Бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони скончался в возрасте 86 лет. Как персонаж романа, Берлускони был больше, чем жизнь. При нем в Италии уже был трамповский политик во главе правительства в 1994 году, задолго до того, как Трамп стал политиком.
Сильвио Берлускони находился в миланской больнице Сан-Раффаэле с пятницы. Четырехкратный бывший премьер-министр Италии несколько лет боролся со своими хворями. В сентябре 2020 года он был госпитализирован на десять дней с ковидом. Впоследствии он говорил о «самом опасном испытании» в своей жизни. Он также перенес операцию на сердце несколькими годами ранее, вылечился от рака простаты, много лет носил кардиостимулятор, а в апреле 2023 года у него диагностировали форму лейкемии. Утром в понедельник его состояние резко ухудшилось, и члены семьи срочно обратились в больницу. Берлускони умер в 9.30 утра. В среду в 14.00 по местному времени состоятся его государственные похороны в Миланском соборе.
Берлускони был котом с девятью жизнями, не в последнюю очередь в политическом плане. Время, а также множество судебных разбирательств, казалось, мало повлияли на политический боевой настрой миланца с вечной выбеленной улыбкой Колгейта. Четыре раза, первый раз в 1994 году и последний раз с 2008 по 2011 год, он возглавлял правоцентристскую правительственную коалицию, но даже после того, как перестал быть премьер-министром, его влияние на итальянскую политику и общество оставалось очень сильным.
После осуждения за налоговое мошенничество ему было запрещено занимать государственные должности в течение многих лет. Когда судья отменил это ограничение в 2018 году, Берлускони был готов к новой кампании. Через год он принял участие в европейских выборах и был избран в Европарламент в возрасте 82 лет.
До самого конца, несмотря на все скандалы, секс-вечеринки, судебные процессы и вонь мафии в своем ближайшем окружении, Берлускони оставался востребованным политическим голосом на радио и телевидении Италии. После сентябрьской избирательной кампании 2022 года он привел к власти праворадикальную Джорджию Мелони, а его партия Forza Italia вошла в самое правое правительство со времён Муссолини (1922-1943).
Блестящие бикини по телевизору
Берлускони был больше, чем жизнь. Красочный и яркий, всегда с жгучей шуткой в кармане. «Представьте, сколько женщин хотели бы со мной переспать, но сами об этом не знают. Жизнь — это сплошная проблема с общением», — однажды похвастался он. Секс продаётся, Берлускони прекрасно это понимал. Внедрив коммерческое телевидение в Италии, медиа-магнат в 1980-х привнёс секс на телевидение: прирожденный артист слишком хорошо знал, как украсть зрителей у скучного государственного телевидения: полуобнаженные барышни в блестящих бикини с сияющими улыбками нравились итальянцам, смотрящим телевизор, куда больше, чем банальные женщины средних лет.
Когда Берлускони впервые стал премьер-министром в 1994 году, он уже был известен в Италии как медиа-магнат и президент популярного футбольного клуба «Милан». Берлускони, заработавший деньги на недвижимости в Милане, использовал свою известность на телевидении, чтобы добиться успеха в национальной политике. В своей предвыборной кампании он пообещал избирателю избавиться от жадной до денег политической элиты. Ему не нужно было заниматься политикой ради обогащения, потому что он и так был богат. Это обстоятельство подействовало на его избирателей как заклинание.
Тем временем мыльные оперы и легкие развлечения на коммерческих каналах Берлускони отвлекали внимание от тяжёлых, но «скучных» проблем, таких как неустойчивая экономика или очередное обвинение премьер-министра в мошенничестве или конфликте интересов. Хлеб и игры сделали его очень популярным среди большой группы итальянцев, которые смотрят телевизор в среднем четыре часа в день.
