Если спросить любого водителя со стажем, сидевшего за рулём ещё в Советские времена, был ли в СССР разноцветный бензин, то он ответит утвердительно. Но вот для чего в Советском Союзе окрашивали бензин в разные цвета, многие сегодня уже не вспомнят. Что и неудивительно, ведь с момента распада СССР прошло очень много лет.
На самом деле Советский бензин был цветным из нескольких соображений. Во-первых, для простоты его восприятия. Ведь только накануне Великой Отечественной удалось окончательно победить массовую неграмотность. И хотя в 50е - 60е годы подавляющее большинство населения уже имело начальное образование, использование краски для обозначения разных типов горючего помогало справиться с процедурой и распознаванием того или иного сорта. И водителям с низким уровнем грамотности.
Во-вторых, для пресечения попыток спекулянтов и мошенников смешать разные марки или разбавить бензин в процессе его транспортировки и продажи. Ведь использование любых включений и примесей сразу меняло цвет, и распознать некондиционный бензин мог даже начинающий водитель. И в-третьих, цветной краской отмечали исключительно тот бензин, в который добавлялся тетраэтилсвинец. С его помощью можно было не дорого и эффективно поднять октановое число. Поэтому его использовали в СССР как экономичную и высокоэффективную присадку.
Сегодня его уже не добавляют, поскольку он крайне токсичен и небезопасен для человеческого здоровья. По всем этим трём причинам согласно специального ГОСТа на Советских бензоколонках продавался разноцветный бензин: марка А-66 - оранжевая, марка АИ-76 - зелёная, и марка бензина АИ-93 - синего цвета. АИ-98 отпускался только предприятием и был также синего цвета. Тетраэтилсвинец не добавляли только в бензин А-72. Он единственный оставался неэтилированным и разливался на бензоколонках в своём натуральном цвете. Но впоследствии, когда на заправках участились случаи продажи разбавленного А-72, его также стали подкрашивать розовым цветом.
Читайте также: