Мы можем обнаружить, что зашли слишком далеко — только после того, как окажемся в прямом конфликте с Москвой, а не раньше, пишут в онлайн-журнале американского Института ответственного государственного управления Куинси Responsible Statecraft Джордж Биби и Сюзанна Лофтус.
Какие действия США на Украине могут спровоцировать прямое нападение России на США или их союзников? Это критический вопрос, поскольку неправильный ответ может привести к эскалации спирали, ведущей к ядерной войне. Мало кто станет спорить с тем, что нет более важного императива безопасности США, чем предотвращение Армагеддона.
Для многих в администрации Байдена лучший способ найти ответ на этот вопрос — поэкспериментировать. Со временем Вашингтон постепенно повышал сложность и смертоносность оружия, которое он поставляет Украине, оценивая с каждой отдельной новой поставкой, будет ли какое-либо возмездие России направлено на Запад.
По мере того как американская помощь перешла от противотанковых средств к танкам M1A1 Abrams и от управляемых с плеча зенитно-ракетных комплексов к батареям ПВО Patriot, администрация Байдена все больше убеждалась в том, что кремлевские «красные линии» на Украине не так же резко прорисованы, как когда-то боялись. Несмотря на свою угрожающую риторику, Россия не проявляет никакого стремления к прямой конфронтации с НАТО. Согласно недавнему сообщению Washington Post, госсекретарь Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан пришли к выводу, что преимущества все более смелой американской военной поддержки Украины перевешивают потенциальные риски. Эта растущая уверенность побудила Байдена отказаться от своих предыдущих отказов предоставить истребители F-16.
Многим наблюдателям такой пошаговый подход к проверке пределов российской терпимости кажется достаточно осторожным. Но он страдает потенциально фатальным недостатком. Красные линии нации – те, ради защиты которых она пойдет на войну – не всегда статичны. Они могут меняться со временем, в зависимости от меняющейся военной удачи и внутриполитического давления в данный момент. Действия противника, которые могут быть терпимы при одних обстоятельствах, могут стать совершенно невыносимыми при других. Скорее всего, мы обнаружим, что зашли слишком далеко, только после того, как окажемся в прямой конфронтации с Россией, а не раньше.
Успех осторожного приближения к российским красным чертам также зависит от переменной, которую мы лишь слабо контролируем: собственных военных действий Украины. Несмотря на неоднократные предостережения США против прямых нападений на Россию, украинцы начали наносить удары по территории России с помощью беспилотников и наземных вторжений, в некоторых случаях используя оружие, поставленное НАТО. Благодаря ракетам большей дальности Storm Shadow, которые недавно предоставила Великобритания, не говоря уже о готовящихся истребителях F-16, Украина получит еще больше возможностей для нанесения ударов через границу России.
Хотя у Соединенных Штатов есть веские причины избегать прямого участия в войне против России, украинцы вполне могут полагать, что втягивание Москвы в столкновение с американскими военными — их лучшая надежда на победу. Американский подход к предотвращению эскалации, основанный на жесткой украинской дисциплине, выглядит все более неразумным.
Как может выглядеть российская эскалация? К счастью, она, вероятно, не начнется с применения тактического ядерного оружия. Более широкая геополитическая стратегия Путина во многом зависит от обхаживания Китая, Индии, Бразилии и других незападных игроков. Превентивное пересечение ядерного порога вызвало бы почти всеобщее осуждение, сделав Россию фактически изгоем на международном уровне.
Но у Москвы есть ряд вариантов, кроме упреждающего ядерного удара, который, тем не менее, нанесет серьезный ущерб Соединенным Штатам и НАТО. Большая часть военных усилий Украины зависит от американских космических систем связи, разведки и наведения, которые уязвимы для российских атак. Россия подчеркнула эту способность в ноябре 2021 года, когда уничтожила один из своих собственных орбитальных спутников с помощью ракеты-перехватчика наземного базирования — демонстрация, которая почти наверняка была задумана как предупреждение Соединенным Штатам в связи с ростом напряженности вокруг Украины. Хотя Москва ожидает взаимности со стороны Запада, Россия гораздо меньше зависит от космических систем, чем Соединенные Штаты.
Мало оснований для уверенности в том, что Вашингтон или Москва смогут сдержать возникший кризис. Уровень доверия между двумя правительствами находится на рекордно низком уровне. Путин находится под растущим давлением со стороны критиков-националистов, которые утверждают, что его неспособность нанести ответный удар по Западу только поощряет более угрожающую военную поддержку Украины. Стратегия Кремля на истощение, заключающаяся в постепенном ослаблении способности Украины к войне, была разработана для достижения победы без прямого столкновения с НАТО, но это зависит от терпения российского народа, которое может иссякнуть, если Украина продолжит наносить удары по территории России.
В свою очередь, Байден сталкивается с давлением со стороны вашингтонских ястребов и восточноевропейских союзников, убежденных, что противодействие Москве приведет к уступкам России, а не к эскалации.
В этом контексте экспериментальный подход к проверке красных линий России — это формула расползания миссии и спирали войны между двумя крупнейшими ядерными державами мира. Следует напомнить, что российское вторжение началось примерно через два месяца после того, как Байден заявил на лужайке Белого дома в декабре 2021 года, что не будет «принимать ничьих красных линий», а впоследствии Вашингтон отклонил требование Путина отказаться от членства Украины в НАТО. Вторжением Путин уже продемонстрировал готовность поддержать риторику силой, даже если он до сих пор воздерживался от прямого нападения на НАТО.
Вместо того, чтобы выяснять, что нам может сойти с рук на Украине, нам следует сосредоточиться на том, что жизненно важно для национальной безопасности Америки. Предотвращение эскалации в прямую войну с Россией, безусловно, является нашим самым важным интересом. Обеспечение того, чтобы Россия не подчинила себе вновь Украину, важно и достижимо без предоставления Украине новых, потенциально провокационных наступательных возможностей.
Напротив, предоставление Украине возможности вернуть Крым, судебное преследование российских лидеров за военные преступления и ослабление российских вооруженных сил могут быть желательными абстрактно, но эти цели касаются безопасности Америки, и стремление к их достижению неизбежно увеличит риск эскалации.
Вашингтон может полагать, что проверка аппетита России к войне с Соединенными Штатами является разумной политикой. Но у нас есть лучшие варианты. Сейчас самое время совместить взвешенную оборонительную поддержку Украины с дипломатическим наступлением, чтобы положить конец боевым действиям до того, как они выйдут из-под нашего контроля. Американский народ должен настаивать на этом.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Оригинал.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)