Нам нет еще 2 лет, но мы смотрим информацию по развитию и воспитанию чуть-чуть вперед. Третий год жизни — год завершения раннего детства, ясельного возраста. Это период физического укрепления, быстрого развития психики и формирования основных черт личности ребенка. За третий год длина тела к концу года достигает у мальчиков 91 — 101 см, у девочек — 91-99см. Прибавка в массе на третьем году — около 2,5 кг. Средняя масса в три года мальчиков — 14,5 — 15,5 кг, девочек —13,8 - 15,8 кг. Изменяются пропорции тела за счет ускоренного роста конечностей, особенно ног. Меняется осанка. Дети становятся стройнее. Более богатой и выразительной становится мимика.
Ранее считалось, что на третьем году жизни малыш болеет
основными детскими инфекциями. Многолетняя прививочная работа привела к ликвидации или резкому снижению наиболее тяжёлых детских инфекций. К третьему году жизни у ребенка 20 молочных зубов. Имеется полный набор зубов для откусывания, размельчения и разжевывания пищи. Молочные зубы нуждаются в тщательном уходе. Эмаль их тонкая, поэтому они довольно легко портятся, разрушаются и без лечения могут превратиться в очаг хронической инфекции. К сожалению, родители легко относятся к разрушению молочных зубов, ошибочно полагая, что на смену им придут крепкие постоянные зубы. Но это не так. Поврежденные кариесом молочные зубы отрицательно влияют на формирование зубных зачатков постоянных зубов. Трехлетнего ребенка уже надо показывать стоматологу, даже если нет жалоб на зубную боль. И в последующем это делается каждое полугодие. Тем более что у ряда детей в силу различных причин (рахит нарушение деятельности эндокринной и центральной нервной систем, воспалительные и инфекционные заболевания, гипертрофия небных миндалин, аденоиды) развивается неправильный прикус. Формированию его способствуют такие вредные привычки, как сосание пальца, прикусывание верхней или нижней губы, а также неправильное положение ребенка вовремя сна (лицом «вниз», постоянно на одном и том же боку). Деформация прикуса может сформироваться к 2-2.5 годам. Ее лечение следует начинать как можно раньше, для чего необходимо своевременно обратиться в детскую стоматологическую поликлинику, врачи-специалисты которой порекомендуют комплекс специальных упражнений для развития мышц нижней челюсти и обучат проведению, а при необходимости исправят прикус при помощи специальных съемных и несъемных ортопедических аппаратов.
Среди пищевых продуктов есть друзья и враги зубов. Друзья — это сырые овощи и твердые фрукты. При их жевании очищается эмаль, укрепляются десны, улучшается кровообращение зубов, правильно формируется костная основа челюстей. Враги — сладости и мучные изделия.
Крошки их — отличная питательная среда для микробов, разрушающих зубную эмаль. Поэтому, если ребенок не полощет рот после еды, не чистит зубы на ночь, он наверняка не сохранит в целости свои молочные, а затем и постоянные зубы.
Для детей выпускаются специальные гигиенические зубные пасты, а также лечебно-профилактические, содержащие комплексы противокариозных компонентов, обладающие противовоспалительным действием, уменьшающие кровоточивость и воспаление десен. Все детские зубные пасты отличаются приятными вкусовыми качествами и привлекательным внешним видом.
На третьем году жизни заметно нарастает качественная сторона изменений органов и систем ребенка. Ускоренно (а иногда и чрезмерно) развивается лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость к различным инфекциям.
Совершенствуются функции всех органов, что делает ребенка
физически более выносливым. Прежде всего, увеличивается предел
работоспособности нервной системы. Трехлетний ребенок может
уже бодрствовать без утомления 6—6,5 часов. Высокие темпы развития головного мозга позволяют ему легко концентрировать нервное возбуждение, заниматься одной игрушкой, одним делом до 20 минут. Малыш приобретает способность сдерживаться, не плакать, даже если ему больно.
Увлекшись игрой, может забыть о желании есть. Однако долго длиться эти состояния не могут, так как труднее всего ребенку в этом возрасте дается ожидание или вынужденное безделье. Поэтому и не очень длительное ожидание часто заканчивается капризами.
На третьем году жизни решающее значение в развитии психики имеют воспитательные мероприятия, направленные на совершенствование психики и физических действий.
