Найти тему
Диалоги о Востоке

Участие советских и американских летчиков-добровольцев в японо-китайской войне 1937-1945 гг.

Оглавление

Японо-китайская война – один из крупнейших конфликтов XX в., от которого ряд историков даже отсчитывают начало Второй мировой войны. О том, как Советский союз и Соединённые штаты помогли Китайской республике выстоять в этом ожесточенном противостоянии читайте в сегодняшней статье.

Предыстория

В тридцатые годы XX столетия Китай не мог похвастаться ни опытными пилотами, ни развитой авиапромышленностью, поэтому в начале японо-китайской войны 1937-1945 гг. в китайском небе доминировала авиация Японии. По большей части это связано с полным отсутствием у Китая какого-либо авиационного опыта и влияния затяжной гражданской войной, мешавшей развитию страны в целом. Однако появление в небе Китая советских и позднее американских лётчиков, навыки которых ничуть не уступали, а зачастую и превосходили навыки их японских оппонентов, помогло китайцам сравнять шансы в этой тяжелой войне и приблизить победу над японским милитаризмом. Воспоминания советских и американских добровольцев о воздушных схватках в небе Китая очень ярко отражают ожесточенность противостояния в конфликте.

Первыми в Китае оказались советские лётчики. Еще в 1920-е годы СССР отправлял военных инструкторов в Поднебесную, чтобы усилить влияние и коммунистические настроения в гоминьдановской верхушке. В свою очередь, в 1930-е советское правительство было заинтересовано в удержании японцев как можно дальше от своих границ и поэтому решилось на прямую военную помощь в борьбе с японскими агрессорами. 21 августа 1937 года в Нанкине между Китайской республикой и СССР был заключен договор о ненападении. Позднее китайская делегация посетила Москву, где ей были продемонстрированы новейшие советские образцы вооружения, в том числе истребители-полуторопланы И-15 и новейшие монопланы И-16, сразу же заинтересовавшие китайскую делегацию.

Советский истребитель И-16 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики. 1938 год. Автор неизвестен.
Советский истребитель И-16 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики. 1938 год. Автор неизвестен.

Уже в октябре 1937 года китайцам начали поставлять советское вооружение. По просьбе генералиссимуса Чан Кайши вместе с истребителями СССР отправил и пилотов-добровольцев: 2 эскадрильи истребителей, личный состав которых составлял 254 человека. Всего для отправки в Китай было подготовлено 447 человек: среди них были летчики, авиамеханики, радисты, метеорологи, начальники аэродромов, шифровальщики, шоферы, инженеры, рабочие бригад по сборке самолетов, врачи. Позднее в Китае появились и советские бомбардировщики.

Неизвестный советский лётчик в Китае. Дата и автор неизвестны.
Неизвестный советский лётчик в Китае. Дата и автор неизвестны.

Летом 1937 года, когда началось полномасштабное вторжение Японии в Китай, на вооружении ВВС Китайской республики числилось около 600 машин, 305 из которых были уже устаревшими истребителями-бипланами, такими, как Curtiss Hawk III и Hawk II, монопланами Boeing P-26 «Peashooter» американского производства и итальянскими бипланами Fiat C.R. 32. Позднее небольшими партиями были закуплены британские Gloster Gladiator и французские Dewoitine D.510. Бомбардировочная авиация состояла, в основном, из относительно современных американских двухмоторников Martin B-10.

Авиапромышленность в стране отсутствовала практически полностью, поэтому все машины приходилось закупать из-за рубежа, что делало пополнение авиапарка крайне непростой задачей, а потери росли быстро. Коррупция в государственном аппарате также не способствовала увеличению числа боеспособных самолётов. Более того, разношерстный авиапарк крайне усложнял ремонт и снабжение комплектующими, потому что самолёты разных стран требовали разных запчастей и боеприпасов, разного горючего и так далее: ни о какой отлаженной и унифицированной военной логистике речи не могло идти в принципе.

Японский авиапарк в 1937 г. насчитывал около 700 машин, позже число японских самолетов в небе Китая неустанно росло. Потери сразу же восполнялись новыми самолетами: в 1937 г. японская промышленность произвела 1511 самолетов, а уже в 1938 г. – 3201 самолет. Более того, на вооружении японских ВВС уже стояли современные монопланы Mitsubishi А5М, превосходившие по летно-техническим характеристикам всё, что было на тот момент у Китая. Вплоть до 1943 г. японские пилоты были крайне опасными противниками, поскольку система отбора и обучения военных летчиков «Ёкарэн» была невероятно жесткой - заканчивали летные академии и шли на фронт только лучшие из лучших.

Теперь плавно переместимся в 1940 год, когда оперативная обстановка в Китае все еще была не в пользу китайских войск. Хотя страна все еще получала технику и сырье от СССР, с каждым годом объемы советской помощи уменьшались. Это было вызвано множеством факторов, среди которых: разрыв между КПК и Гоминьданом, антисоветская политика Чан Кайши и постепенная подготовка СССР к войне в Третьим Рейхом, что и стало основной причиной для переброски советских летчиков обратно в страну. Китай остался без опытных пилотов, а советские самолеты успели изрядно устареть к 1940 году. Фокус китайского правительства сместился на США.

23 декабря 1940 г. в США подписали соглашение, по которому предоставляли в распоряжение Китайской Республики 100 истребителей P-40 «Tomahawk» (экспортное обозначение Hawk-81 A2/A3) и способствовали вербовке необходимого количества летчиков и наземного персонала. Но подписанный президентом Рузвельтом 11 марта 1941 г. законопроект о «ленд-лизе» не позволял США оказывать прямую военную помощь Китаю, так как формально Япония не находилась в состоянии войны с Америкой. Изначально «Томагавками» планировалось вооружить китайские лётные части, но китайцы, облетав их, отказались их принять: по их мнению, этот самолет не смог бы противостоять новейшим японским истребителям A6M «Зеро», успевшим стать настоящим ночным кошмаром для китайских летчиков.

Личный состав 3-й эскадрильи американской добровольческой авиагруппы «Летающие тигры» на фоне истребителя P-40 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики. 1941 год. Автор неизвестен.
Личный состав 3-й эскадрильи американской добровольческой авиагруппы «Летающие тигры» на фоне истребителя P-40 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики. 1941 год. Автор неизвестен.

15 апреля 1941 г., после многочисленных дискуссий, Рузвельт поставил окончательную точку в юридическом оформлении американской помощи, подписав еще один секретный приказ, согласно которому военным летчикам, вышедшим в отставку, позволялось поступить на службу в ВВС Китая в качестве добровольцев. Фактически речь шла не только о резервистах, но и о лицах, находившихся на действительной службе.

США удалось подготовить около 300 пилотов и других специалистов, которые должны были отправиться в Китай под видом туристов. Они были искателями приключений или наёмниками, а вовсе не идеалистами, намеренными спасти Китай от «проклятых японских империалистов», как их советские коллеги. Как бы то ни было – и те, и другие рисковали своими жизнями, защищая китайское небо.

Продолжение следует...

Библиография

1. В небе Китая. 1937–1940. Воспоминания советских летчиков-добровольцев. / Изд. 2-е. — М.: Наука, 1986.— Тираж 40000 экз. (Главная редакция восточной литературы)

2. Ченнолт К. Л. Путь бойца: Американская авиация в войне на Тихом океане / пер. с англ. А. Г. Больных. — М: ACT МОСКВА; Транзиткнига, 2006.

3. http://www.airwar.ru/history/av2ww/allies/china40-43/china40-43.html

Материал подготовил: Панасюк Дмитрий

Редактор: Сабанцев Алексан