Найти тему

"Посмертная шутка" императрицы Екатерины II или кто же был отцом ее сына Павла I?

Трудно жить в России единовластным государыням. Ведь каждый, кто смотрит на твое величество, подспудно думает о том, почему на это высокое место не нашлось достойного мужчины?

Поэтому и русским императрицам приходилось непросто. Правда, некоторые из них на престоле занимались исключительно балами и нарядами, а государственные заботы поручали фаворитам. Но находились и те, кто пытался управлять империей.

И самой запоминающейся среди них стала императрица-долгожительница Екатерина II.

Эта немецкая принцесса из крохотного княжества, приехавшая в холодную Россию с ничтожным приданным, смогла оставить свой яркий след в ее истории.

Обладая прекрасными интеллектуальными способностями, Екатерина прочитывала свои политические партии на несколько ходов вперед. Она же сделала так, что историки до сих пор спорят о происхождении ее родного сына Павла.

И эту загадку задала им сама императрица уже после своей собственной смерти.

Долгожданный наследник

Свадьба наследника престола Петра Федоровича и Екатерины состоялась 21 августа 1745 года, когда жениху было 17 лет, а невесте 16. От этого брака царственная тетка Петра Елизавета ждала только одного – появления детей мужского пола.

Род Романовых нуждался в наследниках. Чехарда дворцовых переворотов 18 века истощали империю. И законный сын внука Петра Великого давал бы надежду на благополучие целого государства.

И это зависело от худенькой девушки, которая призвана была стать не только достойной супругой, но и матерью.

Петр Федорович и Екатерина Алексеевна
Петр Федорович и Екатерина Алексеевна

Но отношения между молодыми сразу не заладились. Великому князю жена не нравилась. Екатерина к мужу тоже не испытывала нежных чувств. Ее первые беременности заканчивались трагически.

И только в 1754 году через 9 лет брака на свет появился сын Павел, которого на воспитание в свои покои тут же забрала от матери императрица Елизавета.

Несчастная Екатерина ребенка видела лишь изредка, она горевала и чувствовала себя ненужной вещью, которую выбросили из-за ненадобности.

Павел I в юности
Павел I в юности

Но когда Павлу было 7 лет, императрица Елизавета скончалась, на престол взошел Петр III, который мальчиком почти не интересовался.

В тот момент у нового императора была постоянная любовница, к жене он относился холодно.

Боясь, что муж отправит ее в монастырь, Екатерина с помощью своего любовника бравого гвардейца Григория Орлова устроила очередной дворцовый переворот, сместила мужа (который позже был убит) и заняла престол.

-3

Это было не по правилам. Так как все законные права на российскую корону были не у нее, а у ее сына Павла. Придворные это хорошо знали.

Так мать и сын, разлученные в детстве, невольно стали главными соперниками за власть в стране.

Жив ли мой отец?

Павел был похож на своего родного отца чрезвычайно. С возрастом это сходство только усиливалось. Нервный, возбудимый, непоследовательный, он внушал матери смешанные чувства. Она опасалась его. Поэтому сын вместе с семьей был отправлен в Гатчину, в своей дворец, где он мог на ограниченной территории реализовывать любые государственные замыслы.

Так и жил Павел Петрович в отдалении от реальной власти. Прозвали его «гатчинским императором».

Ему было больше 40 лет, когда 6 ноября 1796 года после внезапного удара его мать скончалась. Павел бросился в ее дворец, так как существовала угроза, что императрица оставила завещание, где передавала права на престол не ему, а его старшему сыну Александру, которого воспитывала и любила чрезвычайно.

Павел успел. Даже если это тайное завещание существовало, то он не дал ему ходу.

И когда Павел понял, что теперь пришло время царствовать ему, он спросил приближенных матери: «А жив ли мой отец?».

Оказалось, что все эти годы он надеялся, что Петр Федорович не умер, а был помещен в какую-то крепость.

Но его надежды оказались напрасными. Фавориты матери опускали глаза, зная, что им нечего ответить на этот вопрос.

-5

И тогда Павел распорядился торжественно перезахоронить прах отца вместе с матерью, написав на могилах имя Петра как императора и имя Екатерины как просто его супруги.