Условно-рефлекторные связи в этом возрасте формируются намного быстрее. Достаточно уже 1—2 объяснений или показов для того, чтобы ребенок запомнил новые слова, новое правило. Легче приспосабливается малыш и к меняющимся условиям. В этот период начинают формироваться понятия «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому следует и на эту сторону воспитания обращать особое внимание. Для закрепления таких познаний используются поощрения и наказания.
В связи с развитием воображения становятся разнообразнее сюжетные игры. Одна и та же игрушка в представлении ребенка может иметь много функциональных назначений. Кубик может быть и строительным материалом, и транспортным средством, и мебелью, и даже солдатом.
Игры, как и другие виды самостоятельной деятельности ребенка, являются в этом возрасте основным средством умственного и нравственного воспитания. Их следует всячески поощрять, создавать условия, покупать игрушки, пособия. Играя, малыш получает знания о предметах, их свойствах, в игре развивается внимание, память, воображение, мышление, создаются возможности воспитания нравственных качеств личности малыша. В процессе игры, дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, умения, учатся добиваться поставленной цели.
К 3 годам восприятие малыша становится все более тонким и точным. Он хорошо дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии, различает ритм музыки, получает первые числовые представления (много, мало), хорошо разбирается в понятиях далеко и близко, отличает предметы по цвету, величине, отдельным их внешним признакам. Может различать предметы на ощупь, не глядя. Нарастают объем и качественная характеристика памяти. Ребенок помнит не только то, что было накануне, но и события, происшедшие несколько месяцев назад.
Быстро развивается фразовая речь, а с нею и мышление. При построении новых фраз иногда возникают забавные грамматические курьезы, которые обычно долго сохраняются в памяти родителей.
В становлении и развитии фразовой речи у детей этого возраста играет роль пол (девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики), течение периода самого раннего детства, состояние при рождении, среда, в которой они воспитываются.
Имеют значение темпы созревания коры головного мозга. В общем, созревание нервных клеток в речевых областях коры завершается в основном к двухлетнему возрасту, но тонкое строение коры совершенствуется на протяжении еще многих лет. Поэтому возможности развития речи и отвлеченного словесного мышления определяются высоким развитием мозга.
Медленное формирование речевой функции связано с медленным ее созреванием. Во всяком случае, если малыш хорошо слышит и понимает речь взрослых, жестами и мимикой пытается выразить то. Что у него не совсем четко получается словами, то нет особых оснований для волнений. Он начнет говорить чуть позже. И лишь при резком искажении слов (к трем годам дети должны говорить правильно) ребенка необходимо проконсультировать у специалиста — логопеда.
На третьем году жизни появляются новые виды деятельности.
Малыш уже не играет с карандашами, как с палочками, а начинает ими рисовать. Рисование становится доступным ему к концу второго года жизни. Оно учит ребенка определять и передавать контуры предметов, их детали, располагать вещи в пространстве.
Начинать рисовать лучше фломастерами. Использование их не требует больших усилий, что очень важно, так как руки у малыша ещё слабы и быстро устают. Рисунок фломастерами получается ярким, привлекательным, что нравится детям. Красками тоже рисовать легче, чем карандашами. Пробуйте! Приглядывайте за юными художниками, иначе любимые обои и мебель превратятся в новый шедевр произведения искусства.
С трёх лет показан и такой новый вид деятельности, как лепка. В процессе лепки у детей развиваются глазомер и двигательно-осязательные ощущения. Начинать лепить лучше из глины, пластилина. Ребенку необходимо показывать, как правильно пользоваться карандашом, фломастером, материалом для лепки. Как рисование, так и лепка привлекательны для малыша, но не просты. Целесообразно прерывать физкультминуткой, во время которой нужно несколько минут походить по комнате, затем сделать упражнения типа потягивай с подниманием рук вверх и глубоким вдохом, повороты и наклоны туловища, упражнения для ног (приседание или маховые движения), в заключение опять дыхательные упражнения. Каждое движение, в зависимости от трудности, повторяется 4- 6 раз. Рисование и лепка способствуют укреплению кисти и пальцев
более четким координированным движениям. Это позволяет обращать внимание на воспитание навыков самообслуживания. Дети уже в состоянии расстегивать и застегивать пуговицы, пояса, зашнуровывать обувь, убирать свою посуду и пытаться мыть ее, самостоятельно пользоваться горшком.
