Найти тему
Сержик Моделист

Электрификация модели РАФ-2203 производства Тантал, СССР. Конверсия в масштабе 1:43

Здравствуйте, друзья и гости канала!

В продолжение работ, связанных с электрификацией "Чайки" ГАЗ-13 и пожарного ЗИЛ-131, я добрался до ещё одной модельки.

Героем сегодняшнего выпуска станет представитель Рижского Автозавода - модель автомобиля РАФ-2203 производства ПО "Тантал", СССР в масштабе 1:43. Лично для меня РАФик - это не только глубоко уважаемый советский микроавтобус - трудяга, но и любимая с детства саратовская модель! Именно такая модель РАФа в нежно-мятном исполнении была у отца (надо признать, это нечастый для Тантала цвет). Очень жалею, что, пройдя через любопытные руки будущего моделиста, от РАФика остались лишь 3 двери, покрышки и детские приятные воспоминания.

Отдельная история о том, как я гонялся в интернете за таким же мятным РАФиком! И всё-таки нашел его, и даже целых два)) И вот, один из них я решил "оживить". Спойлер - 3D-печать в этом проекте нам тоже понадобится!

Рис. 1. Модель автомобиля РАФ-2203 до электрификации
Рис. 1. Модель автомобиля РАФ-2203 до электрификации

РАФик номерной, имеет артикул А18 на металлическом донышке. Из косяков имеются лишь незначительные скольчики краски, а также пожелтевшие сиденья салона и колёсные диски. Потому, помимо хода работы по электрификации, я покажу парочку приёмов, как взбодрить модель.

А пока, отставим ностальгию и перейдём к самой работе!

1. Разбор модели и отбеливание деталей.

Первым делом, я аккуратно разобрал модель и тщательного промыл все детали. Моделька давно этого просила))

Рис. 2. Модель автомобиля РАФ-2203 в разобранном виде
Рис. 2. Модель автомобиля РАФ-2203 в разобранном виде

С пожелтевшими от времени и от воздействия солнечного света пластиковыми сидениями и колёсными дисками определённо надо что-то делать и я даже знаю что ;)

Рис. 3. Пожелтевшие пластиковые сидения и колёсные диски модели РАФ-2203 до отбеливания
Рис. 3. Пожелтевшие пластиковые сидения и колёсные диски модели РАФ-2203 до отбеливания

Я решил попробовать метод отбеливания пластика при помощи обычной 3% перекиси водорода из аптеки и воздействия ультрафиолета. Благо, аппарат для полимеризации деталей после 3D-печати даёт очень мощное УФ-излучение.

Вот такой "вуншпунш" получился 😄:

Рис. 4. Процесс отбеливания пожелтевших деталей с помощью перекиси водорода и УФ-излучения
Рис. 4. Процесс отбеливания пожелтевших деталей с помощью перекиси водорода и УФ-излучения

Облучение проходило более одного часа, а остальные трое суток детали просто отлёживались в ёмкости с перекисью на подоконнике. Пока это предварительная технология, которую я буду продолжать отрабатывать!

В результате, детали заметно побелели и практически сошли на нет самые адские пятна, оставив после себя едва заметный след. С этим уже можно работать!

Рис. 5. Результат отбеливания пластиковых сидений и колёсных дисков модели РАФ-2203 в перекиси водорода
Рис. 5. Результат отбеливания пластиковых сидений и колёсных дисков модели РАФ-2203 в перекиси водорода

2. 3D-моделирование и 3D-печать.

В отличие от коллег, которые несколько грубовато исполняют подобные конверсии и продают их по космическим ценам на известных сайтах-аукционниках, я предлагаю более изящное и эстетичное решение вопроса:

1. Использовать тёплый свет фар, а не холодный-белый, как у фонарика.

2. Реализовать фары с рифлениями рассеивателя, а не ставить вырезанное гладкое стёклышко.

3. Расположить миниатюрный батарейный отсек с элементом питания не плашмя на полу между задней дверцей и диваном, а на месте запасного колеса, как у настоящего РАФика. Что касается конверсий моделей от Deagostini, видел работы, где по центру дна вырезано отверстие, куда помещается батарейка. Этот вариант тоже не про нас - донышко портить не будем!

В целом, можно оставить батарейный отсек и так, но мы же не ищем лёгких путей и хотим сделать модель интереснее и эстетичнее? ;) Тогда, вспомните, как пряталось запасное колесо у реального РАФа - оно было закрыто специальным кожухом. Предлагаю воспроизвести его имитацию и распечатать!

В CAD-редакторе я спроектировал:

- Защитный кожух для запасного колеса (а в нашем случае для батарейного отсека).

Рис. 6. 3D-модель кожуха для запасного колеса для создания электрифицированной модели РАФ-2203
Рис. 6. 3D-модель кожуха для запасного колеса для создания электрифицированной модели РАФ-2203

- Передние фары с рифлениями рассеивателя и проработанной внутренней геометрией, имитирующей отражатель. Ясное дело, что оригинальные хромированные фары для такого проекта никак не подходят.

Рис. 7. 3D-модель передней фары для создания электрифицированной модели РАФ-2203
Рис. 7. 3D-модель передней фары для создания электрифицированной модели РАФ-2203

Далее я распечатал детали на фотополимерном 3D-принтере Photon mono 4k от Anycubik из смолы Clear линейки ABS-LIKE RESIN+.

Рис. 8. Распечатанные на 3D-принтере детали для электрифицированной модели РАФ-2203
Рис. 8. Распечатанные на 3D-принтере детали для электрифицированной модели РАФ-2203

3. Лакокрасочные работы.

