны Соборной площади
Вид на фабрики Хлудовых и Бардыгиных с западной стороны Соборной площади
Вид с западной стороны Соборной площади по ул. Парижской Коммуны
Вид с западной стороны Соборной площади по ул. Парижской Коммуны

Фабричные корпуса. С середины XIX века Егорьевск превращается в крупный центр текстильной текстильной промышленности. Писатель-земляк Степан Тимофеевич Славутинский называет Егорьевск середины XIX века русским Манчестером, ставя его вместе с известным центром хлопчатобумажной промышленности Великобритании. И такое сравнение было неслучайным. Корпуса были возведены в характерном для Англии фабричном стиле. На фабриках стояло английское оборудование, работали английские специалисты. Крупнейшим текстильным предприятием была прядильная фабрика братьев Хлудовых. Хлудовы – московские купцы I гильдии. Происходили из разбогатевших крестьян д. Акатово Поминовской волости. В 1842 году они выкупили 12 десятин земли на левом берегу Гуслицы и приступили к строительству фабрики. Рассказывали, что когда землекопы рыли котлован под фундамент, они находили много окаменевших перламутровых раковин. «На золотом месте строитесь», - сказали рабочие Хлудовым. «Золото и добудем,- ответили те, - или и с вами пойдем с сумою»

6. Шестая пара фотографий «Было и стало»: Белый собор с запада

Вид на Белый собор с запада с ул. Владимирская
Вид на Белый собор с запада с ул. Владимирская
Вид на Соборную площадь с запада по ул. Парижской Коммуны
Вид на Соборную площадь с запада по ул. Парижской Коммуны

В 1957 году на площадь «пришел» вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. До этого памятник стоял на соседней Ленинской площади. Это одно из ранних скульптурных изображений вождя –1927 год, скульптор Н.Андреев. После взрыва Белого собора именно памятник Ленину стал архитектурной доминантой площади. После национализации 1918 года Хлудовская фабрика стала называться «Вождь пролетариата», а Бардыгинская – «Победа пролетариата» (на фото - корпуса справа). Егорьевские текстильщики внесли большой вклад в дело победы. За годы Великой Отечественной войны они выпустили для нужд фронта около 80 млн погонных м плащ-палатки. В 1946 году был образован хлопчатобумажный комбинат «Вождь пролетариата», в состав которого вошло предприятие «Победа пролетариата». В 1946 году комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Так был отмечен вклад текстильщиков в дело победы. В период расцвета на комбинате трудилось свыше 12 тыс. человек.

7. Седьмая пара фотографий «Было и стало»: река Гуслица

Вид на реку Гуслицу и фабричные корпуса фабрики Хлудовых. Маневры 139-го Моршанского полка. Форма на солдатах и офицерах образца 1881 года - меховые шапки (папахи).
Вид на реку Гуслицу и фабричные корпуса фабрики Хлудовых. Маневры 139-го Моршанского полка. Форма на солдатах и офицерах образца 1881 года - меховые шапки (папахи).
Вид на реку Гуслица с моста по ул. Парижской Комунны. Именно в этом месте маневрировали солдаты 139-го Моршанского полка
Вид на реку Гуслица с моста по ул. Парижской Комунны. Именно в этом месте маневрировали солдаты 139-го Моршанского полка

Река Гуслица. Это неспешная и небольшая речка. Ккак и большинство мещерских рек и ручьев. Общая протяженность – 36 км. Исток ее на Егорьевской возвышенности, в двух км к юго-востоку от города, вблизи д. Холмы. На территории соседнего городского округа Орехово-Зуево она впадает в Нерскую – левый приток Москвы-реки. В черте города река представляет собой каскад соединяющихся прудов. При этом пруд у фабричных корпусов назывался Хлудовским. Сегодня это название забыто. Согласно легенде, сюда в давние времена приезжали из Киева монахи-миссионеры. А миссия их состояла в том, чтобы распространять Христову веру. Монахи устраивали массовые крещения язычников – славян: вятичей, кривичей, да местных финнов (мещера, меря, мурома). А славяне любили повеселиться – игрища устраивали с плясками у костра, песни пели, на гуслях звонких играли. Монахи, желая прекратить «бесовские забавы» отнимали у музыкантов гусли, да в реку бросали. Оттого (говорят) и реку прозвали Гуслицей. Попала река и в толковый словарь В.И.Даля. Владимир Иванович приводит такую поговорку: «У него в голове гусляк разгулялся». Так говорили в старину про захмелевшего человека. А составитель словаря поясняет, что гусляк это сорт хмеля, что растет по берегам Гуслицы. Небольшая речка дала название исторической округе – Гуслицы. С середины XVII века в глухих гуслицких лесах от петровских и никоновских преследований укрывались старообрядцы-гусляки. Старообрядческие Палестины - так стали называть наши места.

