На 33 День России страна получила немало поздравлений. От Индии, от Кореи - Северной и Южной, от Ирана. Китай украсил ленту новостных программ Российским флагом. Объединённые Арабские Эмираты покрасили в цвета нашего флага самое высокое здание в мире. Эти страны - наши соседи, торговые партнёры, союзники. А что мы знаем о них? В большинстве своём, весьма мало.
Разумеется, есть профильные специалисты, есть интересующиеся люди, но общую картину это не меняет. Во многом такой подход идёт со школы - единственного времени, когда человек получает разносторонние знания о мире, даже если не особенно хочет. Для наглядности я взял учебник моего сына — шестиклассника.
Учебник впервые издан в 1961 году, удостоился Государственной премии СССР, с тех пор 25 раз переиздавался с обновлениями. Кроме России, учебник издавался в Польше, Чехословакии, Вьетнаме, Монголии, на Кубе. Автор, Екатерина Агибалова, - заслуженный учитель и отличный методист, она потеряла мужа от рук немецких захватчиков. Претензий к качеству материала у меня нет. Есть вопросы к содержанию.
В учебнике 32 главы. Из них:
- 23 главы (72%) посвящены странам Западной Европы. Тут приведена подробная история Англии, Франции, Италии и Германии в Средние века. Кроме того, отдельные главы посвящены торговле, образованию, особенностям литературы и искусства во все той же Западной Европе. Описание устройства деревень, рыцарского замка, отношений феодалов и крестьян – вот зачем так подробно?
- 4 главы достались Византии и славянам.
- 2 главы арабам.
- 1 глава туркам.
- 1 глава посвящена сразу и Китаю, и Индии, и Японии.
- 1 глава - Африке и Америке.
Почему так? Может, потому что Средневековая Европа была центром культуры и науки того времени? Нет, средние века именуют также Тёмными веками не даром: Европа отставала от соседей и в плане технического прогресса, и в плане материальной культуры. Рядом располагались технически более продвинутые Византия, арабский мир, Китай.
Предположим, такое внимание Европе уделяется только в учебнике по периоду средних веков. Но нет: в учебнике 7 класса по всеобщей истории эпохи Возрождения на Европу, причём именно Западную, приходится 25 глав из 28 (89 %), тенденция сохраняется.
Может, такое значение Западной Европе придают из-за огромного её влияния на Русь?
Примеров взаимодействия Европы и Руси хватает. Великий Новгород входил в Ганзейский союз — крупнейший политический и экономический союз торговых городов Северо-Западной Европы. Дочь Ярослава Мудрого стала королевой Франции Анной Русской, а Иван IV Грозный хотел жениться на королеве Англии. Роль Европы в становлении Российского государства, конечно, значительная, но не решающая.
Может, столько учебного времени выделено на историю Европы из-за наших с ней постоянных войн? Нет, далековато России идти воевать с Англией, Францией или Италией. Но почему-то в учебнике не рассмотрена история европейской страны, с которой мы и правда воевали, боролись, мирились, объединялись — история Польши.
Как и Россия, Польша страдала от феодальной раздробленности. С одной стороны, страну прижимал Тевтонский орден, с другой — монгольская орда, не единожды опустошавшая Польшу набегами. Всё время шла кровавая борьба за объединение страны, складывались сложные отношения между королём и шляхтой.
Тому, кто знает историю Польши, проще понять особенности российского Смутного времени и текущих мировых политических событий. Наши страны во многом схожи. Взять хотя бы подход к сокращению "углеродного следа". И Польша, и Россия предпочитают делать ставку на свои леса, а не сокращение производств.
В учебнике нашлось место для быта рыцарей, но не нашлось для описания терроризировавших Европу викингов. И не нашлось места для рассказа про то, как из викингов появились феодалы северной Европы, которые затем основали королевство Швеция. А ведь Швеция была в своё время весьма сильным государством и имела хорошие шансы править большой частью Европы и России.