Ребят очень привлекают трудовые действия взрослых. В это время легко закладываются основы трудового воспитания. На трудовом воспитании детей, как обязательном условии правильного формирования личности. Посильный труд не только не вредит здоровью ребенка, но и необходим для его правильного развития. Малыши в этом возрасте с удовольствием поливают цветы, приносят вещи, если попросить.
Ребенок хочет действовать сам, его не устраивает прежнее положение, когда все для него делали родители, хотя он и теперь без них обойтись еще не может. И родителям необходимо перестроить свои отношения с малышом, делать все не для него и за него, а вместе с ним, показывая ему как выполняется, то или иное действие. Ребёнок третьего года должен уметь умываться без помощи, но под наблюдением взрослого (t не ниже 18).
В трудовом воспитании ребёнка существенное значение имеет поведение взрослых, которые должны поощрять его стремление принимать участие в домашних делах. Надо учитывать возрастные возможности малыша, терпеливо относиться к результатам его труда, а главное, помнить,что это идеальное время для выработки трудолюбия. Если упустить это время, то потом потребуется много усилий и эмоций для привлечения ребёнка к посильной помощи взрослым.
Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Эти возрастные интервалы нельзя упускать. Если ребенок до 3 лет не усваивает речь, а обучение его начнется после этого срока, то оно проходит с трудом и без того успеха, который бывает в более раннем возрасте.
То же можно сказать и об отношении родителей к бесчисленным вопросам ребенка. Интерес его к окружающему следует удовлетворять на каждом шагу: помочь заметить новые предметы, показать их, назвать. Иногда дети бывают очень назойливы. Они задают бесконечные вопросы, требуют внимания к себе как раз тогда, когда родители заняты. Но никогда не следует отмахиваться от ребенка. Если нет возможности ответить на вопросы малыша сразу, нужно уговорить его подождать немного, а освободившись, разрешить все интересующее ребенка. Ответы на вопросы не только помогают познавать мир, но и формируют отношение к нему и даже личность ребенка.
Темпы умственного развития детей неодинаковы. Некоторые из
них развиваются очень быстро в первые годы, намного опережая сверстников. И тогда родители теряются, не знают, как поступить — затормозить развитие, чтобы оно не повлияло на состояние здоровья, или, наоборот, поощрять его. Жизнь показывает, что раннее развитие чаще всего не является показателем будущей необычайной одаренности. С годами темпы развития снижаются и ребенок сравнивается со сверстниками.
Вопросам физического воспитания необходимо уделять столько
же внимания, как и в предыдущие годы. Это в первую очередь
относится к гимнастическим упражнениям. Занятия рекомендуется начинать с различных дыхательных движений, связанных с разведением рук в стороны или поднятием их вверх на вдохе и с обхватыванием руками плеч или опусканием их вниз на выдохе.
Честно скажу, мы специальную гимнастику не делаем, дочка подвижная. Если есть масса свободного времени, то конечно, обязательно надо заниматься. Всё лучшее для здоровья и развития детей! Бег трусцой (60 метров), бодрая ходьба (30 метров) завершаются повторением дыхательных упражнений. Последние выполняются и через 1-2 гимнастических упражнения. Это связано с возрастанием физической нагрузки и необходимостью кратковременного отдыха.
Перешагивания через препятствия усложняются сначала большей их высотой, затем последовательным расположением и применением чередующегося шага.
Новым является упражнение «пружинка». Присевший ребенок подымает вверх руки, которые взрослый держит за кисти. По команде малыш выпрыгивает вверх с помощью взрослого и мягко опускается на ноги в исходное положение.
Влезание на ящик или скамейку высотой 20 см и слезание
с них без помощи рук - следующее новое упражнение. После овладения этим действием можно учить ребенка, лежащего на спине, садиться без помощи рук. Ребенок может выполнить это упражнение лишь при условии фиксирования его голеней рукой взрослого.
Упражнения для мышц туловища по правилу рассеянной нагрузки сменяются бросанием мяча двумя руками от груди из-за головы. Удар по мячу носком ноги поочередно (правая и левая) перенесёт нагрузку на мышцы нижних конечностей. Завершают занятия бег, энергичная ходьба и водные процедуры.
Физическая нагрузка не должна быть как лёгкой, так и чрезмерной. Степень её воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятий должна быть в пределах 10 ударов. Если она больше — нагрузка чрезмерна. Не изменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки. Научными исследованиями установлено, что ребенок второго года должен активно двигаться 70 % времени бодрствования, третьего года —60 %.
Подвижные игры в помещении и на свежем воздухе — обязательный элемент физического воспитания. В них воспитываются основные физические качества (сила, быстрота, выносливость), совершенствуются разнообразнейшие умения и навыки.
Подвижные игры важны и как процесс коллективного общения
детей, социальной их адаптации. Совместные подвижные игры дисциплинируют ребенка, учат его подчинять свои желания интересам коллектива. Они способствуют спокойному, уравновешенному поведению, улучшают обмен веществ и укрепляют здоровье. Эту же цель преследуют и закаливающие процедуры. С возрастом они усложняются, разнообразятся и изменяются по силе своего воздействия на организм. Солнце, воздух, вода и движения – главные факторы закаливания в этом периоде. Выраженный положительный эффект закаливающие процедуры дают при соблюдении следующих правил:
1. Строго учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для вялых детей нужны бодрящие ванны, одежда полегче, а для легко возбудимых, наоборот, более теплая вода и большая длительность процедуры.
2.Сила раздражающего воздействия (температура воздуха и
воды, длительность процедуры) должна постепенно увеличиваться. Резкое увеличение продолжительности воздушных и солнечных ванн или быстрые перепады в температуре могут приводить к самым неожиданным последствиям, вплоть до заболевания.
3. Закаливающие процедуры должны проводиться без перерыва во все времена года. Перерыв в 2—3 недели, как правило, уничтожает все достигнутое в закаливании, и приходится начинать сначала, с исходных позиций. Это в одинаковой мере относится как к детям, у которых перерыв в проведении закаливающих процедур был связан с перенесенным заболеванием, так и к тем здоровым ребятам, у которых ломка режима закаливания произошла по случайным причинам.
4. Все закаливающие мероприятия должны проводиться занимательно, на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка. Подбираются они родителями и участковым врачом конкретно под каждого ребёнка.
5. При проведении закаливания лучше использовать несколько физических агентов: холод, тепло, механическое воздействие воздуха, воды, облучение видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами.
6. Чтобы не закреплять узкие стереотипы закаленности только к одному диапазону перепадов температур, в процессе закаливания следует приучать ребенка к различным по силе и продолжительности раздражителям, например к охлаждению — слабому и сильному, быстрому и замедленному, а также среднему по силе и времени воздействия.
7.Оптимальная устойчивость ребенка создается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местными, направленными на наиболее чувствительные к воздействию холода области (носоглотка, стопы, поясница).
8. Выполнять закаливающие процедуры полезно при разных условиях теплопродукции организма, чтобы повысить его устойчивость к температурным факторам не только в состоянии покоя, но и при различной двигательной активности.
9. Необходимо учитывать предшествующую деятельность: уменьшить дозу охлаждения после физических и эмоционально-психических нагрузок, других необычных раздражителей, так как последние негативно влияют на термовыносливость.
Все закаливающие процедуры можно начинать только в том случае, если ребенок здоров. При отклонениях воспалительного характера со стороны носоглотки или других органов и систем необходимо провести их лечение. Первоначально целесообразно приучать детей к местным закаливающим процедурам, а затем — к общим. При закаливании ослабленных детей сила охлаждающего воздействия должна быть слабее.
В качестве примера приводим одну из схем закаливания ребенка на третьем году жизни.
Температура воздуха в комнате — 18—20°. Воздушная ванна сочетается с утренней гимнастикой. Малыш одет в тапочки, трусы и майку.
Умывание прохладной водой рук до локтя, лица, шеи и верхней части груди. Прогулка и подвижные игры на воздухе 2 раза в день при температуре не ниже минус 10°. В теплое время года дневной сон на свежем воздухе. Допустимы солнечные ванны продолжительностью от 5 до 10 минут 2 раза в день (с 10 до 12 и с 15 до 17 часов). Водные процедуры (обливание или душ) с постепенным снижением температуры воды от 34 до 26°. Снижается температура воды на 1° каждую неделю. Обливание ног все более холодной водой — от 30 до 20°, правила снижения температуры воды те же. Обливать ноги водой надо поочередно. Пока одна нога обливается, другая одета и в обуви. Обмытую ногу вытирают, одевают и только после этого проводят обливание другой ноги. Такая методика позволяет избежать случайной простуды.
Гигиеническая ванна с температурой воды 36° завершается
обливанием водой с температурой 34°. Купание в реке, озере, море
разрешается детям после 2 лет один раз в день, если температура воздуха не менее 25 , воды — не ниже 23°, а погода безветренная. Продолжительность купания — до 5 минут. Глубина воды не должна быть выше, чем по пояс малышу. В купании ребенка в открытом водоеме должен непосредственно участвовать взрослый. После купания малышу надо надеть белую панамку и следить, чтобы пребывание его на солнце не затянулось. Для пребывания ребенка на пляже часто приобретается и
используется пляжная обувь. Эта обувь, удобная для пляжа, не должна использоваться не по назначению, так как плоская подошва резко повышает нагрузку на еще недостаточно окрепший свод стопы, может повлечь расслабление связочного аппарата и развитие плоскостопия.
Хорошая закаливающая процедура — ходьба босиком. Приучать к ней ребенка надо постепенно. Сначала можно разрешить ему походить в теплом помещении по ковру, затем в носочках по полу и только после этого пустить на пол босиком. В летнее время малыш сможет ходить босиком по теплому песку, траве. Однако постоянное хождение босиком, так же как и в мягких тапочках без каблука, опасно из-за возможности развития плоскостопия.
К закаливающим мероприятиям можно отнести игру с водой. Длительность такой игры не должна превышать 15-20 минут при температуре воды в тазу 28 градусов. Разрешается её повторять 2-3 раза в день.
Закаливающий эффект дает пребывание в облегченной одежде, умывание прохладной водой, местные водные процедуры. Очень эффективны контрастные обливания ног попеременно то теплой, то холодной водой. Обливают обычно стопу и 2/3 голени сначала 6—8 секунд водой с температурой 38°, затем 3- 4 секунды водой с температурой 18°, часто болеющим, незакаленным — 28. При обливании ног крепким детям воду чередуют 4 раза (38° — 18° — 38° - 18°), а ослабленным, часто болеющим — 3 раза (38° — 28° — 38°). После обливания ноги растирают до легкого покраснения. Средства закаливания детей доступны каждой семье.
После двух с половиной лет целесообразно приучить ребенка
умываться холодной водой из-под крана. Для этого он сам
должен поставить перед раковиной стульчик, залезть на него, засучить рукава, смочив руки, тщательно их намылить, потереть каждый палец, обмыть водой и вытереть своим индивидуальным полотенцем, подвешенным на такой высоте, чтобы малыш без труда мог достать. Порядок действий при умывании сначала следует несколько раз показать, чтобы ребенок его заучил, в последующем проконтролировать, как он усвоил его и не нарушает ли в ходе умывания.
К трем годам возникает половое любопытство, выражающееся в желании разглядывать и ощупывать свои половые органы. Любопытство к половым вопросам - это обычное явление, основывающееся на стремлении к всеобщему познанию. Поэтому естественно, что дошкольники, даже младшие, нередко задают вопросы родителям о половых различиях, да и о том как появляются дети. Уходить от ответов на эти вопросы нельзя, хотя и отвечать на них нелегко. Здесь требуется большой такт. Удовлетворить
любопытство ребенка лучше в доверительной беседе, дав ему правдивую частичную информацию в упрощенном виде.
На третьем году жизни функциональные возможности ребенка не только возрастают, но и совершенствуются. Пищеварение становится изменчивым. Оно может то ускоряться, то замедляться. Отсюда склонность к худобе или полноте, колебания в аппетите, наклонность к запорам или послаблению стула. Завершение формирования молочных зубов и укреплению жевательной мускулатуры позволяют тщательно пережевывать пищу. Продолжает нарастать емкость желудка, в связи с чем отпадает необходимость в строгом регламентировании количества пищи как на одно кормление, так и на сутки.
В этом возрасте малышу на сутки дается до 1.5 л пищи, в том числе на завтрак горячего блюда - 200 г., чая или молока - 200 г., на обед первого блюда - 150 г., второго порционного блюда вместе с гарниром - 130 г., на десерт - 100 г., на полдник - 150 г. молока или кефира, 100 г. фруктов или 50 г. творога, на ужин — 200 г. овощного пюре или каши и 150 г молока.
