10 июня 2021 г. исполнилось 82 года Юргену Прохнову (Jürgen Prochnow).
Сегодня трудно поверить в то, что первоначально Прохнов, а не Шварценеггер считался самым реальным претендентом на роль Терминатора.
Возможно, получи актёр эту роль, всё в его карьере сложилось бы иначе, да и одна из самых известных в истории кино фантастических франшиз могла бы иметь совсем другой облик, ведь Юрген в те годы был в плане актёрского мастерства несоизмеримо выше Арни - этакий альпийский пик против небольшого холма. Но не судьба.
Юргена Прохнова сегодня, пожалуй, можно назвать едва ли не самым нереализованным в Голливуде европейским “пришельцем”.
Конечно, были в США и другие зарубежные актёры, чьи амбиции не оправдались. Но, скажем, Рутгер Хауэр, переехав за океан, сохранил за собой титул европейской киноиконы (не говоря уже о любви соотечественников, регулярно включавших актёра в списки самых выдающихся голландцев). А Кристоф Ламбер (он же - Кристофер Ламберт) до того, как начал сниматься в США, и вовсе мало кому был известен во Франции (даже главную роль в “Подземке” Люка Бессона он получил только после того, как “засветился” в фильме Хью Хадсона “Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян”).
С Юргеном Прохновым всё обстояло иначе - в ФРГ он был пожалуй самым выдающимся из молодых актёров своего поколения.
Начав путь в большом кино с роли, пусть безымянной и эпизодической, но у самого Фассбиндера (“Продавец четырех времен года”, 1972), он быстро перешёл к основным ролям в заметных национальных кинопроектах, параллельно активно снимаясь на телевидении.
Среди фильмов с его участием были такие знаковые ленты, как “Нежность волков” (1973), “Поруганная честь Катарины Блюм” (1975) и “Последствия” (1977), за роль в котором Прохнов получил премию Мюнхенского МКФ.
Среди других профессиональных наград, полученных на родине, у Прохнова - Bavarian Film Award за главную роль в фильме “Полицейский и девушка” (1985) и главная немецкая кинопремия Golden Camera лучшему немецкому актёру за фильм того же 1985 года “Лодка” (у нас известен также как “Подводная лодка”).
Следует отметить, что картины “Последствия” и “Лодка” снял Вольфганг Петерсен, который часто приглашал в свои картины Юргена Прохнова. Не забыл он любимого актёра и после переезда в Голливуд, позвав Прохнова на роль “плохого русского” в свой самый известный американский фильм “Президентский самолёт” (1997).
Словом, покорять Америку Юрген Прохнов отправился в статусе “молодого западногерманского актёра №1”. И поначалу там у него тоже всё складывалось более чем благополучно.
1983: мистическая “Крепость” Майкла Манна по бестселлеру F. Paul Wilson (у нас этот роман известен под названием “Застава”).
1984: ещё одна масштабная экранизация - “Дюна” Дэвида Линча (к сожалению свой культовый статус лента обрела годы спустя, а в момент выхода обернулась грандиозным финансовым провалом, к тому же актёр пострадал во время съёмок фильма, когда прямо в кадре у него на лице загорелись химикалии).
1987: “Полицейский из Беверли-Хиллз II”.
1988: “Седьмое знамение” - сам по себе фильм может и не особенно выдающийся, но за него Прохнов получил свою первую американскую кинонаграду (и, в принципе, пока - единственную, если вести речь о премиях за конкретную роль) - Bambi Best Actor - National от Bambi Awards.
1989: “Сухой белый сезон” с Марлоном Брандо, Дональдом Сазерлендом и Сьюзен Сарандон.
На этом фоне предложение сняться в “Терминаторе” выглядит вполне оправданным.
1990-е, начавшиеся с главной роли в фильме Джона Франкенхаймера “Четвёртая война”, тоже были для актёра вполне удачными.
Кроме упомянутого ранее блокбастера “Президентский самолёт”, в котором партнёром Прохнова выступил сам Харрисон Форд, был ещё один фильм Дэвида Линча - “Твин Пикс: Сквозь огонь” (1992), культовый “ужастик” Джона Карпентера “В пасти безумия” (1994) и оскароносный “Английский пациент” (1996).
Между ними были не столь значимые, но тоже весьма резонансные для своего времени фильмы:
- 1991 - “Робин Гуд”
- 1992 - “Тело как улика” и “Смит по прозвищу «Ураган»”
- 1995 - “Судья Дредд”
- 1998 - “Убийцы на замену”.