8. Восьмая пара фотографий «Было и стало»: вид на фабричные корпуса с плотины реки Гуслица

Вид на фабричные корпуса с плотины реки Гуслица
Вид на фабричные корпуса с плотины реки Гуслица
Вид на фабричные корпуса с плотины реки Гуслица
Вид на фабричные корпуса с плотины реки Гуслица

Егорьевский Биг Бен. Братья Хлудовы и их приемники Найденовы сделали английским инженерам символический подарок. К главному фабричному корпусу они пристроили башню с часами. Башня напоминает лондонский Биг Бен.

Комплекс зданий бумагопрядильных фабрик купцов Хлудовых. Слева по фасаду здание с часовой башней - закладная табличка, 1880 года. Справа пристройка с квадратной башней - табличка на фасаде, 1910 год
Комплекс зданий бумагопрядильных фабрик купцов Хлудовых. Слева по фасаду здание с часовой башней - закладная табличка, 1880 года. Справа пристройка с квадратной башней - табличка на фасаде, 1910 год

9. Девятая пара фотографий «Было и стало»: Казанский храм

Вид на Казанский храм с ул. Соборная
Вид на Казанский храм с ул. Соборная
Вид на Казанский храм по ул. Октябрьская
Вид на Казанский храм по ул. Октябрьская

Казанский храм. Это старейший храм Егорьевска – известен с начала XVIII века. В 1790 году храм был возобновлен. В конце XIX века Казанская церковь стала полковой. В храме находилось знамя 139-го Моршанского пехотного полка. А на стене храма были написаны имена воинов, погибших в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Кстати, этот полк имеет уникальную награду «Георгиевские рожки» - таким знаком награждали особо отличившиеся подразделения. Сейчас Казанский храм активно восстанавливается. На этом месте был исторический центр с. Высокого, предшественника Егорьевска. Село известно с 1462 года. Примерно здесь, в 1608 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский одержал свою первую победу, разгромив отряд «самозванцев» из лагеря «Тушинского вора» (это Лжедмитрий II), который пытался контролировать дорогу на Коломну. Здесь князь получил первый боевой опыт в качестве командира, что окрыло ему дорогу к ратным свершениям на пути избавления Московского государства от иноземных захватчиков. В Егорьевском музее можно заказать программу «Ратная история Великой Смуты» - особенно популярна она среди школьников в ноябрьские и майские дни. Программа доступна по "Пушкинской карте".

10. Десятая пара фотографий «Было и стало»: Московская (ныне Советская) улица от Хлебной площади

Вид на Московскую улицу с Хлебной площади
Вид на Московскую улицу с Хлебной площади
Вид на Советскую улицу с Музейной площади
Вид на Советскую улицу с Музейной площади

Хлебная площадь. Одна из двух четырехугольных площадей. Прежнее название – Хлебная, потом Революции, а сейчас - Музейная. На площади в базарные дни велась оживленная торговля хлебом, хмелем и съестными припасами. Особенно славился местный сорт хмеля гусляк. Интересно отметить, что выходящая на площадь улица Алексея Тупицына, ранее называлась Хмелевой. В 1877 году в Егорьевске заработал водопровод. На ряде площадей и улиц появились водонапорные башни, называемые в народе бассейнами. Они предназначались для снабжения водой из 2000-ведерного бака бочек пожарного обоза при пожаре. В 1924 году после установки пожарных гидрантов башни были разобраны. Одна из таких башен располагалась на Хлебной площади.

Памятник Д.И. Хлудову
Памятник Д.И. Хлудову

Памятник Д.И. Хлудову. Давыд Иванович Хлудов (1822-1886), один из братьев владельцев текстильной фабрики. С 1850-х годов активно занимался благотворительностью. Был старостой Белого собора, с 1857 года – городским головой. Жертвовал значительные средства на нужды армии, в т.ч. закупил полушубки для гренадерского полка. Но особенно много занимался церковной благотворительностью. Выделил 20 тыс. рублей на строительство новой Никольской церкви на погосте Николо-Крутины. Значительные вклады сделал в Бобренев и Иоанно-Богословский (с. Пощупово, недалеко от музея С.А. Есенина в Константиново) монастыри. К концу жизни остался в бедности. За благотворительную деятельность был пожалован орденами св. Станислава 2 степени, св. Анны 2 и 3 степеней, св. Владимира 4 степени. Бюст установлен в 2016 году. Скульптор Вадим Казанский.

Текст: С.Э. Динер, научный сотрудник Егорьевского историко-художественного музея.

Фото и обработка материала: Туристско-инфрмационный центр «Егорьевск»

Вот, такая прогулка с разницей 110 лет у нас получилась. Кстати, мы проводим обзорные экскурсии по данному маршруту. Продолжительность от 60 до 90 минут в зависимости от пожеланий и графика экскурсанов. Заказать экскурсию можно здесь:

-25