Что такое одаренность и кто такие одаренные дети? На этот вопрос предприняли попытку ответить в Высшей школе экономики. Одаренные дети – это ребята, обнаруживающие высокий уровень способностей, общих или специальных, например, к музыке, рисованию, хореографии, иностранным языкам, литературе, математике, естественным наукам и технике. Детскую одаренность распознают по степени опережения ребенком своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях.
Министерством просвещения России разработана целевая программа «Развитие системы выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности». Она ориентирована на эффективную реализацию инициативы «Успех каждого ребенка» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Программы развития одаренных детей регламентируются такими законодательными актами, как:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
– Федеральный закон от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642;
– национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16);
– Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 3 апреля 2012 года приказом №827.
Одаренность – феномен не только педагогический, но и психологический. В нашем материале собраны взгляды на это явление с разных ракурсов. Дадим слово экспертам.
Анна УРАДОВСКАЯ, врач-психиатр, Жуковский, Московская область:
– Одаренность – скорее природное свойство, помноженное на подходящие условия развития. И сама по себе не должна бы сосуществовать с психическими расстройствами. Однако, как только в развитие вмешивается социум в лице значимых взрослых или социальных институтов, вот тут-то и происходят (или не происходят) искажение, срыв либо дальнейшее дозревание психики и личности.
Само по себе психическое устройство одаренных людей уже отлично от среднестатистического. Есть некая чрезмерность в развитии тех или иных способностей, а в основе особое протекание мозговых процессов, не до конца изученных. Воля, внимание, особенности восприятия, интеллект, влечения, поведение – вот те кирпичики психики, которые, соединяясь в разных пропорциях, создают рисунок темперамента, а закрепляются в характере. Мотивационно-ценностные аспекты добавляются при описании личности. Заострение личностных качеств дает акцентуации, а это выход из равновесия, уже не столь усредненное и прочное во всех сферах состояние. Дальнейшее во многом будет зависеть от того, какие совпадающие стратегии выработает такой здоровый человек, но со своей ахиллесовой пятой в жизни: укрепится или поранится отношениями в социуме.
Некоторые примеры сочетания одаренности и психических расстройств из моей практики. Я несколько лет как психиатр наблюдала и корректировала лечение мужчины с шизофренией, который проявлял себя в детстве как вундеркинд. Выступал и лидировал в игре «Умницы и умники», демонстрировал энциклопедические знания в разных направлениях. Как победитель олимпиад поступил в МГУ, окончил его. А потом у него случился первый психоз. Последние 15-20 лет мужчина постоянно слышит голоса в голове, которые спорят и комментируют каждое его действие. Голоса настолько мешают ему жить, что даже простую физическую работу ему сложно выполнять из-за невозможности сосредоточиться.
Гены, отвечающие за гениальность (высокий интеллект) и помешательство, одни и те же. Процессы, лежащие в основе творческого открытия и заболевания, различны, хотя термины, их обозначающие, бывают схожи. Например, в бредообразовании есть этап озарения, когда в уязвимой психике внимание и мыслительный процесс срабатывают так, что в силу особого вычленения восприятием второстепенных факторов внезапно все вместе складывается в одну стройную систему ложного умозаключения, не поддающегося коррекции. А вот здоровая психика все же способна критически осмыслить даже собственный продукт в виде умозаключения.
Елена РЫЖОВА, учитель русского языка и литературы, Москва:
– У меня был годичный опыт общения с талантливыми детьми, когда я работала в известной на всю страну музыкальной школе. Там учатся дети, уже побеждавшие в различных престижных, всероссийских и международных, музыкальных конкурсах. И многие из них реально считают себя гениями. В этом их укрепляют и достижения, и особенно родители. Некоторые так и говорят о себе вслух. И у иных это чувство уверенности в себе, в своих способностях переходит разумную меру. Такие ребята не скрывают своего высокомерия: мол, я гений, а ты кто такая? Докажи, что ты достойна нашего общества и стоишь внимания. И почти целый год я доказывала, предлагая им интересные и нестандартные задания. Надо сказать, ребята их оценили. И я убедилась, что талантливые люди талантливы во многом: юные музыканты проявили себя чуткими читателями и авторами. Как они читали хокку и Маяковского, а какие фанфики к классике писали! В общем, работать с одаренными детьми и сложно, и ужасно интересно. И этим нюансам педагогов тоже нужно учить.
Ингрид ПИЛЬДЕС, директор Академии талантов, Санкт-Петербург:
– Согласно концепции советского и российского психолога Дианы Борисовны Богоявленской, одаренность – это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов по сравнению с другими людьми. То есть одаренность – потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность. Если перевести слова в математическую формулу, получается, что талант = одаренность + трудолюбие.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив. Главное – вовремя талант поддержать и развить. Этим и занимается Академия талантов. С 2018 года мы работаем по модели образовательного центра «Сириус» в статусе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей по трем направлениям: «Наука», «Искусство» и «Спорт». Все наши образовательные форматы направлены на выявление и поддержку талантливых детей. И дополнительное образование, и углубленные интенсивные профильные программы, и подготовка к олимпиадам.
Мы даем ребятам возможность начать свой путь в той или иной отрасли, определиться с будущей профессией, воплотить в жизнь свою идею и получить обратную связь от экспертов-наставников. Кто наши эксперты? Преподаватели ведущих вузов Санкт-Петербурга, инженеры известных промышленных компаний региона, специалисты передовых научных институтов.
Кроме того, у нас сформировался успешный опыт в области наставничества. Например, воспитанники академии даже после окончания обучения консультируются у наших преподавателей на предмет своих исследований. А мы в свою очередь продолжаем следить за достижениями наших выпускников, организовываем встречи с ними, чтобы поделиться со школьниками историями их успеха. Академия талантов продолжает активную работу в данном направлении. Особенно это актуально сейчас, поскольку 2023 год объявлен Президентом России Годом педагога и наставника.
Наши программы направлены на развитие комплексных компетенций цифровой эпохи и погружены в широкий исторический и культурный контекст. Детям у нас интересно. Они чувствуют себя нужными и важными в команде единомышленников, у них есть реальная возможность оказаться в образовательном проекте, который уже сегодня формирует наше будущее.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».