Многие знают о золотой чаше, которую Дракула велел поставить возле колодца в безлюдном месте и которую никто не посмел украсть. И в этой истории – не всё вымысел.
Легенда и реальность
Одна из историй в тексте древнерусского «Сказания о Дракуле» посвящена золотой чаше, которую валашский (румынский) князь Влад Цепеш, больше известный как Дракула, отдал в общее пользование.
История совсем короткая и в переводе со старославянского звучит так:
В одной местности был у него (Дракулы) источник и колодец. И туда вели многие пути из многих стран, и приходили многие люди пить воду из колодца и источника, ведь была она холодна и вкусна. Он же (Дракула) у того колодца, находящегося в безлюдном месте, поставил золотую чашу, большую и красивую. Чтобы тот, кто захочет пить, пил бы из чаши и затем поставил бы её на место. И сколько времени она там пребывала – никто не посмел ту чашу забрать себе.
Конечно, старинные легенды не следует воспринимать как достоверные рассказы. Эти легенды – фольклор, то есть плод народного творчества. И всё же в них может быть доля правды.
Легенда о чаше – это фольклорное обоснование того факта, что румыны – удивительно честный народ. Честность проявляется даже на бытовом уровне: румыны не ездят зайцем и принципиально не берут чужие вещи, оставленные без присмотра.
Со времён Дракулы прошло уже пять с половиной веков, а румыны ведут себя так, как будто Дракула по-прежнему у власти и сурово накажет за любой нечестный поступок.
Особенности национальной торговли
В сувенирном магазинчике в Сигишоаре никто не следит за товарами, некоторые из которых вывешены прямо на улице. Например, на гвоздях висят глиняные кружки, никак не прикреплённые, но с наклеенными ценниками.
Можно спокойно снять кружку с гвоздя и пойти дальше, потому что продавец сидит в глубине магазина, уткнувшись в книгу. То, что происходит на улице, он вообще не видит, ведь в магазине нет окон. Однако продавцу даже в голову не приходит, что товары может кто-то украсть. И их действительно никто не крадёт.
Глиняная кружка – это, конечно, не золотая чаша, но определённая параллель прослеживается. Я невольно вспомнила легенду о чаше, когда проходила мимо.
«Я присмотрю за вашим чемоданом»
Если путешествовать по Румынии самостоятельно, а не в туристической группе с гидом, то можно столкнуться с проявлениями местного менталитета, которые кажутся странными. Я изъездила почти всю Румынию в одиночку и несколько раз видела то, что заставляло меня удивиться.
Однажды на автовокзале мне надо было уточнить расписание рейсов в справочном бюро, но оказалось, что бюро находится на другом конце вокзальной площади и туда неудобно тащиться с чемоданом.
– Вы идите, а я за вашим чемоданом присмотрю, – говорит мне совершенно незнакомая румынка. Женщина приличного вида, не цыганка, но мой российский менталитет сразу начал бить тревогу: «А вдруг она смоется вместе с моими вещами? Ищи её после».
В чемодане не было ничего по-настоящему ценного, поэтому я всё-таки рискнула. И чемодан никуда не делся. Незнакомая румынка действительно за ним присматривала, а после даже оказалось, что нам с ней надо на один и тот же автобус, в город Брашов.
По прибытии в гостиницу я спросила на ресепшне, принято ли в Румынии доверять свои вещи незнакомым людям на вокзале. Мне ответили, что да, всё в порядке, но только если это румыны, а не цыгане. Цыганам ничего доверять нельзя.
Кстати, местные румынские цыгане сильно отличаются от российских цыган. Румынские цыгане гораздо больше похожи на своих индийских предков, так что этих цыган с румынами не спутать.
«Без билета нельзя, поэтому возьмите мой»
В городе Сибиу со мной произошёл ещё один показательный случай. Я села на городской автобус, который ходил раз в полчаса. На остановке не было билетной кассы, поэтому я (на английском) спросила, можно ли купить билет у водителя или у кондуктора.
Оказалось, что водитель билеты не продаёт, а кондуктора здесь нет. То есть по правилам мне надо было выйти на ближайшей остановке, купить билет и только после этого продолжать путь.
Я задумчиво спросила:
– Если я выйду, то следующий автобус только через полчаса?
Мою ситуацию обсуждали сразу несколько пассажиров. Они видели, что я не местная и что в моём случае терять полчаса на покупку билета – это как-то слишком.
В итоге незнакомая девушка отдала мне свой билет:
– Я сейчас выхожу, а вы поезжайте по моему билету дальше. Без билета нельзя.
Ещё один показательный случай был в поезде, который следовал из Брашова в Сигишоару. Я купила билет, уселась на своё место в сидячем купе, где кроме меня сидело ещё пять человек, и стала ждать отправления. Перед самым отправлением пришли кондукторы и стали проверять билеты.
Оказалось, что одна пассажирка ехала без билета. Её попросили выйти, а после этого оставшиеся четверо румын ещё долго возмущались, как же так можно – ехать без билета! В России такое возмущение представить сложно: к зайцам все привыкли.
Спокойная страна
Смотреть новости по местному румынскому ТВ тоже бывает удивительно. Представьте себе новостной сюжет, где рассказывается, как машина съехала с дороги в кювет. Никто не пострадал, а машина даже не помялась, но на протяжении всего сюжета фоном звучит такая тревожная музыка, как будто рассказывается об ограблении банка с перестрелкой и с жертвами среди посетителей.
Под эту тревожную музыку показывают, как машину трактором вытягивают из канавы. Канава глубиной не более метра. Водитель, без единой царапины, стоит рядом. Полиция с серьёзными и озабоченными лицами даёт интервью.
Это происшествие, которое даже аварией трудно назвать, смакуется на протяжении десяти минут новостного выпуска. В России о таком рассказывать не стали бы даже в местных новостях, а в Румынии – совсем другое дело! Вот так спокойно там живут.
Треть автобуса перекрестилась
Конечно, отсутствие страшных новостей не означает, что преступности в Румынии вообще нет. Но даже карманная кража не является чем-то привычным.
Помню, как в Бухаресте я ехала от железнодорожного вокзала в аэропорт. На остановке возле вокзала в автобус села целая толпа, все неспешно стали прикладывать карточки к валидаторам, и вдруг выяснилось, что один из пассажиров не может оплатить проезд, потому у него украли кошелёк. Украли недавно – на вокзале, а пассажир обнаружил это только сейчас – в автобусе.
Пассажиру в виде исключения водитель разрешил ехать бесплатно. При этом треть автобуса начала торопливо креститься и говорить что-то вроде «избави Бог». Было видно, что для румын даже такая банальная вещь как кража кошелька на вокзале – большое событие. В России пассажиры автобуса, узнав о том, что у кого-то украли кошелёк, не стали бы так бурно реагировать.
Такое впечатление, что современные румыны живут, как при Дракуле, когда кражи были редкостью.
Автор статьи: Светлана Лыжина