Ежедневно мы становимся участниками сложного многопланового процесса обмена информацией, но, к сожалению, не всегда получается достичь полного взаимопонимания с собеседником. Именно поэтому важно осознавать наличие коммуникативных барьеров у любого человека. Так, что же такое «коммуникативные барьеры» и какими способами их можно преодолевать?
«Коммуникативные барьеры» - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, которые препятствуют взаимопониманию. В ходе любой коммуникации важно осознавать, что если не достигается взаимопонимание, то, в целом, этот процесс может и не состояться. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, сигнализирующую о том, как люди поняли вас, как они воспринимают вас и ваши суждения, как относятся к обсуждаемой проблеме.
Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения, тем самым порождают «коммуникативные неудачи». Важно понимать, что барьеры коммуникации способны создаваться как на сознательном уровне, так и на бессознательном, поэтому выделяются некоторые причины их происхождения:
· наличие у участников коммуникации субъективного мнения по обсуждаемой теме;
· возникновение у одного из участников коммуникации защитного механизма психики;
· разница в знаниях, опыте и осведомленности какой-либо информации.
На этот счёт Сумской Павел Фёдорович – преподаватель факультета журналистики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина – имеет своё собственное мнение: «Существует две основные причины, одна из которых врожденная – человек в силу определенного воспитания, склада характера не готов вступать в коммуникацию, а другая заключается в том, что у человека коммуникационные способности есть, но они просто не развиты, поскольку он ограничен определенными ложными установками.»
Обладая сведениями о различных причинах происхождения коммуникативных барьеров, всё же необходимо осведомиться способами их преодоления. В международном научном журнале «Инновационная наука» в статье Абдуллиной А.Ф. на тему «Коммуникативные барьеры и их преодоление» автор излагает некоторые советы, которыми могут воспользоваться читатели, и вот некоторые из них:
1. необходимо выражать свои позиции, и чувства открыто, ясно;
2. нужно стараться избегать использования личных нападок, унижений или угроз в адрес собеседника;
3. нужно четко осознавать и контролировать свои эмоциональные состояния в ходе коммуникации;
4. необходимо избегать нетерпеливости, уступчиво-унизительной манеры общения.
«Для того, чтобы избавиться от коммуникативных барьеров в первую очередь необходимо тренировать волю. Также стоит постоянно работать над собой. Стоит обратить внимание на развитие такого качества, как уверенность в себе, уделить некоторое время своей харизме, при этом не забывать уделять внимание окружающим людям» - утверждает Павел Фёдорович.
Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы напомнить об одном важном правиле коммуникации, способствующем преодолению коммуникативных барьеров. В момент осуществления процесса коммуникации всегда стоит помнить о взаимной выгоде, ведь если каждый из собеседников будет прилагать некоторое усилие для преодоления барьеров, то и взаимодействие для каждого будет более эффективным.
Автор статьи: Косцов Антон, студент факультета журналистики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Источники:
1. Собственное интервью с Сумским П.Ф., кандидат культурологии, работник телевидения и радиовещания, педагог факультета журналистики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
2. Абдуллина А.Ф. «Коммуникативные барьеры и их преодоление», Международный Научный журнал «Инновационная наука», 2016 г.;
3. Зубкова И. В. «Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях», 2011 г.