Проблема мигрантов. Все её стороны уже давно подробно описаны и существует она в нашей стране в том или ином виде уже не один десяток лет. Но именно за последний год она резко обострилась, причём, не только на местном уровне, где "приехавшие в гости эксперты в области строительства" обнаглели от безнаказанности и вседозволенности, но и на международном уровне. Так, руководители одной небольшой региональной сверхдержавы уже грозят нашему МИДу пальцем и пишут ноты за слишком, по их мнению, жёсткие действия при задержании их особо ретивых граждан, забывших где находятся. А между тем, их земляки порой позволяют себе себе такое, за что на исторической родине можно поплатиться здоровьем, а то и чем посерьёзнее.
В чём причина резкого всплеска криминала в среде мигрантов расскажут социологи, мне же как обывателю кажется, что здесь целый комплекс причин, но одна из них наверняка кроется в том, что за относительно короткий период времени из российских городов в срочном порядке выехали в одном направлении тысячи молодых здоровых мужчин выполнять боевые задачи. В этот же период в эти же города заехали тысячи молодых здоровых мужчин в поисках безбедного существования из республик, где безбедное существование довольно проблематично. Заехали со своим мировоззрением, в полной уверенности в том, что они здесь хозяева.
Каждому понятно, что без трудовых мигрантов тоже обойтись нельзя, слишком важный экономический фактор, чтобы от него отказываться. Но у нас он почему-то привязан ещё и к демографической проблеме. А кроме этого, отдан на откуп бизнесу, и похоже, далеко не среднему. Бизнес использует этот фактор для получения прибыли, оставляя за скобками проблемы, которые автоматом перекладываются на плечи простых граждан-налогоплательщиков. Государство, к сожалению, берется за проблему эпизодически, небольшими набегами, которые в системе ничего не меняют. При этом, ситуация в обществе стремительно нагревается, так и до кипения недалеко.
Опыт других стран в регулировании трудовой миграции показывает, что проблема решаема и государству вполне по силам держать ситуацию под твёрдым контролем без ущерба и для своих граждан и для самих мигрантов. И в нашей стране есть такой положительный опыт, который сейчас мало кто помнит.
В начале 2000 годов на Дальнем Востоке России широко использовался труд северокорейских рабочих. Как правило, они были задействованы в строительстве и ремонтных работах, в основном неквалифицированных, и в этом от современных специалистов из среднеазиатских свободных республик они ничем не отличались. Зато очень сильно отличались в другом. Во-первых, и в-главных, они были предельно законопослушны и дисциплинированы. Они никогда не мелькали в криминальных хрониках, не шатались по вечерам пьяными, не приставали к местным. Вряд ли, кто-то из владивостокцев, хабаровчан, сахалинцев или камчадалов скажет о них что-то плохое. Не хочу их идеализировать, но просто не помню каких-либо противоправных историй с их участием, хотя, наверняка они были. Вполне допускаю, что какие-то местные ухари могли "наехать" на работяг-корейцев, но последние всегда отличались сплочённостью и в обиду себя никогда не давали. Обыватель видел их только по дороге на работу и с работы. И уж точно, никто и никогда не видел их за рулём такси или за прилавком самодельного киоска, продающих поганые пирожки. Они не привозили за собой свои семьи, не покупали гражданство и не требовали отменить российские праздники. Работали добросовестно, с полной отдачей, не терпели простоев. Честный работодатель никогда не знал с ними проблем.
Уже в 2018 году корейские рабочие внезапно исчезли. Трудно сказать наверняка, что послужило причиной их быстрого отъезда на родину, но могу догадаться. Их работа в России давала возможность хорошо заработать не только им самим, но и государству. По обоюдной договорённости с местными работодателями, корейские рабочие получали зарплату раз в неделю, по пятницам. В их небольших бригадах обязательно был старший, который отвечал в бригаде за всё и за всех. Не уверен, что каждый бригадир был членом ДПРК, но был наделён родиной серьёзными полномочиями относительно своих товарищей. После получки в бригаде проводилось короткое собрание, на котором трудовой коллектив единогласно принимал решение часть заработанных денег перевести в какой-либо государственный фонд Северной Кореи. При всех скептических усмешках в сторону диктатуры чучхе нельзя не признать эффективность их системы. Доход соседнего государства в этой сфере, думаю, был очень серьёзным. Объяснение прекращения работы северокорейских рабочих в России напрямую связано с этим фактом - заокеанские тогда ещё "уважаемые партнёры" просто-напросто, использовав ручную ООН, наложили санкции в этой области на северных корейцев и руководство нашей страны "пошло партнёрам навстречу".
В нынешней ситуации уже давно пора наложить на их санкции наши санкции и вернуться к сотрудничеству в части трудовой миграции с настоящими союзниками - КНДР.
Но пока имеем то, что имеем. Родному бизнесу ближе среднеазиатские работяги, вынужденные кормить нечистоплотных людей от которых зависит их заработок, в том числе, свои диаспоры, а потом выплескивать своё раздражение на простых граждан. Корейцы в этом плане невыгодны - эти люди не станут платить коррупционерам. Родному государству пора определиться - решать проблему или ждать, пока её начнут решать граждане.