Кожух на запасное колесо, а в нашем случае на батарейный отсек, я окрасил смесью акриловых спиртовых красок от фирм Mr.Hobbye и Tamiya (см. рис. 9). Получился именно тот коричневый цвет, который я и хотел видеть.

А передние фары покрыл глянцевым акриловым лаком от Mr.Hobbye, чтобы убрать полуматовость после печати и придать блеск.

Рис. 9. Окрашенные фары и защитный кожух для реализации электрифицированной модели РАФ-2203.
Рис. 9. Окрашенные фары и защитный кожух для реализации электрифицированной модели РАФ-2203.

4. Пайка электрической цепи и сборка модели.

Теперь самое ответственное - пайка электрической цепи и её монтаж в кузов РАФика. По сути, цепь в данном проекте идентична той, что я реализовал в "Чайке" ГАЗ-13. Отличие будет только в размерах светодиодов (2х3 мм) и в длине проводов.

На самом деле, тут так и напрашивается реализация задних фонарей с разными по цвету сегментами (белый, оранжевый и красный). Думаю, что со временем осуществлю и эту задумку.

Мне кажется, что на фотографии ниже, РАФик чем-то напоминает рыбу-удильщика с огонёчком на проводе 😅.

Рис. 10. Спаянная электрическая цепь и начало сборки модели РАФ-2203.
Рис. 10. Спаянная электрическая цепь и начало сборки модели РАФ-2203.

К окончательной сборке всё готово.

Рис. 11. Подготовка к сборке модели РАФ-2203
Рис. 11. Подготовка к сборке модели РАФ-2203

А теперь взбодрим модель окончательно и уберём сколы краски на кузове. Чтобы получить необходимый мятный цвет, я смешал четыре эмалевые краски от Tamiya: X-2 White, X-5 Green, X-14 Sky Blue и Х-8 Yellow (одна капелька для сочности).

Тонкая кисть и зубочистка моделисту-реставратору в помощь.

Рис. 12. Процесс закрашивания мелких сколов краски на кузовных деталях модели РАФ-2203.
Рис. 12. Процесс закрашивания мелких сколов краски на кузовных деталях модели РАФ-2203.

А вот и окончательный вид Рафика, проект завершён! А о том, что в нём что-то изменилось напоминает лишь внешний вид фар и очертания "запасного колеса" в задней части салона.

Рис. 13. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией (вид спереди)
Рис. 13. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией (вид спереди)

Важно отметить, что кузов от РАФа не претерпел никаких изменений и остался нетронутым. По сравнению с ЗИЛом-131 или кузовом от обычной Чайки (не электро), тут не пришлось выпиливать никаких ложбинок или пазов для прокладки проводов.

Рис. 14. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией
Рис. 14. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией
Рис. 15. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией (вид справа)
Рис. 15. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией (вид справа)
Рис. 16. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией
Рис. 16. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией

Так выглядит оформление батарейного отсека, замаскированного под запасное колесо. Похоже, правда? Считаю, что такая "запаска с секретом" вписалась в салон очень даже гармонично. И поменять батарейку при таком конструктиве особого труда не составит (батарейный отсек можно спокойно вытянуть, длину проводов я заложил с запасом).

Рис. 17. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией с открытой дверью багажника
Рис. 17. Модель автомобиля РАФ-2203 с электрификацией с открытой дверью багажника

А теперь, проведу демонстрацию того, что у меня получилось и как электрическая цепь взаимодействует с магнитом при разном освещении.

Рис. 18. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при дневном освещении
Рис. 18. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при дневном освещении

Более подробную информацию о принципе активации электрической цепи с помощью магнита вы можете узнать из оригинальной публикации про электрифицированную "Чайку" ГАЗ-13.

А сейчас, приглушим свет:

Рис. 19. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при тусклом освещении (вид спереди)
Рис. 19. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при тусклом освещении (вид спереди)
Рис. 20. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при тусклом освещении
Рис. 20. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при тусклом освещении
Рис. 21. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при тусклом освещении
Рис. 21. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями при тусклом освещении

И выключим свет совсем:

Рис. 22. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями в темноте (вид спереди)
Рис. 22. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями в темноте (вид спереди)
Рис. 23. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями в темноте
Рис. 23. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями в темноте
Рис. 24. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями в темноте
Рис. 24. Модель автомобиля РАФ-2203 с включёнными фарами и задними фонарями в темноте

Послесловие.

Должен сказать, что проект по электрификации РАФика задумал я достаточно давно, а вот к его непосредственной реализации приступил благодаря прямому запросу от читателей! 😉

По аналогии с моделями ГАЗ-13 "Чайка" и ЗИЛ-131, электро РАФики тоже будут иметь памятный сертификат-открытку с уникальным номером. Этому же мятному РАФу присвоим положенный порядковый номер №001.

Рис. 25. Конверсия с электрификацией модели РАФ-2203 и памятные сертификаты с уникальными номерами
Рис. 25. Конверсия с электрификацией модели РАФ-2203 и памятные сертификаты с уникальными номерами

А вы бы хотели такого "живого" РАФика в свою коллекцию? Или в подарок какому-то коллекционеру? ;)

Как шутят некоторые моделисты и коллекционеры, что уже появился особый клуб владельцев таких вот электрифицированных отечественных моделей. А может это уже и не шутка 🤔?

P.S. Что касается электрификации моделей, есть у меня ещё несколько задумок. Пока всех карт раскрывать не стану, но будет эксклюзивно)). Следите за публикациями!

С уважением, ваш Сержик Моделист.

#конверсия #тантал #масштабная модель #1:43 #Сделано в СССР #3D-принтер #3D-печать #Anycubic Photon mono 4k #электрификация #уникальная модель #РАФ-2203