Но проблема состояла в том, что в основном актёру доставались второстепенные роли, к тому же - отрицательных персонажей, а с ними в суперзвёзды не выбьешься.
Так что, в 2000-х карьера Прохнова резко пошла вниз.
В этот период его фильмография пополнилась только несколькими малозначительными ролями в крупных проектах - блокбастере “Код да Винчи” (2006) и драме Атома Эгояна “Помнить” (2015) и участием ещё в нескольких неудачных, но более-менее заметных фильмах вроде “Первобытное зло” (2007) и “Хитмэн: Агент 47” (2015).
При этом актёр вынужден был сниматься в массе (в “урожайные” годы - до 5 фильмов) киномусора с оценками на IMDB менее 5.0 (есть даже два фильма с по своему уникальным рейтингом 2.1).
Дошло до того, что, совсем как в начале карьеры, участие актёра в фильме Теренса Малика “Тайная жизнь” (2019) даже не было отмечено в тирах.
Не лучше обстоят дела и на ТВ.
После 2010 года, когда актёр продержался большую часть сезона в сериале “24 часа” (вновь помогло то, что для среднестатистического американца, что русские, что немцы - все на одно лицо) и появился в парочке эпизодов “Морская полиция: Лос-Анджелес” (ещё одно появление было в сезоне 2014 года), ничего особо примечательного Прохнову не предлагают.
Почувствовав, что Голливуд это “путь в никуда”, актёр вновь стал активно сниматься в Германии, как в кино, так и на ТВ (даже появился в нескольких эпизодах легендарного сериала “Место преступления”, в котором участвовал ещё в начале своего актёрского пути в 1970-х годах). Но немецкий (как и весь европейский) кинематограф сегодня переживает тяжёлые времена, да и роли в лучших национальных проектах зарезервированы для своих проверенных звёзд, так что триумфального возвращения в ранг национальной звезды у Прохнова не получилось.
Сейчас Юрген Прохнов вступил в тот период, когда актёры получают премии за жизненные достижения, как бы подводящие итог их профессиональной карьере.
С ними у 80-летнего актёра тоже всё очень грустно. У Прохнова нет ни именных звёзд на аллеях славы, ни памятных наград от международных кинофестивалей, не говоря уже о премиях уровня “Оскара”, “БАФТА” или “Феликса”.
Если не считать куръёзного “Скифского оленя” за вклад в мировое киноискусство от киевской “Молодости” (подобные награды являются не столько свидетельством признания заслуг актёров, сколько показателем безвыходности ситуации, в которой они согласны их принять), единственной почётной наградой Прохнова на сегодняшний день является Lifetime Achievement Award 2013 от Jupiter Awards (честно говоря - награда из разряда “хоть что-то”).
Не может актёр похвастаться и наградами от общественных организаций и государственными регалиями, положенными более-менее значимым личностям уже в силу солидного возраста.
Даже в родной Германии он никак не отмечен на федеральном уровне.
Вручили актёру только “Der Steiger”(“горный мастер”) — кусок угля в стеклянном шаре, с 2005 года присуждаемый ежегодно специальной организацией (персональный состав оргкомитета засекречен), расположенной в городе Бохуме (центре Северной Рейн-Вестфалии).
Награду эту финансирует частная фирма “Hellen Medien Projekte GmbH” на паях со сбербанком Бохума и городскими коммунальными службами, а также отелем и автомобильной фирмой города Дортмунда.
С одной стороны получали её Максимилиан Шелл и Ричард Чемберлен, а с другой - братья Кличко. Так что, сами решайте достойный ли это итог жизненного пути для человека, который мог стать одним из величайших актёров в истории немецкого кинематографа.
Но, если не быть особо придирчивым, стоит отметить, что актёр не бедствует, в свои солидные годы востребован и стабильно снимается в 2-3-х фильмах ежегодно.
Лично мне он симпатичен, поэтому я и потратил несколько дней на написание этого материала, вместо того, чтобы, к примеру, писать об Amazing Aida, которой в один день с Прохновым исполнилось 80 лет (хотя благодаря ностальгическим настроениям материал о бывшей звезде советской эстрады явно пользовался бы большим читательским интересом).
Здоровья Вам, герр Юрген, и новых ролей!
В.Т. СОРОКИН