Автор Сергей Солодовник
В качестве выхода из тупика Ферганы можно с натяжкой рассматривать массированные внешние инвестиции, займы и помощь. Они могут дать рабочие места, наладить жизненную инфраструктуру и смягчить платёжный баланс. В качестве примера — много говорится о 9 миллиардах евро, обещанных канцлером ФРГ Шольцем адресно Узбекистану. Вопрос: чем отдавать и как обслуживать долг.
Проблема сбыта
Есть реалии — система рынков. Внутренний рынок Узбекистана, оперирует сотнями миллионов евро. Есть рынки ближайших соседей, это — миллиарды. Есть рынок России — это десятки миллиардов и рынок Китая — это сотни миллиардов. Наконец, есть рынок ЕС — тоже сотни миллиардов. Развивай сбыт, торгуй как предписано Пророком и отдашь долги.
Казалось бы… Проблема в том, что надо продать за евро. Соседи за евро не купят, РФ и КНР эти расчёты убирают, да и в былые годы баланс торговли с Узбекистаном был в пользу Москвы и Пекина, с чего бы им рассчитываться твёрдой валютой с торговым должником? Да, в ЕС заплатят в евро, но что можно туда поставить из Ферганы? Даже с учётом новых производств и улучшенного энергоснабжения? Вариант использования экранопланов для экстренной поставки ранней клубники через Каспий и далее через Чёрное море сразу отнесём к разряду продуктов искусственного интеллекта.
Убеждён в том, что проблема Ферганы не решается без воды из Таджикистана. В принципе, без этой воды не только экспортный потенциал не создать, но и внутреннюю социальную стабильность не обеспечить. Это — каскад крупнейших гидротехнических сооружений. Миллиарды инвестиций, высочайшие технологии строительства и теснейшая кооперация соседей по Центральной Азии + РФ + КНР. Без устойчивого рынка внутри региона — чтобы набрать минимальную стабильность внешних рынков не видать. Остальное — из области мифотворчества.