Найти тему

Школьные олимпиады. Соревнования для всех и ни для кого

Оглавление

Школьные олимпиады - это сложный и многоплановый социокультурный феномен, который эволюционировал в течение периода своего существования. В лучшую ли сторону? Вопрос сложный. Я не рассчитываю полностью на него ответить, но попробую высказать постепенно сложившееся личное мнение.

Для справки: математические олимпиады проводились с 1930-х в Москве и Ленинграде, с 1960-х на уровне СССР и на международном уровне. Постепенно добавились олимпиады по естественным наукам, а затем и по множеству различных дисциплин. В настоящее время Всероссийская олимпиада школьников (ВСОШ) проводится по 24 предметам, основных международных вроде бы 14, но существуют еще азиатские, европейские соревнования, и наверняка еще многие, о которых я не слышал.

При том, что большую часть жизни я был связан с олимпиадами, обязан им многими знакомствами, предопределившими, если так можно выразиться, карьеру, - у меня нет к ним однозначно положительного отношения. Прежде всего оговорюсь, что речь будет идти в первую очередь о математике, и в большей степени о классической ВсОШ, так как перечневые олимпиады - это во многих случаях замаскированные вступительные экзамены.

Строительство башни

В первые десятилетия своего существования предметные олимпиады рассматривались в большей степени как площадка для общения, средство для установления контакта между известными учеными, которые активно участвовали в их организации, и школьниками. Но искусство составления олимпиадных заданий постепенно становилось более рафинированным. В 90-е и в начале нулевых, после страшных ударов, испытанных и образованием и всей страной, этим занимались в большей степени энтузиасты именно олимпиадного движения. К счастью или несчастью, баланс сместился в сторону искусства, замкнутого в себе, - когда олимпиадники, закончив школу, становятся авторами задач и тренерами. Конечно, были и остаются те, кто составляет и предлагает задачи, не будучи только олимпиадным композитором и преподавателем кружков, - но их стало меньше. Просто в силу того, что сама эта деятельность значительно усложнилась и стала труднодоступной для любителей.

Для поддержания работы такой системы требуется вовлечение в нее большего количества талантливых людей. Развивается отдельная олимпиадная математика, которая с ростом задействованных ресурсов становится всё более и более изощренной, - при относительно скромном наборе используемых знаний, - хотя, конечно, существенно большем, чем предусмотрено школьной программой. Вход в эту область практически закрывается для учеников из тех регионов, где нет хотя бы одного олимпиадного тренера, и для тех, кто по каким-то причинам не был вовлечен в систему отбора на ранней стадии (5-6 кл.) и не попал в специализированную школу или к тренеру. Растет разрыв, повышается порог вхождения.

Несвойственные функции

С определенного момента олимпиады стали рассматриваться в первую очередь как способ поступления в ведущие вузы, куда при наборе только по ЕГЭ талантливому школьнику было бы пробиться крайне проблематично, т.к. получить 300-310 баллов ЕГЭ за одну попытку на порядки сложнее, чем стать призером олимпиады в одной из нескольких попыток. Это касается в первую очередь перечневых олимпиад (фактически вступительных экзаменов, проводимых вузами), но и Всероссийской олимпиады тоже касается, - чуть в меньшей степени.

Где будет больше возможностей, чтобы готовиться к олимпиадам? Там, где сконцентрированы интеллектуальные ресурсы, и где есть больше средств, чтобы привлекать людей к работе со школьниками. Богатые регионы выигрывают у бедных соревнование в одну калитку, как только игру начинают проводить по этим правилам.

Отсюда, например, увеличение доли Москвы среди победителей и призеров ВСОШ по 24 предметам с 30% до 50% примерно за 10 лет. Здесь, конечно, свою роль играет и материальное мотивирование школьников (иногда и преподавателей), включая дистанционную учебу в школе ЦПМ. См. также олимпиадный рейтинг регионов и интересный материал на безвременно почившем портале ActivityEdu: в начале нулевых было 3 москвича из 74 призеров международных олимпиад по трём предметам, в 2016-2020 стало 39 из 75.

