Технология «стелс» стала прорывом в современной воздушной войне, и с учетом того, что российские Су-57 и американские истребители-невидимки F-35 лидируют, многие задаются вопросом: может ли радар Су-57 действительно обнаружить F-35?
РЛС Су-57 известна как РЛС Н036 «Белка». Это радар с активной решеткой с электронным сканированием [AESA], который работает в частотном диапазоне X-диапазона. Радары AESA известны своей способностью обеспечивать изображения с высоким разрешением и одновременно отслеживать несколько целей. Радиолокационная система Н036 «Белка» способна обнаруживать и сопровождать цели на больших дальностях, в том числе самолеты-невидимки.
Радиолокационная система Су-57 использует комбинацию электронного сканирования и формирования луча для обнаружения и сопровождения целей. Электронное сканирование позволяет радару быстро сканировать большую площадь и одновременно отслеживать несколько целей. Формирование луча позволяет радару сосредоточить свою энергию на конкретной цели, что улучшает его способность обнаруживать и отслеживать эту цель.
Радиолокационная система N036 «Белка» также включает в себя передовые методы обработки сигналов, которые помогают уменьшить помехи и улучшить способность радара обнаруживать и отслеживать малозаметные цели, такие как истребитель-невидимка F-35.
Радиолокационная система F-35 известна как AN/APG-81. Это радарная система с активной решеткой с электронным сканированием [AESA], которая работает в частотном диапазоне X-диапазона. Радары AESA используют большое количество небольших приемо-передающих модулей для электронного управления лучом радара, обеспечивая более быстрое и точное сканирование, чем традиционные радарные системы с механическим сканированием.
Радар AN/APG-81 имеет радиус действия более 190 километров и может одновременно отслеживать несколько целей. Он также способен обнаруживать и отслеживать небольшие малозаметные цели, такие как самолеты-невидимки.
В дополнение к своим радиолокационным возможностям F-35 также имеет набор других датчиков и систем, которые позволяют ему обнаруживать и отслеживать вражеские самолеты, включая инфракрасную систему поиска и слежения [IRST] и комплекс радиоэлектронной борьбы [EW].
Радар F-35, AN/APG-81, представляет собой высокотехнологичную радиолокационную систему с АФАР, предназначенную для обнаружения и сопровождения широкого спектра целей, включая другие самолеты. Однако эффективность радара против самолетов-невидимок, таких как Су-57, ограничена из-за его малой эффективной площади отражения [ЭПР] и передовых характеристик малозаметности.
Несмотря на это, радар AN/APG-81 способен обнаруживать и сопровождать Су-57 на определенных дальностях, особенно когда Су-57 не использует собственные функции малозаметности. Кроме того, радар F-35 также способен обнаруживать другие незаметные цели поблизости от Су-57, что может обеспечить ценную ситуационную осведомленность пилота.
Тем не менее, важно отметить, что основное средство F-35 для обнаружения и поражения самолетов противника — это его усовершенствованный набор датчиков, который включает радар AN/APG-81, а также другие датчики, такие как электронно-оптическая система наведения. EOTS и система распределенной апертуры [DAS]. Эти датчики работают вместе, чтобы предоставить пилоту всесторонний обзор поля боя, позволяя ему обнаруживать и поражать вражеские самолеты, даже если они не видны на радаре.
Таким образом, хотя радар F-35 способен обнаруживать и сопровождать Су-57 на определенных расстояниях, его эффективность против самолетов-невидимок ограничена. Усовершенствованный сенсорный комплекс F-35, в который входит радар AN/APG-81, обеспечивает пилоту всесторонний обзор поля боя, позволяя ему обнаруживать и поражать вражеские самолеты, даже если они не видны на радаре.
Расстояние, на котором радар Су-57 или F-35 сможет перехватить истребитель-невидимку, зависит от нескольких факторов. Одним из наиболее важных факторов является радиолокационная эффективная площадь [ЭПР] истребителя-невидимки. Показатель является мерой того, сколько энергии радара отражается обратно к радару от цели. Чем ниже ЭПР, тем сложнее РЛС обнаружить цель. Поэтому дистанция, на которой РЛС может перехватить истребитель-невидимку, прямо пропорциональна ЭПР цели.
Еще одним важным фактором является частота радара. Чем выше частота, тем лучше радар обнаруживает небольшие цели, такие как истребители-невидимки. Однако высокочастотные радары имеют меньший радиус действия, чем низкочастотные радары. Поэтому дальность, на которой радар может перехватить истребитель-невидимку, обратно пропорционален частоте радара.
На Су-57 установлена мощная РЛС Н036 «Белка», дальность действия которой составляет до 400 километров. РЛС способна обнаруживать цели с ЭПР 0,1 кв.м на дальности до 90 километров. Однако дальность действия радара значительно снижается, когда он используется в сильно загроможденной среде, например, над городом или в гористой местности.
С другой стороны, F-35 оснащен радаром AN/APG-81 с дальностью действия до 200 километров. РЛС способна обнаруживать цели с ЭПР 1 кв. м на дальности до 110 километров. Однако дальность действия радара также значительно снижается, когда он используется в условиях сильных помех.
В заключение следует отметить, что расстояние, на котором радары обоих истребителей могут перехватывать истребители-невидимки, зависит от нескольких факторов, в том числе от ЭПР цели, частоты радара и среды, в которой используется радар. Хотя радар Су-57 имеет большую дальность действия, чем радар F-35, оба радара способны обнаруживать истребители-невидимки на значительном расстоянии при благоприятных условиях.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Американский F-16 в небе над Черным морем: хищник или добыча?