Биография Дженсена Хуанга: основателя корпорации Nvidia, предпринимателя, миллиардера
*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
"Для меня нет ничего более увлекательного, чем вместе с друзьями строить компанию, которая изменит жизнь целого поколения. Я не могу представить, что хотел бы заниматься чем-то другим.” (с) Дженсен Хуанг
Вам наверняка известны самые влиятельные и дорогие технологические компании: Apple, Microsoft, Alphabet, Amazon… А вы когда-нибудь слышали о Nvidia? Возможно, если увлекаетесь видеоиграми или интересовались майнингом криптовалюты. Тем не менее, в этом году компания, разрабатывающая электронные чипы и графические процессоры, вошла в первую десятку техногигантов и достигла капитализации в $1 трлн – первая в истории среди себе подобных, причем, в рекордные сроки. Такой грандиозный успех не может не привлечь внимание. Так что же известно о Nvidia и о человеке, который является ее бессменным лидером уже 30 лет?
Трудности перевода
"Я бы не был там, где я сейчас, без мечтаний и устремлений моих родителей.” (с) Дженсен Хуанг
Дженсен Хуанг или, как его тогда звали, Джен Сун Хуанг, родился 17 февраля 1963 года в городе Тайбэй, столице Тайваня. Его отец, инженер-электрик, работавший в компании Carrier, через несколько лет после его рождения побывал в США по программе повышения квалификации и твердо решил отправить детей учиться в Америку. С этих пор мама ежедневно давала Дженсену и его старшему брату задание: выучить по 10 слов на английском – она была учительницей.
Со временем отца перевели в Таиланд, но вскоре в стране начались сильные политические волнения, которые в 1973-м вылились в государственный переворот и смену власти. К счастью, мальчики этих бурных событий не застали. Как раз перед восстанием родителям удалось переправить сыновей в Штаты, где недавно обосновались их дядя и тетя. 9-летний Хуанг и его 10-летний брат оказались в городе Онейда, штат Кентукки, который согласно последний переписи насчитывает 410 жителей.
В Онейде, расположенной довольно уединенно, находится интернат Oneida Baptist Institut. В 70-е годы прошлого века это христианское учебное заведение, основанное еще в 1899-м, служило исправительной школой для трудных детей, от которых отказались другие школы. В OBI царила жесткая дисциплина и обязательная трудовая повинность. Судьба распорядилась так, что дядя и тетя Дженсена из-за плохого знания языка перепутали слова “исправительная” и “приготовительная” (школа с повышенным качеством образования), порадовались дешевизне обучения и записали племянников.
Хуангу, мальчику-эмигранту из приличной семьи, пришлось каждый день мыть туалеты во всем общежитии и делить комнату с неграмотным, покрытым татуировками юным торговцем запрещенными веществами. Но Дженсен не растерялся. Он научил соседа читать и увлекся настольным теннисом (чтобы отвлечь детей о хулиганства, в школе работает обширная спортивная программа), к 14 годам стал мастером спорта и даже появился на страницах самого популярного в стране спортивно-развлекательного издания Sport Illustrated. К счастью братья Хуанг пробыли в исправительной школе недолго.
Старшую школу Хуанг заканчивал в городе Алоха, штат Орегон, куда наконец-то приехали родители. Там ему тоже пришлось поначалу непросто – местные подростки третировали иностранца. Но опыт, полученный в интернате, сильный характер, дружелюбие и оптимизм помогли Дженсену завоевать любовь и уважение одноклассников. Стоит ли говорить, что школу он окончил в числе первых учеников.
Орегон, Стэнфорд и начало карьеры
“Когда-нибудь появятся триллионы ИИ-устройств – в домах, офисах, складах, лавках, на фермах, фабриках, в больницах. Фактически, сами здания будут искусственными интеллектами, вокруг которых будут передвигаться другие искусственные интеллекты.” (с) Дженсен Хуанг
В старших классах Дженсен увлекся компьютерами и поступил в университет штата Орегон на факультет информатики со специализацией на проектировании интегральных схем. В свободное время юноша подрабатывал в круглосуточном кафе Danny’s. По его собственным словам, эта работа многому его научила: общаться с клиентами, находить компромиссы, смотреть в лицо проблемам и ошибкам. Хуанг получил степень бакалавра электротехники в 1984-м году.
