Найти тему

Как комвзвода Понтий спас в Долине дев ротного Марка Крысобоя или о недоброй битве добрых людей...

Центурия (рота) ведёт бой...
Центурия (рота) ведёт бой...

Некоторое время назад один мой знакомый как бы обвинил меня, мол, я интересуюсь только историей Великой Отечественной войны и тем самым являюсь очень узким специалистом по военной истории. Разумеется, «специалистом» в среде таких же, как и я любителей, а вовсе не профессиональных историков. Человеку этому я возразил, на полном серьёзе заявив, что мне интересна военная история всех стран от сотворения Мира, но так как я, во всяком случае пока, имею доступ лишь к архивным документам Великой Отечественной войны, то и основное большинство тем именно о ней. Да, дело не только в документах, но и в свежей генетической памяти. Всё было буквально вчера. И с другого боку я не могу себе представить, что, допустим, далёкий – предалёкий мой пращур вместе с Петром Первым наваливал от души шведам под Полтавой, ну или же терпел от них лиха при Нарве восемью годами ранее. И даже если я однажды узнаю, что так оно и было, вряд ли в моей душе шевельнётся что-то, окромя «прикольно». И совсем другое дело война Великая Отечественная – здесь всё живо, здесь реально болит. И ещё какой-то довольно сильный отголосок может вызвать Империалистическая бойня 1914 – 1918, ибо на ней, вполне вероятно, были мои предки, о коих я что-либо слышал непосредственно от самих дедов и бабушек, прошедших уже Великую Отечественную войну. Именно поэтому, мой интерес, а, соответственно, и все мои разговоры касаемо военной истории, да и большая часть публикаций на данном канале – это Первая и Вторая Мировые войны. Рядом они и документы по ним можно изучить в достаточной мере, не то, что про эпоху Наполеоновских войн или, скажем, войн, вне всякого сомнения, великолепной Римской империи. Когда это было? И с кем? Итак, здравствуйте, на канале «Военно-политическая история от не историка и не политика» Вас вновь с благодарностью приветствует автор, публицист, писатель, копирайтер – Артём Чепкасов. Ну, и как уже повелось, погнали наши не наших.

Древнеримский легионер...
Древнеримский легионер...

Между тем, войны всё того же древнего Рима времён не только Царства и Республики, но и Империи, интересуют меня в не меньшей степени. Хотя бы потому что зачастую это красивая сказка о героях. Нет, понятно, что все эти войны были на самом деле и были они не менее кровавыми и ужасными, нежели современные войны – так же убивали, так же лишали, так же жгли и мучали. Но всё равно, за давностью лет, выглядят все они, старые войны, как легенды, то есть, архивных документов я по ним уж точно никогда не увижу, а потому особо рассказать что-то интересное, исследованное и пережитое лично мною в таком поиске, сдобренное эмоциями, вряд ли сумею. И всё же одна такая история есть, а толчком к тому, чтобы Вам её поведать, послужило вчерашнее, сугубо на мой взгляд, эпохальное событие для Новосибирска. К нам приезжал МХАТ! И не просто, а со спектаклем по самому - самому любимому, пожалуй, литературно-художественному произведению всеми членами моей семьи без исключения. Вчера в Новосибирске давали «Мастера и Маргариту». Бессмертный роман на тысячи и тысячи лет вперёд, ибо рукописи и впрямь не горят. Все мы в нашей большой семье разные и, само собой, каждый любит какие-то определённые фильмы или музыку и книги, которые не нравятся другим из нас или все остальные просто равнодушны. Но это точно не про самый знаменитый роман Михаила Афанасьевича Булгакова. И лично меня в своё время в этой книге привлекла история в истории, то есть та часть повествования, что посвящена Иешуа Га-ноцри и прокуратору Понтию Пилату – то есть в некоторой мере история древнего Рима, в том числе и военная.

Кто читал «Мастера и Маргариту», тот помнит, а кто нет, то я сейчас охотно поясню, о чём именно говорю. Арестованный Иешуа Га-ноцри во время своего допроса прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, называет последнего «добрым человеком» и на изумлённый вопрос того, всех ли блаженный называет добрыми людьми, отвечает, что да, и что злых людей не бывает вообще. После этого прокуратор приказывает своему помощнику – центуриону Марку Крысобою наказать Иешуа ударами бича, дабы затем спросить у допрашиваемого, считает ли он и своего экзекутора добрым человеком? Марк Крысобой – детинушка семь на восемь, восемь на семь, Илья Муромец с которым и рядом, поди, не стоял, коли говорить простым языком, и к тому же с изуродованным лицом, подобно бездушной машине выполняет приказ начальника, и Понтий Пилат рассказывает уже избитому Га-ноцри историю, как в битве при Идиставизо, когда много германцев накинулись на Крысобоя со всех сторон, вцепившись ему в шею, руки, ноги и разбив палицей нос, тот бился один против всех, подобно льву, но силы были неравны, и если бы не конный отряд Понтия Пилата, ударивший по германцам из засады, то могучий центурион, обязательно погиб бы. Так неужели же допрашиваемый Иешуа Га-ноцри считает добрыми людьми и тех германцев, что едва не убили Марка Крысобоя в страшном сражении?

Однако, если кто-то решил, что в данной публикации я займусь пересказом краткого содержания всего романа «Мастер и Маргарита», то этот кто-то, извините, ошибся, так как блог наш не литературный, а военно-исторический. Читайте роман сами, уважаемые подписчики и гости нашего блога. Читайте и перечитывайте. А я сейчас расскажу всё, что знаю именно о сражении древних римлян с не менее древними германцами у того самого Идиставизо, тем более, что в романе непосредственно об этом сражении ни слова. Да оно и не к чему там – не о том история, не о войне.

Итак, все мы знаем из школьного курса, а кто-то ещё и по фильмам да мультикам про Астерикса и Обеликса, истории о том, как древнеримские императоры со своими бесчисленными легионами только тем и занимались, что нападали на соседние разрозненные племена с целью подчинения их своей власти и расширения территорий. И в принципе так оно и было, хотя вся история Древнего Рима просто изумительна своей глубиной и разнообразием буквально во всех проявлениях человеческого бытия, во всех сферах жизни людей, а не только военном отношении. Однако у нас на канале только про войну. Так же ведь?

Схема сражения при Идиставизо 16 год нашей эры (в Долине дев)...
Схема сражения при Идиставизо 16 год нашей эры (в Долине дев)...

К 7-му году нашей эры, то есть, от Рождества Христова, а не от сотворения Мира, о чём в то время, конечно же, мало кто подозревал, а на Руси так и вовсе через 700 лет только узнали, так вот, к 7-му году нашей эры Римская Империя вполне себе обосновалась на землях германских племён, между реками Эльба, Эмса и Везера, двигаясь по которым на кораблях, можно было высаживать легионы где нужно в достаточном количестве и быстро. Естественно, вождей многочисленных германских племён и в первую очередь Арминия из народа херуски такое положение вещей не устраивало, однако силы были слишком неравными. И всё же час расплаты с «ненавистными оккупантами» наступил. Как мы понимаем, римляне владели не только сегодняшними германскими землями, но и всеми прочими. Например, знакомые Австрия и Венгрия назывались тогда провинцией Паннония и в 6-ом году там вспыхнуло восстание, подавлять которое отправились сразу 15 легионов Римской империи, в том числе от 4 до 6 из них сняли как раз с так называемой «Рейнской линии», то есть вывели из германских земель. Чтобы Вы понимали, какими силами Римский император Октавиан Август (полное имя гай Юлий Цезарь Октавиан Август, только не тот, о котором мы все помним, а его племянник) решил усмирить непокорных, то один легион в ту пору составлял 5600 пехотинцев, не считая 200 - 300 конников и прочих подразделений. Однако именно пехота в римской армии считалась главной и всё сражение строилось вокруг неё, а остальные, в том числе всадники, были лишь в помощь. Итак, подавлять бунт на территории сегодняшних Австрии и Венгрии отправилось по меньшей мере 84 тысячи отлично вооружённых и экипированных легионеров с превосходной боевой подготовкой. И такой мощью в доспехах бунт,, естественно, вскоре задавили, но радости от победы не возникло, потому как оставшиеся немногочисленные легионы в землях германских племён получили знатную трёпку от вождя Арминия в Тевтобургском лесу. Было уничтожено сразу три легиона – небывалый ущерб не только для могучей армии древнего Рима, но и для всего авторитета огромной империи. И случилось это в 9-ом году нашей эры. И, да, прекрасно понимаю, что придётся теперь и об этой битве писать, но сделаю это, с Вашего позволения, немногим позже…

Терпеть подобную наглость, считайте, самые что ни на есть оскорбление и позор, нанесённые Риму какими-то дикарями, не собирались уже римские императоры и сменивший Октавиана Августа Тиберий Август, который тоже Юлий Цезарь, (голову с именами римских правителей сломать можно легко – потому как почти все они там Юлии Цезари), в 16-м году нашей эры возвращает легионы в германские земли. Однако не просто, а по тщательно спланированной операции, к которой было привлечено 8 основных легионов и 2 преторианские кагорты, а также многочисленные конные отряды. К слову, участвовали в наступлении римлян, не поверите, и галлы с германцами. Простите, но повторю то, что уже не раз писал в предыдущих публикациях – любое сегодняшнее государство так или иначе берёт своё начало из объединения, причём зачастую военное, а значит, насильственное, самых разных племён, которые воевали не только с общим своим беспощадным врагом, но и друг с другом, то есть, германцы с германцами, славяне со славянами и так далее. Через этот процесс прошли все сегодняшние страны, играющие хоть какую-то роль на политической арене Мира. Этот факт нужно просто усвоить и не нести больше нигде и никогда чуши о том, как например, русские негодяи жестоко завоевали сибирские племена. Американские годяи так-то сделали тоже самое с разными индейскими племенами и ничего, чувствуют себя вполне прекрасно, безосновательно считаясь нынче главным полицейским на планете.

Херуски во главе с Арминием...
Херуски во главе с Арминием...

Однако продолжим. Всю эта массу под названием римская императорская армия числом более 80 тысяч человек возглавил опытнейший полководец Цезарь Германик. И полное имя этого военачальника, не удивляйтесь только, Юлий Цезарь Клавдиан, при этом урождённый, как Нерон Клавдий Друз, а Германик он именно за прошлые победы над германскими племенами. Ну, что-то наподобие нашего Александра Ярославовича Рюриковича по прозванию Невский или Дмитрия Ивановича Рюриковича по прозванию Донской). На тысяче кораблей римляне по Рейну прошли до Северного моря, а оттуда незаметно вышли в устье реки Эмс и уже в пешем порядке добрались до равнины под названием Идиставизо (в переводе с латыни – Долина дев хотя это только гипотеза) на берегу речушки Везера, где встали укреплённым лагерем, зная, что поблизости находится их враг Арминий, в подчинении которого находилось, примерно, 50 тысяч воинов. И Арминий со своей стороны, расположив основные свои силы на ближайшей опушке и прекрасно видя всё предстоящее поле битвы, тоже знал, что противник близко и что его существенно больше. Но, тем не менее, исходя из соображений совершенно не военно-стратегических, а племенных, диких, то есть, надеясь только лишь на силу духа и массовый натиск своих подчинённых, германский вождь атаковал римлян первым. В этом-то и была его основная ошибка – одно дело бить противника, пускай и хорошо подготовленного, но из засады, чему примеров в военной истории масса и самый наболевший лично для меня, та же чеченская война, и совсем другое - драться с ним в полноценном сражении по всем правилам военной науки. Одолеть римские легионы в открытом честном сражении германские дикие племена не могли априори, но их вожди, увы, этого попросту не понимали.

Дождавшись, пока атакующие германцы втянуться в гущу боя, Цезарь Германик приказал кавалерии нанести одновременные фланговые удары кавалерией, что и было блестяще исполнено. Сегодня это считается, наверное, самым очевидным и простым манёвром и любой лейтенант, пожалуй, знает, что делать в подобных случаях, но больше тысячи лет назад дикие воины вождя Арминия впали в панику и вслед за своим вождём бежали с поля боя, а самим римлянам от битвы «крови не было». Последнее по утверждению античного историка и писателя Публия Карнелия Тацита, который первым через столетие после описываемых событий и поведал Миру об этой битве в «Анналах» - последней своей книге.

Перечислю непосредственно 8 римских легионов, участвовавших в сражении при Идиставизо. Уверен, Вам будет интересно: 1-ый Германский легион, предположительно полностью из жителей Рима и один из тех, что был разбит Арминием в Тевтобургском лесу, но затем сформирован заново; 5-ый Жаворонков легион с известными нам по многим фильмам изображением крылышек жаворонков на шлемах и эмблемой слона на штандартах, которая была пожалована легиону за успешную африканскую кампанию; 20-ый Победоносный Валериев (по латинскому наименованию чёрного орла на штандартах легиона) легион с не менее известным символом кабана; 21-ый стремительный легион с символом козерога на штандартах, известный изначально, как легион «хищник» и также разбитый германцами в Тевтобургском лесу; 2-ой Августов легион, сформированный тем самым Октавианом Августом и считавшийся самым подготовленным в военным отношении, во всяком случае после Тевтобургского леса, именно этот легион в срочном порядке был направлен в германские земли и держался там до начала кампании 16-го года по возмездию; 13-ый Парный легион, символом которого являлся лев и сформированный лично самым известным нам сегодня Гаем Юлием Цезарем специально для войны с теми самыми забавными, судя по кино, галлами, и также разбитый в Тевтобургском лесу; 14-й Парный легион – символ единогорог, остальной его боевой путь практически полностью схож с 13-ым Парным легионом; 16-ый Галльский легион, но о нём не могу сказать совсем ничего.

Каждый легион делился на 60, по другим данным, 59 центурий, то есть, - сотен, говоря по-нашему, рот. Ну, а центуриями, как Вы уже поняли, дорогие мои подписчики и гости, командовали центурионы (в оригинале – кентурионы и кентурии) – то бишь, ротные по-современному если. Какой из центурий и какого именно из восьми представленных легионов командовал прототип книжного великана Марка Крысобоя, мы, может быть, никогда и не узнаем, но то, что прототип существовал в реальности – это к бабке не ходи, потому как был в реальности и сам Понтий Пилат – прокуратор, то есть руководитель территории, имевший допуск к рассмотрению гражданских дел, а вовсе не прокурор, как я всегда полагал. Причём вовсе не прототип книжного антагониста из «Мастера и Маргариты», а вполне себе реальный такой, настоящий Понтий Пилат из привилегированного римского сословия всадников (эквитов), что было доказано археологами в 1961 году – спустя 33 года после написания Булгаковым «Мастера и Маргариты». Вы только вдумайтесь! 33 года! Возраст Иисуса Христа на момент его распятия и которого мы все сегодня и узнаём в книжном Иешуа Га-ноцри. Понтий – родовая фамилия, а Пилат – прозвище, то есть, копьё или тяжёлый дротик, и не в этом ли корень книжного прозвища прокуратора «всадник – золотое копьё»? Кто знает, кто знает теперь? Но одно известно точно, Понтий Пилат на протяжении 10 лет, то есть, после войны с германцами, был по сути обычным, но что немаловажно, римским, чиновником, то есть префектом Иудеи – одной из Римских провинций и прославившись своей жестокостью, массовыми казнями, он в итоге стал жертвой жалобы на него императору Калигуле – сыну того самого полководца Цезаря Германика, и дальнейшая судьба префекта Иудеи до сих пор неизвестна. То есть, добрым человеком реальный Понтий Пилат уж наверняка не был, потому что и в самом деле при Идиставизо он мчался во главе кавалерийской трумы (30 всадников – то есть, взвод) спасать от смерти одного из безымянных пока римских центурионов, представленного в романе, как Марк Крысобой.

Но самое интересное здесь, особенно если вспомнить «Анналы» Тацита, это то, что многие историки утверждают сегодня, будто бы не было никакой битвы при Идиставизо в 16-ом году и Арминий, понимая, что не вывезет, попросту отступил, а разбит был несколько позже, в сражении у вала ангривариев (тоже одно из древнегерманских племён). И выходит, «доброму человеку» центуриону Марку Крысобою германцы вцепились во все части тела и едва не убили его именно в этом сражении, а вовсе не при Идиставизо? А, может, и вовсе, сражение, о котором упоминает в своём романе Михаил Афанасьевич, как о не существовавшей якобы в реальности битве при Идиставизо, было на самом деле в Тевтобургском лесу, где многих римских центурионов и легионеров уничтожили в прямом смысле слова. И те, кто там выжил тогда уж наверняка более никогда не могли быть добрыми людьми. Нет, на этот вопрос, вопрос, в каком именно сражении с германцами участвовали книжный, но реальный Понтий Пилат и тоже книжный и вымышленный центурион Марк Крысобой, в Тевтобургском лесу ли или у вала ангривариев, а, может, и в самом деле, при Идиставизо, на этот вопрос у меня ответа нет. Но кто знает, какие военно-исторические открытия ждут нас ещё впереди? А пока есть только удручающее понимание того, что Иешуа Га-ноцри был, действительно, не прав, называя своих палачей добрыми людьми и убеждая их, что злых людей не бывает. Бывают. Жаль, но бывают. И много. А всё она – война проклятая.

На этом сегодня досвиданькаюсь с Вами, дорогие мои подписчики и гости, и всех Вам благ. С Уважением писатель Артём Чепкасов... Ой, чуть не забыл - все картинки и фото из открытых источников... Всем Добрам, Тепла, Уюта!