Смотрите, сколько золотых медалей! Мы молодцы?

Ещё более прискорбно то, что международные олимпиады стали чем-то вроде индикатора уровня образования в стране. Надо четко осознавать, что подготовка членов национальной команды, да и участников финала ВСОШ, не имеет вообще никакого отношения к уровню школьного образования. Это параллельные миры.

Как следует готовить сильных олимпиадников (несколько утрируя)? Предположим, что в городе/регионе есть хотя бы один опытный тренер и несколько ассистентов. Тогда желательно провести в 4-5-6 кл. как можно более массовые районные и городские олимпиады, выявляющие тех, у кого есть потенциал (с некой погрешностью, но не важно). Если есть физматшкола, перевести призеров в одну школу. Если нет, найти контакт с родителями, собирать детей на кружках очно и дистанционно, заниматься часов по 8 в неделю дополнительно, давать задания. Сделать как-нибудь индивидуальные планы, чтобы в школе их не загружали всякой ерундой. Всё равно на обычных уроках по профильному предмету им делать нечего, а на других предметах - тем более. Тогда можно заниматься и 20 часов в неделю, и больше. Разумеется, при этом базовая школьная программа мало значит, да и не особенно она и требуется, мы ведь собираемся многократно перекрыть общеобразовательный технический уровень. Чем занимаются в школе остальные дети, а тем более - чем занимаются дети в других школах - по большому счету все равно. Они нужны только в качестве демографической базы, а отбор желательно проводить после начальной школы. Да, начальная школа всё-таки важна, её состояние на отборе сильно сказывается. Без общей средней, как мне кажется, вполне можно обойтись. В принципе, базы в виде небольшой части регионов, вплоть до 4-5, или даже только Москвы и Санкт-Петербурга, должно хватить для успехов на международной арене.

Удастся ли побеждать в международных олимпиадах при том, что большинство учеников не будет знать таблицу умножения при выпуске из школы, - вопрос дискуссионный. Думаю, что скоро об этом можно будет говорить со всей определенностью и в положительном ключе. Тем более, что, вообще говоря, далеко не во всех странах к этому спорту относятся так же серьезно, как в России.

Получилось? Поздравляю! Мы научили математике в лучшем случае несколько сотен человек на всю страну. Где они будут учиться дальше, - мы все прекрасно знаем, исключения встречаются редко. Где они будут работать, - тоже приблизительно понятно.

И всё-таки...

Олимпиады по математике продолжают играть свою первоначальную роль и приводят в науку талантливых школьников. Призерами и победителями международных олимпиад в свое время были: Ласло Ловас, Теренс Тао, советские и российские математики Станислав Смирнов, Григорий Перельман, Евгения Малинникова, Дмитрий Фон-Дер-Флаасс, лауреат премии Филдса Петер Шольце. (Своих друзей и соавторов называть не буду, надеюсь, не обидятся). Похоже, что Лиза Зауэрманн имеет шансы добиться успехов на научной стезе. Надеюсь, что эта традиция не прервётся.

Вне темы, об образовании в целом

ЕГЭ - не критерий, олимпиады не критерий, и PISA/TIMSS, составленные иностранными НКО, тоже не критерий, а что тогда?.. Только то, что увидит человек, соизволивший ЛИЧНО явиться в школу в глубинке, проявить всевозможную доброжелательность и провести внезапную контрольную в соответствии с утвержденными программами, без возможности списывания. Всё остальное - липа, в том числе и судорожные попытки централизованно контролировать состояние каждого подъезда при помощи ВПР. Если нет на месте или в ближайшей окрестности человека, заинтересованного в результате, - то нет ни малейшей возможности что-либо контролировать или улучшать, и никогда не будет. Аминь.