Он начал карьеру в Advanced Micro Devices (AMD) в качестве рядового проектировщика микросхем и проработал год. Из AMD Дженсен перешел в LSI Logistic Corporation. Молодой инженер проработал в корпорации на различных должностях до 1993-го. К примеру, он руководил подразделением, отвечающим за развитие технологий SoC (системы на кристалле). Параллельно получив диплом магистра электротехники в аспирантуре Стэнфордского университета.
Будем вызывать зависть
“Мы верили, что довольно скоро произойдет что-то масштабное. Это не было предвидением. Предвидением была работа над ускорением вычислений.” (с) Дженсен Хуанг
На свое тридцатилетие, 17 февраля 1993-го, Дженсен пригласил в Denny’s друзей-инженеров Криса Малаховски и Кертиса Прима, которые работали в Sun Microsystems. Он поделился с ними планами открыть собственную компанию по разработке микросхем – и это несмотря на ожидавшее его прекрасное корпоративное будущее: LSI только что заключила контракт с Sony на установку процессора SoC на PlayStation. Все трое были согласны, что прогресс не стоит на месте и скоро заказчикам будут просто необходимы более мощные и производительные вычислительные процессоры для компьютерной графики. В частности, это касалось игровых приставок.
Они считали, что индустрия игр и приставок в данный момент потребляет самые продвинутые технологии. Уровень продаж растет и инвесторы не жалеют вкладывать средства в разработку игровых консолей. Да, есть конкуренты, и не один – десятки, в том числе ATI Technologies, Matrox, Chips & Technology, S3 Graphics и 3Dfx. Но их компания сумеет создать такие процессоры, что все позеленеют от зависти. Поэтому новоиспеченную фирму назвали Nvidia по ассоциации с латинским словом Invidia, что означает “зависть”, и выбрали логотипом зеленый глаз. Будущие партнеры подсчитали, сколько каждый может вложить – в итоге получилось примерно $40 тыс. – и решили объединить усилия.
Они запустили Nvidia в одной из комнат кондоминиума Дженсена во Фримонте, в Кремниевой Долине. Первыми инвесторами стартапа выступили предприниматель Тенч Кокс, который до сих пор входит в совет директоров, венчурные фонды Sequoia Capital и Sutter Hill Ventures. Примечательно, что Nvidia с самого начала была сосредоточена на исследованиях и разработках – производственная часть процесса отдавалась на аутсорсинг тайваньским заводам, что значительно сокращало расходы, но вызывало обеспокоенность партнеров.
Бить в одну точку
“Каждый руководитель совершает ошибки, и я совершаю их много. Некоторые из них подвергли компанию опасности, особенно в начале, потому что мы были маленькими, нам противостояли очень, очень крупные компании, а мы пытались изобрести совершенно новую технологию.” (с) Дженсен Хуанг
Нельзя сказать, что первый продукт Nvidia вызвал зависть и панику конкурентов. Он провалился. Мультимедийная карта NV1, на разработку которой ушло $10 млн, выпущенная в 1995-м, не имела коммерческого успеха. Но компания продолжила работу и в 1997-м в продажу вышла RIVA, а в 1999-м графические процессоры GeForce для домашнего пользования и Quadro для профессионалов – хотя пришлось сильно урезать расходы и сократить 99% рабочей силы. Nvidia заявила о себе и закрепилась на рынке несмотря на претензии и даже судебные иски. В том же году фирма вышла на IPO и ее акции торговались по $19,7 за единицу (на последних торгах – $412,52 за единицу).
Постепенно рынок графических процессоров сконцентрировался вокруг двух разработчиков: Nvidia и ATI. Хуанг видел будущее Nvidia в расширении и углублении возможностей технологии GPU – графических процессоров. Они могут выполнять гораздо больше функций, чем просто улучшение графики в играх. На них можно производить вычисления, майнить криптовалюту и обучать нейронные сети. Запомним этот момент. В 2004-м компания создала язык CUDA для программирования графических процессоров. В 2006-м AMD поглотила ATI, а Nvidia приступила к распространению CUDA в университетах и организовала курсы по изучению этого языка более чем в 200 ВУЗах по всему миру.
В 2008-м Nvidia начала набирать специалистов-исследователей ИИ, разыскивая их по научным лабораториям университетов всего мира. А в 2012-м появилась нейросеть Alexnet, способная классифицировать изображения. Ее обучили с помощью двух графических процессоров Nvidia всего за неделю, тогда как с обычными чипами процесс занял бы до полугода. Финансисты и инвестиционные аналитики с Уолл-Стрит спрашивали Хуанга – зачем? Зачем вы вкладываете силы и средства в технологии, которые никому не нужны и которыми никто не воспользуется в ближайшие лет пятьдесят?
Зачем – стало понятно в 2016-м, когда криптомайнеры догадались, что с помощью графических процессоров можно гораздо быстрее добывать биткоины и скупили почти весь запас видеокарт Nvidia и AMD. А в 2017-м Nintendo внедрила в консоль Switch SoC Tegra, над линейкой которых компания начала работу еще в 2008-м. Правда, через 2 года криптовалюты сильно упали в цене, а с ними и рынок графических процессоров и стоимость акций Nvidia – на 50%.
Стремительный взлет
“Вычисления с использованием искусственного интеллекта – будущее вычислительной техники. Итак, пока мы продолжаем делать нашу платформу лучшей для работы с ИИ, я думаю, у нас хороший шанс выиграть. Графические процессоры будут во всех организациях. Какой мантре я следую? Я всегда думал, что у нас есть 30 дней до закрытия бизнеса. Это никогда не менялось. Это не страх неудачи. На самом деле я боюсь чувствовать себя самодовольным и успокоившимся.” (с) Дженсен Хуанг
Nvidia продолжила работу в области ИИ, выпустив с 2016-м по 2018 серию продуктов, связанных с использованием его технологий. В 2019-м компания в ежегодном пресс-релизе объявила о достижениях, в частности, в сфере автономного автотранспорта и своем участии в создании технологии беспилотного управления для Mercedes Benz. Помимо автомобильной промышленности, продукты Nvidia используют складские и логистические хабы, электростанции, создатели компьютерных игр и многие другие. Также графические процессоры Nvidia применила компания OpenAI для обучения одного из самых известных и популярных чат-ботов ChatGpt. Сейчас, согласно отчетам аналитиков, фирма захватила 95% рынка процессоров для систем ИИ. Спрос на них настолько высок, даже при высокой цене, что технологические компании буквально “сражаются” между собой за право обладания ими.
С начала этого года акции компании выросли на 30%, капитализация достигла $1 трлн, а личное состояние Дженсена Хуанга достигло отметки в $34,8 млрд. При этом, являясь признанным технологическим патриархом, прозорливым, жестким бизнесменом, он очень демократичен и лоялен внутри команды. Дженсен доступен, каждый день его можно встретить в коридорах штаб-квартиры Nvidia в Санта-Кларе и он знает имена жен и детей многих сотрудников из 26 тысяч по всему миру. Он начинает день в 4 утра, делает зарядку и работает по 14 часов.
Любовь с институтской скамьи
“Метавселенная приближается. Метавселенная – это не только место для игры. Будущие миры будут фотореалистичными, подчиняться законам физики и будут населены человеческими аватарами и искусственными интеллектами.” (с) Дженсен Хуанг
Со своей женой Лори Дженсен познакомился не в метавселенной, а как обычный человек – на лабораторной работе в университете. Их поставили в пару и они очень быстро стали парой уже навсегда. Лори и Дженсен поженились в 1990-м. У них двое детей: сын Спенсер и дочь Мэдисон, уже подрастает внучка. Мэдисон работает в семейном бизнесе, о карьере Спенсера ничего официально не известно, но инсайдеры сообщают, что он тоже работает в Nvidia. Интересно, что нынешним президентом и главным исполнительным директором прямого конкурента Хуанга, компании AMD, с 2014-го года является его двоюродная племянница Лиза Су.
Дженсен и Лори основали благотворительный фонд своего имени, который поддерживает общественное здравоохранение и бесплатное высшее образование по всей стране, но уделяя особое внимание Калифорнии. Дженсен пожертвовал Стэнфордскому университету $30 млн для создания инженерной школы. Не забыл он и исправительную детскую школу, затерянную в Кентукки, и подарил ей $2 млн на строительство нового учебного корпуса и общежития для девочек. Его слабость – коллекция эксклюзивных автомобилей и черные байкерские куртки.
Сейчас Дженсену Хуангу уже 60 или еще 60. Многие персоны его уровня уже несколько лет как ушли от активной работы, передав бразды правления более молодым исполнительным директорам. Но, похоже, наш герой на пенсию не собирается, а только начинает разворачиваться в полную мощь. На сегодняшний день он единственный генеральный директор технологической компании бессменно возглавляющий ее на протяжении 30 лет. Вот, что говорит сам Дженсен: “Я не знаю, сколько я еще пробуду у руля. Не исключен вариант, что я стану роботом и проработаю еще лет 30”. И от него можно этого ожидать.
Читайте также:
- Brex – стартап для стартапов
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!