На третьем году жизни расширяется набор продуктов и изменяются методы их кулинарной обработки. Так, к рекомендованным ранее сортам мяса можно добавлять нежирную свинину и изредка баранину. Допустимо иногда давать ребенку хорошо протушенное с соусом натуральное мясо, нарезанное небольшими кусочками. С третьего года вообще следует постепенно отказываться от протертой пищи, так как ребенок, имеющий полный комплект молочных зубов, способен и должен жевать ее сам. Его следует учить тщательному пережевыванию, предупреждать еду в спешке,
на ходу. Длительное кормление протертой пищей и связанная с этим бездеятельность жевательной мускулатуры задерживает ее развитие и укрепление, что может стать причиной неправильного прикуса.
Необходимый продукт для детей раннего возраста — печень (паштет и оладьи из протертой печени, печень, нарезанная кусочками, затушенная вместе с луком и морковью). Она богата не только высокоусвояемыми белками, но и животным крахмалом (гликогеном), особыми веществами, стимулирующими кроветворение и пищеварение, минеральными солями, витаминами.
Колбасные изделия (докторская, детская, диетическая колбасы, молочные сосиски, сардельки) допускаются в очень ограниченном количестве. Иногда на закуску можно дать детям в конце третьего года жизни небольшой кусочек нежирного вареного окорока (15—20 г).
Запрещаются гусь и утка, копчености. Общее количество мяса и мясных продуктов на сутки — 60—70 г.
Приготовить блюдо из такого количества рыбы невозможно, поэтому нужно пользоваться недельной нормой (140 г), распределяя ее на два приема. Можно брать любые сорта крупной малокостистой речной или морской рыбы, но удобнее пользоваться рыбным филе. Рыбу можно отварить (опуская в крутой подсоленный кипяток), стушить с морковью и луком, сделать из
нее котлеты или фрикадельки. Вымоченную и обработанную сельдь можно периодически давать в первую половину дня с гарниром или же перед обедом в качестве закуски.
Творог применим в любой кулинарной обработке и в разное
время дня. В рационе ребенка должны появиться сырники ленивые вареники (творог в сочетании с мукой лучше усваивается).
Но сырой творог по-прежнему предпочтительнее. Можно давать и
сырковую массу с изюмом или ванилином.
В рацион питания включаются вареные (вкрутую или в мешочек) яйца.
Для этих целей используются только диетические яйца. Столовые яйца в детском питании можно употреблять лишь для приготовления блюд. Сырые яйца детям противопоказаны, так как в сыром яичном белке находится белок авидин, который, всасываясь, соединяется с витамином группы В биотином и инактивирует его. Кроме того, в яичном белке могут находиться микроорганизмы, вирусы, которые, попав в организм и не встретив там должного противодействия, размножаются, вызывая заболевания.
Ребенку нужно свежее и кислое молоко. Парное молоко — это
концентрат живых белков, ферментов и витаминов. От него дети быстро поправляются, крепнут. Но и обычное охлажденное и пастеризованное молоко сохраняет питательные качества. Тут и различные белки, и важнейшие жиры, и жироподобные вещества, необходимые для роста нервных клеток, выработки гормонов, поддержания основных жизненных функций организма. Тут и молочный сахар, и минеральные соли, и витамины.
Молоко обычно кипятят. И правильно: в кипяченом молоке погибают микроорганизмы, поэтому оно сохраняется дольше. Качество молока несколько изменяется: белки свертываются, часть их оседает на стенках посуды, а другая всплывает, образуя пенку, которая содержит 10 % белков, самых нежных и полезных, много жира.
Не менее полезно и кислое молоко, кефир. В кефире есть молочная кислота, углекислый газ, витамины и ферменты. Кефир хорошо возбуждает аппетит и тонизирует нервную систему.
На третьем году жизни суточная норма молока снижается до 600 г, из них не менее 200г должны даваться в виде кефира. Необходимо ежедневно сочетать растительное масло и животные жиры. Для растущего скелета требуется много минеральных веществ. Наибольшее количество их в сырых овощах. Поэтому круглый год ежедневно ребенок должен получать блюда из сырых овощей, приправленных растительным маслом. Можно по четным числам давать салат из тертой моркови, яблока, а по нечетным – салат из свежей капусты с репчатым луком и также с растительным маслом. В летне-осенний период в эти блюда можно добавлять редис, листовой салат, зеленый лук, укроп, огурцы и помидоры. Квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры неравноценны свежим овощам и могут применяться изредка в ограниченном количестве в зимнее время.
Овощи составляют весомую часть суточного рациона. Их набор
такой же, как и на втором году жизни. Но уже значительное количество овощей дается в сыром виде. Кроме того, широко применяются тушение и запекание овощей. Листовая зелень (петрушка, укроп, зеленый лук) становится обязательной приправой к первым и вторым блюдам. Овощные отвары используются для приготовления подлив и соусов к мясным, рыбным и овощным блюдам.
Детям требуется ежедневно не менее 300 г. овощей, из них только половину может составлять картофель.
Овощи нужно чистить так, чтобы кожура была минимально тонкой, так как множество полезных веществ в них располагается под внешней оболочкой. Не следует также надолго оставлять очищенные овощи в воде: минеральные соли и витамины выходят из клубней в воду. Поэтому при варке овощи целесообразно опускать в кипящую воду. Свернувшиеся растительные белки препятствуют вывариванию из клубней полезных веществ. Свежемороженые
ягоды, фрукты и помидоры сохраняют не только внешний вид и
вкус свежих плодов, но и питательную ценность. Оттаивать
их надо при комнатной температуре в сухом виде, после чего сразу употреблять в пищу.
В зимние месяцы хорошим подспорьем в борьбе с недостатком
витаминов является напиток из пекарских или пивных дрожжей.
Для его приготовления берется 25 г (1/4 часть пачки) пекарских
дрожжей (столовая ложка жидких пивных дрожжей или чайная
ложка сухих пивных дрожжей), 50 г воды (1/4 стакана), чайная ложка варенья или протертых с сахаром сырых ягод. Напиток следует пить свежеприготовленным один раз в день, перед обедом.
Диета малышей на третьем году жизни характеризуется большим разнообразием блюд, содержащих сложные крахмалистые углеводы. Макаронные изделия заставляют потесниться каши. Появляются блюда из муки: блины, оладьи, клецки, драники.
Все новые блюда должны вноситься постепенно. Быстрая и резкая перемена пищевого рациона может вызвать нарушение процессов пищеварения.
Суточная норма хлеба - 100 г, включая и изделия домашней выпечки. Печенье - уже не обязательный компонент суточного рациона, потому что ребенок хорошо усваивает как белый, так и чёрный хлеб.
Для разнообразия питья молоко частично заменяется чаем
с молоком, ненатуральным кофе, изредка какао. Однако предпочтенье должно отдаваться молоку.
Следует обращать внимание не только на качество питания, но и на методику кормления. Разгоряченного после прогулки или подвижных игр ребенка нельзя сразу сажать за стол. Пускай кормление запоздает на 15—20 минут, но малыш начнет есть успокоенный. Необходимо мыть руки перед едой, даже если они чистые. Это помогает выработать и закрепить условный рефлекс на отделение «запального» желудочного сока. Блюда надо подавать в порядке очередности. Игрушки, чтение, телевизор отвлекают ребенка. Чем выше интерес к развлечениям, сопутствующим еде, тем меньше продукция пищеварительных соков.
У каждого человека есть одно или несколько излюбленных
блюд. Но если давать их очень часто, они уже не будут желанными. С другой стороны, усиленный рост ребенка требует разнообразия пищи. К нелюбимой пище его можно приучить, примешивая ее в небольших, но все возрастающих количествах к другому блюду. Ребенка не нужно заставлять доедать всё, если он не хочет. Отсутствие желания есть - главный признак насыщения. На аппетит влияют психические факторы, поэтому нотация никогда не бывает полезной приправой ни к одному из блюд, как и другие методы воздействия во время еды.
На третьем году жизни необходимо продолжить привитие ребенку навыков спокойного поведения за столом, внимательного отношения к другим членам семьи, одновременно принимающим пищу, аккуратной еды, правильного пользования ложкой, салфеткой. Надо помочь малышу освоить пользование вилкой.
Желаем Вам удачи и терпения, дорогие родители!
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал!
Читайте другие публикации канала: