Найти тему
Григорий Логинов

Прогулка по Москве - от Третьяковской до Боровицкой

Выход в город со станции метро Третьяковская
Выход в город со станции метро Третьяковская

Сегодня вновь идём гулять по центру Москвы. Начнём наш маршрут у станции метро Третьяковская, пройдем по Лаврушинскому переулку и выйдем к острову Балчуг, перейдем Москва-реку по Большому каменному мосту и спустимся на станцию метро Боровицкая.

Во время нашей предыдущей прогулки мы говорили про Климентовскую церковь, которая расположена недалеко от метро Третьяковская. Чтобы не повторяться, дам ссылку на свой предыдущий материал.

Рядом с метро, но уже на Большой Ордынке, расположена монументальная церковь жёлтого цвета — Скорбященская церковь. Почему она так называется?

Скорбященская церковь
Скорбященская церковь

Изначально в 16 веке на этом месте находилась деревянная церковь, имевшая совсем иное посвящение — в честь Варлаама Хутынского. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был уже назван Спасо-Преображенским, при нём создан Варлаамовский придел. В 1683 – 1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же наименованием. Но вскоре именно отсюда пойдёт слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева — родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме был освящён второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.

В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался.

Улица Большая Ордынка. Скорбященская церковь
Улица Большая Ордынка. Скорбященская церковь

Перейдем улицу Большая Ордынка и проследуем вперёд по Большому Толмачёвскому переулку.

Большой Толмачёвский переулок
Большой Толмачёвский переулок

Справа расположен сквер Шмелёва, в центре которого расположен необычный фонтан. 

Фонтан «Вдохновение» (скульпторы А. и Ф. Рукавишниковы) был открыт в 2006 году, к 150-летию Третьяковской галереи. Горожане его прозвали «фонтаном искусств» или «фонтан отдохновения» — рядом на лавочках очень приятно отдыхать в жаркий летний день. В трёх бронзовых картинах можно угадать работы известных художников: «Царь Иван Грозный» Виктора Васнецова, «Снедь московская. Хлебы» Ильи Машкова и «Берёзовая роща» Архипа Куинджи.

Далее по переулку слева расположена красивая старинная чугунная ограда, а за ней усадьба Демидовых. 

Чугунная решётка. Усадьба Демидовых.
Чугунная решётка. Усадьба Демидовых.

Усадьба Демидовых в Толмачёвском переулке — старинная московская городская усадьба конца 18 — начала 19 века, первоначально (в 1772—1814 годах) принадлежавшая роду Демидовых. В настоящее время здесь располагается Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского.

Главное здание с рядом различных исторически сложившихся сооружений представляет собой тип московской городской усадьбы и является памятником гражданского зодчества конца 18 и середины 19 столетий.

До начала 20 века усадьба занимала гораздо большую площадь, чем в настоящее время. На месте фруктовых деревьев, столетних лип, дубов и пруда, располагавшихся на территории усадьбы, в настоящее время находятся многоэтажное здание Росатома и строительная площадка нового жилого комплекса.

Усадьба Демидовых
Усадьба Демидовых

Ограда и ворота усадьбы являются образцом русского литейного искусства 50-х годов 18 века. Фантазия и мастерство авторов превратили тяжёлую чугунную решётку в воздушное, кажущееся почти невесомым кружево.

К большому сожалению территория бывшей усадьбы активно застраивается. За центральным зданием уже выросли многоэтажки. 

Пройдем по Лаврушинскому переулку. Сразу за сквером Шмелёва располагается дом писателей. 

Лаврушинский переулок. Справа - Дом писателей.
Лаврушинский переулок. Справа - Дом писателей.

Участок, на котором стоит «Дом писателей», известен с 1660-х годов, когда этот двор был пожалован служилому дворянину Семену Титову. Тот выстроил на нем каменные палаты — они сохранились до настоящего времени во дворе дома. На месте флигелей усадьбы и разномастной застройки в начале 1930-х годов было решено возводить крупный жилой комплекс.

Руководству Союза советских писателей удалось добиться передачи этого участка жилищно-строительному писательскому кооперативу «Советский писатель». Дом планировался образцовый: в каждой квартире телефон, ванная, отдельная комната для домработницы, газовая плита и даже холодильник.

Список писателей, получивших здесь квартиры, не может не впечатлить: Борис Пастернак, Илья Эренбург, Агния Барто, Илья Ильф, Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Вениамин Каверин, Юрий Олеша, Лев Кассиль и многие другие. 

Памятная табличка на доме писателей
Памятная табличка на доме писателей

Самое знаменитое место в Лаврушинском переулке — Третьяковская галерея. 

Дом в Лаврушинском переулке семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца 17 столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков, в том числе и во второй половине 18 века при Кологривовых – тогдашних владельцах. Следующая перестройка была осуществлена купцами Шестовыми в 1835-1839 годах.

Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

В 1856 году П. М. Третьяков приобрел первые две картины русских художников – полотно Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера, – которые и положили начало его знаменитому собранию. Через некоторое время места для постоянно пополнявшейся коллекции стало не хватать, и в 1872 году Павел Михайлович пристроил к юго-западному углу главного дома дополнительный корпус, где и разместил свою галерею. По мере роста собрания, в 1880-е годы, по проекту архитектора А.С. Каминского, «семейного» зодчего Третьяковых (Александр Степанович был женат на дочери Сергея Михайловича Третьякова), в целях расширения экспозиционных площадей, было возведено еще несколько строений, в том числе и по Малому Толмачевскому переулку. Тогда же выстроена новая ограда с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.

В 1892 году П. М. Третьяков передал свою коллекцию, включавшую к тому времени 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников 18-19 веков, а также 75 картин, принадлежавших его недавно скончавшемуся брату Сергею Михайловичу, в дар городу Москве. Сам же Павел Михайлович стал пожизненным попечителем галереи. Уже после его смерти в 1899-1900 годах жилой дом Третьякова был перестроен и приспособлен под нужды галереи. А еще через два года строения по Лаврушинскому переулку были объединены новым фасадом по проекту художника В. М. Васнецова, именно тогда и появился знакомый всем облик Третьяковской галереи.

Ограда у Третьяковской галереи
Ограда у Третьяковской галереи

В 1913 году попечителем галереи был назначен И. Э. Грабарь, ставший после революции ее директором. В 1920-х– начале 1930-х годов к «Третьяковке» присоединили несколько соседних владений, в том числе и закрытую к тому времени церковь Святителя Николая в Толмачах. В 1936 году по проекту архитектора А. В. Щусева возведен дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны от главного здания, залы которого вскоре были включены в основной маршрут экспозиции.

В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Само же здание пострадало во время вражеских налетов. Но уже к 1944 году большая часть залов была отремонтирована.

В середине 1980-х годов начались работы, связанные со строительством депозитария и нового, к сожалению, крайне неудачного с архитектурной точки зрения, музейного корпуса на углу с Большим Толмачевским переулком. Одновременно реконструирован и основной корпус с сохранением его исторического облика. Все работы завершились к 1995 году. В общий музейный ансамбль была включена и церковь Николы Чудотворца в Толмачах — в настоящее время она является домовым храмом-музеем Третьяковской галереи. Здесь, в частности, находится одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви – чудотворная Владимирская икона Божьей Матери.

Никольский храм
Никольский храм

В настоящее время собрание галереи насчитывает свыше 170 тысяч произведений искусства. И это не только один из известнейших мировых музеев, но и крупный научный и реставрационный центр.

Третьяковская галерея на Кадашёвской набережной
Третьяковская галерея на Кадашёвской набережной

Дойдя до конца Лаврушенского переулка мы окажемся на Кадашёвской набережной. Здесь располагается строящийся филиал Третьяковской галереи, представительство Евросоюза, а через Водоотводный канал перекинулся Лужков мост.

Представительство Евросоюза. Реплика дома Баженова.
Представительство Евросоюза. Реплика дома Баженова.

Кстати, здание в котором сидит представительство Евросоюза является новоделом. Это реплику дома Баженова с Воздвиженки.

Лужков мост
Лужков мост

Лужков мост появился в те годы, когда Москвой управлял мэр Юрий Лужков, однако официальная версия связывает название нового моста с Царицыным лугом — так когда-то называлась та местность, где сейчас расположена Болотная площадь.

Мост является составной частью архитектурно-художественного ансамбля Государственной Третьяковской галереи, вследствие чего он официально называется «Третьяковским».

Еще одно название этого моста — «мост Поцелуев».

Перейдем через водоотводный канал по Лужкову мосту к Болотной площади. Болотная площадь в 1950 году была переименована в площадь Репина. В 1958 году на площади был открыт памятник Репину (скульптор М. Г. Манизер). А в 1990 было восстановлено историческое название площади — Болотная. В 11 веке на месте современной Болотной площади находилось болото, со временем местность осушали и застраивали.

Памятник Репину. Репиский сквер
Памятник Репину. Репиский сквер

В одном конце сквера расположена скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» известного скульптора М.М. Шемякина, в противоположном конце установлен большой фонтан со строгими колоннами и литыми решетками, там же вид на мрачное здание «дома на набережной». Сквер небольшой, но очень уютный и главное, расположен в самом центре города, где тихие, зеленые уголки наперечет. 

Далее проследуем в сторону Большого каменного моста. 

Большой каменный мост
Большой каменный мост

Нынешний каменный мост был открыт в 1938 году. Современный Большой Каменный мост решили направить не к узкой Ленивке, а на место вновь пробитого проезда, ближе к Кремлю. Длина моста вместе с подходами составила 487 метров. Высокие металлические арки перекрыли реку одним пролётом. Строительство новых мостов через Москву-реку в 1938 году было связано с открытием канала Москва-Волга. По Москве-реке теперь должны были ходить большие волжские суда, следовательно, пролёты мостов надо было поднять на значительную высоту. 

Вид с Большого каменного моста в сторону Храма Христа Спасителя
Вид с Большого каменного моста в сторону Храма Христа Спасителя

Слева располагается дом на набережной и кинотеатр «Ударник». Про них я писал в одном из своих предыдущих материалов

Вот такой вид открывается с моста на Кремлёвскую и Софийскую набережные. 

На вершине Ваганьковского холма, прямо напротив стен Московского Кремля возвышается настоящий дворец, названный именем своего первого хозяина — дом Пашкова.

Дом Пашкова открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Ярко белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома.

Боровицкая площадь
Боровицкая площадь

Дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей, которые открылись для посетителей в 2009 году после завершения 20-тилетней реконструкции усадьбы.

Дом Пашкова
Дом Пашкова

У Боровицких ворот Кремля располагается одна из центральных площадей Москвы — Боровицкая.

В начале 18 века на месте современной площади стояли дворы Никиты Зотова и Афанасия Вяземского. К концу 18 века здесь находились несколько торговых лавок и дворы церковнослужителей кремлёвских храмов. Площадь как свободное пространство образовалась в конце 1930-х годов после сноса домов в начале Знаменки.

Вид на Большой каменный мост и Храм Христа Спасителя
Вид на Большой каменный мост и Храм Христа Спасителя

В 2016 году на площади был установлен памятник Владимиру Великому. 

Владимир I Святославич (Великий, Святой, Креститель) — святой равноапостольный князь, правивший Киевской Русью в 978-1015 годах. Вошёл в историю как Креститель Руси, за что и был причислен к лику святых. В образе Крестителя князь Владимир и изображён в скульптуре: в правой руке он держит огромный крест, в левой — меч. Позади постамента расположились 3 бронзовых барельефа, на которых изображены сюжеты: жизнь Владимира до крещения, крещение князя и крещение духовенством жителей Руси. 

Памятник Владимиру Великому на Боровицкой площади
Памятник Владимиру Великому на Боровицкой площади

Внешний вид Владимира воссоздан с опорой на иконописные образы, фреску «Крещение Руси» Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева и существующие скульптуры князя. 

Общая высота монумента составляет 17,5 метра: 12-метровая фигура князя установлена на гранитном постаменте, над ней ещё на 3 метра возвышается огромный крест. Скульптура была отлита в подмосковных Химках, затем доставлена на Боровицкую площадь по частям: фигура Владимира, детали плаща, рука и крест, которые на месте были установлены и сварены в единое целое.

Композиция Крещение Руси на Боровицкой площади
Композиция Крещение Руси на Боровицкой площади

Вестибюль станции метро Боровицкая находится на противоположной стороне Моховой улице. Наземного перехода тут нет. Нужно идти к Манежу и переходить дорогу по подземному пешеходному переходу. А пока мы туда идем, я расскажу про метро.  

Совмещённый вестибюль станции метро Боровицкая и Библиотека имени Ленина
Совмещённый вестибюль станции метро Боровицкая и Библиотека имени Ленина

Станция «Боровицкая» является частью крупного пересадочного узла в Московском метрополитене. Здесь располагаются сразу четыре станции разных линий столичного метрополитена. «Боровицкая» появилась позже, чем все остальные. Её торжественное открытие прошло 23 января 1986 года. В составе участка от «Серпуховской» до собственно «Боровицкой» с промежуточной станцией «Полянка». Проект предусматривал, что станция получит названия «Библиотека им. Ленина», такое же, как у одноимённой станции Сокольнической линии. Однако в итоге решили, что новая станция будет называться «Боровицкой» в честь одной из Кремлёвских башен. 

В торце центрального зала размещено большое керамическое панно, посвящённое дружбе народов Советского Союза. На панно изображено дерево с кроной в виде карты СССР, растущее из Московского Кремля. В кроне располагаются 15 поясных фигур людей в национальных костюмах, под каждой из которых размещена лента с указанием названия союзной республики. У подножия Кремля расположены колосья, а над Кремлём — кирпичное небо.

Панно на станции метро Боровицкая
Панно на станции метро Боровицкая

На этом наша прогулка по Москве подошла к концу. Скоро увидимся!