Немало можно рассказать про Балканы, ключевой регион в более поздней истории. Становление Османской Империи на месте Византии поучительно, и явно недостаточно посвятить этому всего одну главу. Невозможно оценить сражение молодого Русского государства с османами, если не рассмотреть, сколь могущественна была в ту пору Османская Империя.
В наше время Турция — вторая по силе армия НАТО и наш сильный южный сосед, про которого неплохо бы знать больше, чем «курорты, куртки, фрукты». В истории России двенадцать русско-турецких войн. Необходимо помнить, что Пётр I не только пробил «окно в Европу», но и прорезал «дверь на Юг», взяв турецкую крепость Азов.
Большей части населения России крайне мало известно про Иран - Персию, хотя русско-персидские воины и союзы с Персией против Турции — ключ к пониманию нынешней ситуации на Кавказе. Через Иран проходил один из маршрутов ленд-лиза, сейчас это — крупная страна и важный торговый партнёр.
Больше можно было рассказать и про арабов — в Средние века они представляли высокую культуру. После изучения курса истории школьник сможет назвать различия между католиками, кальвинистами и англиканцами, но не различит суннита, шиита и алавита, и не разберёт, почему до недавнего времени Саудовская Аравия и Иран были настолько непримиримыми врагами. Мусульман в России во много раз больше, чем католиков. Да и новость о том, что у мусульман сейчас наступил 1442 год, у многих вызывает ступор.
В последние годы археология представляет нам новые данные о государствах средневековой Африки: Гану, Мали, Ойо. Ими правили цари, считавшиеся помазанниками Божьими. Кстати, такое понятие о «божественности» власти русским ближе, чем понимание власти в Западной Европе. Ведь европейские короли провозглашали себя «первыми среди равных» феодалов, их власть не была «дана свыше», в отличие от власти русских царей.
В Средневековой Африке процветало несколько развитых государств. Они не имели значительных контактов с Европой, и знания о них были бы полезны школьникам. А то от многих школяров можно услышать мнение: до прихода европейцев негры сидели под пальмами, ели бананы и не были способны создать себе государство. В наше время Африка — это полтора миллиарда жителей, огромные ресурсы и неисчерпаемый потенциал.
«Солнце, Луна и пять пиков» — символ корейской монархии. Происходящее в Средние века в Корее и Вьетнаме не менее интересно, чем Европейская феодальная раздробленность и рыцари. Крупные войны и самобытная культура, торговля и интриги. Сейчас Южная Корея - крупнейший кораблестроитель в мире, а Северная - иллюстрация того, что капитализм - отнюдь не единственный путь развития и не «конец всеобщей истории». Дай Бог, чтобы после изучения школьного курса наши люди помнили хотя бы о Корейском конфликте 1953 года.
А Китай? А многие века Индии, причём и буддистов в нашей стране тоже значительно больше, чем католиков? А державы Мая, Ацтеков и Инков, чьё падение поучительно, и чьи потомки из Бразилии возглавляют банк БРИКС и готовят новую мировую валюту? А война монголов с Японией? Знания Японской культуры нужны школьнику просто чтобы правильно понимать аниме, которое стало уже феноменом культуры мировой.
Перечислять всё долго, пусть и интересно. Мне кажется, что курс Всеобщей истории нуждается в пересмотре. Нет, я не требую из-за сиюминутной политической ситуации исключить из школьных учебников Западную Европу. И не считаю европейцев плохими, а остальных — турок, африканцев, китайцев и индусов - безгрешными и честными международными партнёрами.
Но из условных 30 глав учебника Европа (включая Польшу, скандинавские страны и Балканы) заслужила 12-15 глав. Остальные главы нужно посвятить другим, не менее важным странам нашего огромного мира.
Я учился в девяностые, и в рамках школьного курса изучал историю России по остаточному принципу, словно все её события происходили на задворках европейской сцены. А в том, что изучал, больше всего внимания уделялось всевозможным декабристам, журналу «Колокол», группе «Освобождение труда», и прочим частным явлениям, влияние которых на историю страны сильно переоценено.
Сейчас курс истории в равной степени уделяет внимание мировой и российской истории. Надеюсь, у наших внуков Всеобщая история станет воистину всеобщей.