Многие думают, что креативное пространство – что-то из области культуры и обязательно существует за счет грантов, но между культурно-образовательными проектами и креативными индустриями – огромная разница, и прежде всего она заключается в том, что в последнем случае есть коммерческий продукт, а значит и бизнес-модель.
Все пространства бренда Флакон коммерчески самостоятельны и существуют благодаря выручке и удачной бизнес-модели. Если вы планируете создать креативное пространство на невосторебованных квадратных метрах своей недвижимости или взять для этого объект в аренду, тщательно продумайте, как будет строиться выручка вашего проекта.
Не забудьте подписаться на канал, мы делимся самой полезной информацией о развитии креативных проектов ❤️
1. Арендные платежи
Да, у нас нет арендаторов, мы их называем резидентами, а все потому что в понятие "Резидент" мы закладываем больший смысл. Наши резиденты участвуют в жизни объекта, проводят события, мы вместе стремимся к синергии в трафике локации, в маркетинге и развитии. Вместе с резидентами мы создаем коммьюнити для обмена опытом, коллабораций и поддержки. Хорошо, если этот источник доходов составляет 30-40% от выручки.
2. Собственные события креативного пространства
Сюда мы относим проданные билеты с организованных нами событий – фестивалей, концертов, ярмарок, лекций, мастер-классов. Когда мы говорим именно о формате пространства (до 2000 кв.м.) этот показатель считается отличным, если составляет 20-30% от выручки. Собственные события для нас – это маркетинг места, так что, когда получается зарабатывать на событиях при этом привлекая трафик, отдел маркетинга окупает сам себя. К этому нужно стремиться.
3. Сервисы креативного пространства
Сервисы – это не просто повесить обьявление на туалет "20р.", а мы встречали и такое. Сервисы – это дополненная ценность - клининг для резидентов, незакрепленные места в коворкинге, аренда мастерской для детского праздника и так далее. Здесь важно понять, какие сервисы и сценарии могут потребоваться именно вашей аудитории. Иногда серисы могут приносить вам до 30% выручки, но в наших пространствах пока получается 10-15%
4. Юниты и собственные продукты
Юнит-экономика отлично помогает вырастить доходы креативному пространству. Мы тестируем разные подходы и продукты, например сделали собственную кофейню в дизайн-резиденции Flacon1170 и вырастили доход с 20 кв. м. с 15 тыс. до 170 тыс., это ли не отличный эксперимент? В дизайн-резиденции Гумбиннен мы открыли собственную гончарную мастерскую, добавив почти 30% к выручке! Да, одной команде делать сложно, но привлекая специалистов и новые компетенции можно отлично перевернуть выручку.
5. Мерч и сувениры креативного пространства
Мерч и сувениры отлично продаются, если в городе много туристов или пространство действительно стало брендом, с которым аудитории хочется себя соотносить. Мерч не должен быть футболкой с принтом, напечатанным в ближайшей типографии, цените и уважайте вкусы аудитории. Предлагая необычные сувениры можно здорово усилить выручку на 5-10%, а кроме того усилить ваш визуальный стиль бренда. Вот пример разработанного нашей командой и парфюмерами "Аромата дизайна" – диффузора для дома в флаконах, которые когда-то производились на дизайн-заводе Флакон. История, аутентичность и замысел – все четко отражает нашу команду и историю.
6. Рекламные активации и коллаборации в креативном пространстве
Когда у вас наберется достаточное количества аудитории в социальных сетях и трафика площадки, можно выходить на крупные локальные бренды или прицелиться на федеральные, чтобы сделать коллаборации. Иногда такие коллборации достигают месячной выручки объекта, а иногда могут просто принести новые возможности – например, крутые брендированные зоны там, где не хватало на ремонт или сильнейший PR. Заполучить коллаборацию сложно, есть множество деталей, подробнее мы говорим о них на наших выездных кампусах Flacon Academy и корпоративных курсах.
7. Партнерские события
Если у вас есть зал и оборудование для событий, а коньюктура рынка живая и экономика на подъеме – число событий, как правило, огромно. Партнерские события составляют до 30% выручки на многих наших объектах с площадкой. Семинары, нетворкинги, тренинги, квизы – востребованные форматы, предложите им ваш зал. Кстати, в некоторых пространствах мы идем дальше и делаем площадку для спортивных занятий – йоги и танцам.
8. Спонсоры, меценаты
Наши объекты не работают со спонсорами, только инвесторами, но есть много примеров частных музеев, культурных пространств, которые финансируются спонсорами – предпринимателями, крупными компаниями региона и т.д. Такой формат хорош, когда пространство изначально создано с целью культурного просвещения и не может зарабатывать на своей деятельности столько, чтобы покрыть расходы на команду, аренду и др.
9. Гранты
Сложно назвать грант источником дохода, но тем не менее гранты отлично могут усилить креативное простарнство. Вы можете подать грант на проведение фестиваля – и это даст возможность сделать его масштабнее и пригласить именитых спикеров или артистов. Получить грант на оборудование для гончарной мастерской – отлично, ведь самостоятельно приобрести его очень дорого, а в конечном итоге у вас будет мастерская с доходом.
10. Подписки
Подписки – интересный инструмент не только дополнительного дохода, но и удержания аудитории. Сюда можно отнести абонементы на коворкинг, абонементы на кофе, лекции, а может быть доступ к закрытой информации в вашем блоге – если вы делаете образовательный контент со спикерами на платформах. В любом случае, развивать такой источник сложно, но если ваше пространство развивается в концепции edutaiment – это логичный шаг. В пространствах Флакон мы используем абонементы на коворкинг и события – это отличные 3-5% в составе выручке, крепкие и предсказуемые.
Будем благодарны вашему лайку – это стимулирует раскрывать больше ценного опыта в управлении креативными пространствами ❤️
А если есть вопросы о бизнес-модели – обязательно пишите в комментарии!