Найти тему
Кинооператор рассказывает

208. Взлёт "Аполлона-17" якобы с Луны. Одной загадкой меньше.

Сегодня мне хочется поговорить о нереально долгом колебании деталей обшивки платформы лунного модуля, которые мы видим в кадрах взлёта "Аполлона-17". В интернете вы без труда найдёте кадры, предоставленные НАСА, на которых изображён якобы взлёт "Аполлона-17" с Луны.

Это якобы взлёт "Аполлона-17" с Луны
Это якобы взлёт "Аполлона-17" с Луны

Согласно легенде НАСА, съёмка производилась с дальнего, безопасного расстояния телекамерой, укреплённой на ровере. В данном случае это была якобы дистанционно управляемая из Хьюстона камера, расположенная примерно в 150 метрах от места запуска. На телекамере был укреплён объектив с переменным фокусным расстоянием, поэтому нам то укрупняют, то удаляют изображение, а в конце ролика показывают дальний план "лунного" ландшафта с оставшейся на Луне платформой.

Но вот что интересно. Во время старта из-под взлётной части вылетают цветные искры, похожие на конфетти. Однако эти разлетевшиеся "куски теплоизоляции" (как их называет НАСА) не падают назад на Луну. Они улетают куда-то в космос и исчезают. Но ведь съёмочная телекамера находится очень далеко, и хотя бы некоторые разлетевшиеся куски должны были упасть по переднему плану. Примерно так, как на рисунке изобразил художник.

Взлёт с Луны по представлению художника НАСА
Взлёт с Луны по представлению художника НАСА

Но все куски бесследно исчезли. Первые "куски" вылетали очень быстро откуда-то из разных мест посадочной платформы, за ними невозможно было уследить. Но потом, когда пламя между ступенями стало уменьшаться, "куски" полетели с меньшей скоростью, и уже можно проследить за их траекторией.

-3

После того, как взлётная часть ушла вверх и камера сопроводила её, на поверхности осталась посадочная платформа.

Через 1 мин 40 сек, когда пятнышко удаляющейся взлётной части исчезло из виду, оператор возвращает камеру назад, отъезжает на самый широкий угол, и мы видим эту оставшуюся платформу.

-4

Подержав кадр на общем плане, оператор через полминуты наезжает трансфокатором на эту платформу (прошло 2 мин 20 сек после старта). И мы замечаем, что некоторые детали на этой платформе продолжают колыхаться - возможно, это оторвавшиеся куски теплоизоляции лунного модуля. На следующем кадре они отмечены красными точками.

-5

Оператор уводит панораму в сторону, влево, возвращается к платформе, а на платформе всё никак не успокоится, там что-то продолжает трепетать. Затем оператор уводит панораму вправо, на флаг США, ждёт какое-то время. Возвращается к платформе, прошли уже 3 мин 20 сек после старта, а там всё ещё что-то трепещет и бликует, меняя яркость примерно один раз в секунду (колеблющиеся фрагменты выделены красными окружностями).

-6

Что же там, на платформе так долго, больше 3 минут, может колебаться?

Многие, заметив эти трепыхания, подозревали, что здесь что-то не так, не по-настоящему. Многие догадывались, что НАСА использовало макет, уменьшенную копию лунного модуля. И предполагали, что макет тянут вверх лебёдкой.

Но мало кто представлял, что кадр снят вверх ногами, перевёрнутой камерой. Макет на самом деле не взлетал вверх, и его не тянули лебёдкой по тросу. Он свободно падал с потолка декорации вниз.

Однако падение в павильоне, в условиях земной гравитации происходит слишком быстро. Чтобы замедлить скорость падения и создать иллюзию медленного взлёта, была использована скоростная плёночная кинокамера. Съёмка производилась с частотой примерно 200 кадров в секунду. И те 12 секунд взлёта вертикально вверх на самом деле были двумя секундами падения.

Об этом была статья № 185.

Ещё раз подчеркну: данные кадры снимались не специальной уникальной миниатюрной лунной телекамерой на 10 кадров в секунду, (как заявляет НАСА), съёмки велись на 16-мм скоростную плёночную кинокамеру Милликен. Объектив же, что на телекамеру, что на кинокамеру был один и тот же - Анженье, поскольку размер видикона (матрицы) на телекамере был по размеру точно такой же, как кадр на 16-мм киноплёнке. Поэтому никто не ощутил подмены.

Изображение, снятое скоростной кинокамерой, проецировалось с частотой 30 кадров в секунду (преобразование в формат NTSC). Снималось на 200 кадров в секунду, проецировалось на 30 к/с. Получалось замедление примерно в 6-7 раз. Нетрудно понять, что те колыхания деталей на платформе, что шевелятся сейчас в видеозаписи нереально долго - 3 минуты 20 секунд и далее (поскольку мельтешения не остановились), на самом деле совершались в течение 25-30 секунд. А такое время колебаний уже вполне укладывается в логику причинно-следственных связей.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новы встреч!

*

В комментариях несколько раз спрашивали, кто же снимал это видео, поэтому добавил в статью несколько строк официальной версии НАСА - чем снимали и с какого расстояния.