Найти тему
Военная платформа - СМИ

Какова долгосрочная стратегия ВВС Украины?

19 мая президент США Джо Байден объявил, что страна поможет обучить и поддержит переброску европейскими союзниками истребителей F-16 на Украину. Но F-16 – это старые самолеты, которые нужно будет заменить всего через несколько лет.

Президент Джо Байден обращается к нации из Овального кабинета Белого дома - Фото: Jim Watson/AP/TASS
Президент Джо Байден обращается к нации из Овального кабинета Белого дома - Фото: Jim Watson/AP/TASS

Текущий план состоит в том, чтобы начать обучение украинских пилотов, в то время как европейские страны начнут отправлять самолеты из своих имеющихся запасов. Многие из этих самолетов были закуплены в 1980-х годах. Большинство из них получили некоторые обновления, такие как современное сетевое оборудование, позволяющее самолетам обмениваться данными о наведении друг с другом. Однако эти самолеты не имеют новейших датчиков и электронной защиты.

Многие члены НАТО летают на F-16 и заказывают новые самолеты – в основном F-35 – для замены своего устаревающего парка. Однако F-35 поступают медленно, а это означает, что сейчас лишь несколько стран готовы предоставить самолеты.

F-16 рассчитан на налет до 8000 часов. Обычно они налетают от 200 до 350 часов в год в мирное время. Вероятно, самолеты, направляющиеся на Украину, могут иметь налет до 7000 часов. Таким образом, хотя F-16 могут предложить улучшенные возможности по сравнению с украинским парком советских времен, их необходимо будет заменить, возможно, через четыре-шесть лет.

Одним из вариантов может быть поставка Украине новых F-16 Block 70. Этот вариант сохранит Украину в экосистеме F-16, оптимизируя как обучение, так и техническое обслуживание, и предложит новейшее программное обеспечение, радар и технологии электронной защиты. Это также позволило бы Украине продолжать использовать данное ей оружие. Но этот вариант был бы дорогим и занял бы годы, и США наверняка понесли бы расходы, а не делили их с союзниками.

Недавние случаи продажи военных самолетов F-16 в Болгарию и Словакию иллюстрируют стоимость современных истребителей – почти 200 миллионов долларов за самолет. Пакеты полетов F-16 включают первоначальные запасы деталей, боеприпасов и обучение. Украина заявляет, что намерена закупить от 40 до 100 самолетов. Нижние оценки составят 8 миллиардов долларов. Поскольку финансирование Инициативы содействия безопасности Украины скоро закончится, новые самолеты, как заявило министерство обороны, могут разорить банк.

Эксплуатация F-16 также требует значительных затрат. Согласно недавнему отчету Счетной палаты правительства, эксплуатация одного F-16 стоит 4,6 миллиона долларов в год, или 184 миллиона долларов для парка из 40 самолетов. Бюджет ВВС Украины в 2020 году составил почти 1,1 миллиарда долларов, включая поддержку около 70 старых, бывших советских истребителей.

Временные задержки являются еще одним важным соображением. Lockheed Martin перенесла производственную линию F-16 из Форт-Уэрта, штат Техас, в Гринвилл, Южная Каролина. Это потребовало как подготовки новой группы рабочих для производства самолетов, так и установки станков.

Словакия, например, разместила заказы на F-16 в 2018 году, но его первая поставка произойдет только в 2024 году, или через пять-шесть лет с момента заключения контракта до поставки самолета.

Европейские союзники могут получить F-35 в течение нескольких лет. Это означает, что они могут какое-то время продолжать передачу бывших в употреблении F-16, что позволит Украине получить доступ к потоку этих самолетов на десятилетие или более.

Могут быть и другие варианты боевых истребителей, такие как Saab Gripen, Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.

Gripen дорогой самолет, но дешевле в эксплуатации, чем F-16. В последние годы самолеты Rafale продаются на международном рынке лучше, чем F-16, что подразумевает улучшенные возможности. Eurofighter может предложить самые передовые возможности по сравнению с другими вариантами.

Эти самолеты могут быть доступны раньше, чем новые F-16, и могут предложить некоторые улучшенные возможности по сравнению со старыми F-16. Ввод нескольких западных боевых самолетов в состав ВВС Украины может предложить некоторые улучшения возможностей, но за счет проблем с обеспечением и обучением.

Европейцы вряд ли будут финансировать поставку новых самолетов для Украины, но могут захотеть предоставить подержанные самолеты. Украина может получить подержанный парк из нескольких самолетов с различными требованиями к техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту.

Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Американский F-16 в небе над Черным морем: хищник или добыча?