За пределами Италии Берлускони многие годы считали клоуном, вроде нашего Жириновского, особенно из-за его выступлений на европейской политической сцене. Это оказалось недооценкой его опасно великой силы. В течение почти двадцати лет Берлускони, попеременно будучи премьер-министром и лидером оппозиции, определял итальянскую политику и оставлял значительный след в обществе.
Мечтая об «Америке»
Обстоятельства вынудили его уйти в отставку в 2011 году. Италия стонала от тяжелого финансового кризиса, а Берлускони был втянут в сексуальный скандал. В памяти осталась пресс-конференция Ангелы Меркель и Николя Саркози, которых спросили, обсуждали ли они реформы с Берлускони. Немецкие и французские лидеры обменялись многозначительными взглядами и рассмеялись. Но не Меркель и Саркози убили Берлускони, это сделали международные рынки. Уверенность в Италии достигла точки замерзания.
На прощание он оставил Италию еще более глубоко разделенной страной. Ксенофобская, а затем сепаратистская «Лига Севера» уже входила в самое первое правительство Берлускони и останется его важным союзником на долгие годы. Во время правления Берлускони нелегальная иммиграция и преступность часто были связаны. С Берлускони в качестве премьер-министра Италия перехватила людей в лодках и вернула их в Ливию, страну с абсолютно черным послужным списком прав человека уже тогда. Италия была осуждена Европейским судом по правам человека в 2012 году.
Но в самой Италии Берлускони многое сходило с рук, потому что он говорил «на языке народа». Это стало его домашним стилем за много лет до того, как другие политики-популисты, такие как Маттео Сальвини, скопировали этот стиль. Миллионы итальянцев — молодых и старых, мужчин и женщин — обожали Кавальери и подражали ему. Секс вечеринки? Да что вы, на самом деле это были «галантные ужины» с музыкой, хорошей едой и хорошим вином. Тот, кто не мог смеяться над его непристойными «шутками», не имел чувства юмора. А годы его юридических неурядиц свелись к «крестовым походам судей-коммунистов», раздутым пособницей, «левой» прессой.
Все это звучит так, будто речь идет о ком-то другом? В 2016 году Берлускони дал всем за пределами Италии руководство по пониманию победы Дональда Трампа. Берлускони был Трампом до Дональда Трампа. И он был им более чем двадцатью годами ранее. У Америки и Италии есть кое-что общее. Итальянцы никогда не переставали мечтать об Америке. Политический стиль Берлускони был американским. И в годы своей активной политической деятельности он сделал все возможное для преобразования многопартийной системы Италии в двухпартийную систему с двумя полюсами, одним правоцентристским и одним левоцентристским блоком — по американскому образцу.
С другой стороны, Италия также привлекает многих американцев. В 2006 году американский журналист Александр Стилл написал «Взятие Рима» — авторитетную биографию угрозы Берлускони итальянской демократии. «История Берлускони — одно из величайших политических приключений конца двадцатого века, ошеломляющий пример того, что происходит, когда средства массовой информации, деньги и политика объединяют усилия в обществе, в котором практически нет правил», — написал Стилле.
Берлускони в самом начале своей карьеры понял: тот, кто контролирует телевидение, становится чрезвычайно могущественным. Сегодня семья Берлускони по-прежнему имеет значительный контроль над Mediaset, крупнейшей коммерческой телевизионной сетью Италии, газетой и рупором Берлускони Il Giornale, а также Mondadori, крупнейшим издательским домом. А когда он был премьер-министром, Берлускони также оказывал влияние на общественную телерадиовещательную компанию Rai.
Не очень чистые руки
Когда Берлускони пришёл в политику, Италия всё ещё переживала последствия драматического 1992 года. После кровавых нападений мафии на Джованни Фальконе и Паоло Борселлино, двух ведущих сицилийских следственных судей, итальянцы опасались, что их страна превращантся в криминальное государство. В том же году судебное расследование Мани Пулите, операция «Чистые руки», выявила коррумпированные связи между политическими партиями и корпоративным миром. Избиратели вырвали традиционные партии, а Христианско-демократическая партия вообще исчезла с политической сцены. Одним махом лишилась политической поддержки и сицилийская мафия Коза Ностра.
Берлускони был готов заполнить вакуум власти. Он обратился к той последней капле патриотизма, которая еще была у итальянцев: к футболу. В 1993 году хороший друг и деловой партнер Берлускони, сицилиец Марчелло Дель'Утри, стал соучредителем партии Forza Italia (после футбольного крика «Hup, Италия!», которым загорелась национальная сборная). Это оказалось мастерским ходом: несколько месяцев спустя, в 1994 году, Берлускони победил на выборах. Делл'Утри имеет сильный запах. Но, несмотря на его осуждение за связи с сицилийской мафией, Делл'Утри всегда оставался союзником и доверенным лицом Берлускони.
Мафия даже проникла в дом Берлускони. Печально известен эпизод о Витторио Мангано, известном сицилийском мафиозо, которого Делл'Утри завербовал в 1974 году для защиты детей Берлускони, когда другой клан угрожал их похитить.
Берлускони уже некоторое время был известен темными кругами власти в Италии. Propaganda Due или просто «P2» была секретной ложей, в рядах которой были министры, члены парламента, банкиры, руководители секретных служб и предприниматели. P2 обнаружилась в 1981 году и подозревалась в заговоре против государства. Берлускони был её членом. Но когда открытие P2 вызвало оползень в Италии, он ничтоже сумняшеся заявил, что его членский билет мог быть отправлен ему «без его ведома».
Утверждение, что он поднялся на вершину бизнеса и политики «самим своим ходом», также было ложью. В конце 1970-х и начале 1980-х годов Берлускони во многом полагался на свою дружбу с Беттино Кракси, восходящим лидером Итальянской социалистической партии, который впоследствии стал премьер-министром. На этом этапе создания своей медиа-империи Берлускони занимал огромные суммы денег в банках, контролируемых Социалистической партией. Правые политические взгляды Берлускони не помешали тесной дружбе с Кракси. Помимо дружбы, у них также было много юридических проблем.
Руби «Похитительница сердец»
Берлускони сказал своим избирателям, что как политический лидер он хочет «спасти страну». Но, оказавшись у власти, личные интересы взяли верх. Печальную известность получили заказные законы. Одни бухгалтерские преступления вдруг оказались ненаказуемыми, другим дали гораздо более короткий срок давности. Низшая точка этой парламентской настройки вращалась вокруг марокканской проститутки и танцовщицы Каримы эль-Маруг по прозвищу «Руби де Хартендиф». Когда Руби, которая была постоянным гостем секс-вечеринок Берлускони, была арестована за кражу, тогдашний премьер-министр, чтобы уберечь её от тюрьмы, скормил полиции ложь о том, что она племянница президента Египта Хосни Мубарака. По словам Берлускони, её арест может спровоцировать дипломатический скандал с Египтом.
В судебном расследовании дела Руби обвинение в злоупотреблении властью перевесило обвинение в том, что Берлускони платил за секс с марокканкой, когда та была еще несовершеннолетней. Депутаты Берлускони были вызваны, чтобы спасти его. Палата представителей примет — и приняла — предложение о том, что Берлускони действительно считал Руби племянницей Мубарака и действовал как премьер-министр, оказывая давление на полицию. Его окончательный оправдательный приговор по делу Руби превзошел самые смелые мечты Берлускони.
Как и Дональд Трамп, Берлускони усердно работал над контурами демократии, ставил свои интересы выше интересов страны и равнялся на таких автократов, как Владимир Путин, которого Берлускони даже назвал другом во время войны на Украине. Но есть важные отличия. Италия менее важна на международном уровне, чем США. И, несмотря на свои многочисленные недостатки, Берлускони никогда не подстрекал своих сторонников к штурму парламента.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)