Тайное письмо

Но каково было удивление нового императора, когда в бумагах матери он нашел длинное письмо, адресованное ему.

«Любезному сыну моему Павлу» - гласила надпись.

Павел открыл послание и погрузился в его чтение.

После этого он пришел в неимоверное эмоциональное волнение. Потрясение оказалось столь сильным, что Павел обратился к своему другу вице-канцлеру А. Б. Куракину с просьбой прочитать эти записи и дать ему совет. При этом Павел взял с друга клятвенное обещание, что тот сохранить прочитанное в тайне.

Куракин прочитал это послание и тут же пригласил писарей, которые за ночь сделали с него копию. Таким образом, клятву он нарушил, сохранив для потомков то, что Екатерина доверила только своему сыну.

Что же там было написано?

А написано было о том, что Павел может являться бастардом. Екатерина рассказывала, почему ее муж не обращал на нее внимание как на женщину. Потом она объясняла, что сама императрица Елизавета, поняв это, способствовала ее знакомству с дворянином Сергеем Салтыковым. Он был писаным красавцем, служил по дипломатической части.

Роман был бурным. И результаты его не заставили себя долго ждать.

Таким образом, мать как бы намекала сыну, что его права на российский престол ничтожны, что он любил человека, который ему даже отцом не является.

-6

Это был поистине жестокий удар. Павел с трудом пережил такое.

Считается, что немного придя в себя, он сжег письмо матери. Но что творилось потом в его душе, никто не знает.

Информационная бомба

Впервые опубликовал это письмо к сыну Екатерины II известный либерал и борец против царизма А.И. Герцен в 1860 году. Назвал он его «Мемуары Екатерины Великой».

В предисловии Герцен писал:

«До последнего времени мемуары Екатерины содержались в великой тайне. В самом деле, вся преемственность царского рода разрушается. Не только происхождение его от Романовых опровергнуто, но даже связь с Голштинской династией, о которой запрещалось у нас преподавать в гимназиях, - прерывается сыном. Говорят, что Павел дал только одну копию мемуаров другу и товарищу своего детства, князю Александру Куракину. Когда он умер в 1818 году, Александр Иванович Тургенев успел проникнуть в его библиотеку и снял для себя список. Отсюда пошли все списки, существовавшие в России».

Особенности личной жизни императрицы всероссийской после публикации Герцена смаковала вся Европа. Романовы были в ужасе: ведь теперь все образованное общество считает, что никакие они не цари, а всего-навсего самозванцы. Александр II приказал скупить весь тираж этих мемуаров и сжечь его.

Но предприимчивый Герцен выпустил еще. Книга пользовалась необыкновенным успехом. На ней он сколотил целое состояние.

По легенде, мучаясь сомнениями, один из самых прямолинейных русских царей Александр III спросил своего наставника К.П. Победоносцева об этом случае. И когда тот заметил, что записки, возможно правдивы, Александр перекрестился со словами: «Слава Богу, мы русские!». А услышав от историков опровержение, снова перекрестился: «Слава Богу, мы законные!»

Впрочем, печатать записки своей прапрабабки он в России тоже не разрешил.

А что современные исследования?

Генетики уже в наше время смогли доказать, что последние Романовы были носителями гаплогруппы R1b1b2. Эта редкая гаплогруппа передается по мужской линии только у высших аристократов Германии. Маловероятно, что Салтыков мог ее иметь.

А вот Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский – родной отец Петра III имел как раз эту гаплогруппу (у его родственников именно она). Соответственно, эта гаплогруппа досталась и его родному сыну и внуку Павлу I.

Так что Романовы с Петра III действительно были «немцами». А Павел I с вероятностью на 95% являлся законным сыном своего официального отца.

Знала ли это Екатерина II?

Конечно, знала.

Но позволила себе такую страшную шутку: заставила своего родного сына, а заодно и внуков, правнуков и праправнуков сомневаться в своей легитимности.

Но для чего Екатерина так поступила? Ведь могла предположить, что информация о незаконности рода выйдет из стен дворца в мир?

Скорее всего, она это понимала. Но все равно решилась на такой шаг.

И кто поймет этих женщин? Особенно императриц.

Спасибо, что дочитали.
В продолжение темы:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц