Найти тему
МИР (Море История Россия)

Кто виноват в гибели "Страшного"? (или начало цепочки неприятных событий)

Есть очень разные судьбы, и наблюдается один любопытный парадокс: реальные подвиги совершают люди, которых начальство не замечает и не жалует. Зато те на кого благосклонно и с умилением смотрит "начальство"... Ладно, это все лирика, навеянная опытом, (в том числе и историческим). Вернемся в Порт Артур 1904 года.

Вечером, в 19 часов 30 марта (если уж если по-современному, то 12 апреля 1904 года), два отряда (в сумме восемь миноносцев) выйдя из гавани Порт Артура двумя кильватерными колоннами направились к островам Элиот. Был это вторник, (ибо выходить в понедельник – дурная примета), операция проводилась в связи с тем, что предполагалось, что японцы попытаются использовать эти самые острова в качестве базы для высадки десанта.

Организована «авантюра» была грамотно и правильно. Нет-нет, слово «авантюра», в данном случае не имеет уничижительного смысла. Это термин, который обычно использовали в то время для операций подобного рода.

В первой кильватерной колонне шли миноносцы: «Боевой» (капитан 2 ранга Елисеев, он же начальник 1-го отряда), «Грозовой» (капитан 2 ранга Шельтинг, будущий контр-адмирал), «Выносливый» (лейтенант Рихтер), «Бесшумный» (лейтенант Максимов). Флагман 1-го отряда миноносец-«англичанин» («Laird Bros.»), один «немец», два «француза»

Во второй колонне следовали «Сторожевой» (начальник 2-го отряда капитан 2 ранга Бубнов, командир лейтенант Лукин), «Расторопный» (лейтенант Лепко), «Страшный» (капитан 2 ранга Юрасовский) и «Смелый» (лейтенант Бахирев, тот самый, будущий вице-адмирал). Второй отряд – это «соколы» порт-артурской сборки. Миноносец «Страшный» был только-только введен в эксплуатацию (1-го марта 1904 года). На нем еще устраняли недоделки, и был некомплект офицерского состава.

Разведка была организована так, чтобы утром следующего дня вернуться в Порт Артур. Крейсерам «Баян» и «Диана» было предписано находиться в готовности для оказания им помощи в случае нападения японских кораблей.

Дежурство на входе в Порт Артурскую гавань с 8 часов утра 30-го до 8 часов утра 31 марта осуществляли канонерские лодки «Гиляк» и «Бобр», крейсер II ранга «Разбойник» (брандвахта), миноносцев «Сердитый» и «Расторопный». В 16 часов (30 числа) «Расторопный», вошел в гавань для погрузки угля и в 18 часов 30 минут вышел в поход со вторым отрядом. Вместо него в дежурство на внешнем рейде вступил миноносец «Решительный».

В принципе, названия кораблей все знакомые, за исключением канонерских лодок и "крейсера II ранга" «Разбойник» (но о них – отдельно).

 крейсер II ранга  «Разбойник»
крейсер II ранга «Разбойник»

Ночь была темная и дождливая. Миноносцы при подходе к островам Эллиот закрыли кильватерные огни. В принципе, решение правильное, но есть нюанс. На миноносцах не было «беспроволочного телеграфа». По логике, в этом случае, нужно хотя бы фонарем Ратьера перемигиваться, или (в крайнем случае) сбавив ход, сократить дистанцию. Если ты ведешь свой отряд ночью, без огней, то меняя курс, просигналь «морзянкой» о его изменении, и получи квитанцию, что твой сигнал разобрали. Должен же командир следить за своей «эскадрой».

Возможно, подняв сигнал «Делай, как я», флагман второго отряда повторил «подвиг фон Ливена», растеряв часть своего отряда. Концевые миноносцы 2-го отряда «Страшный» и «Смелый» отстали и потеряли свой отряд. Ряд авторов ссылается на «неопытность» командира «Страшного», который, якобы, только недавно прибыл в Порт Артур.

Есть другая версия. В соответствии с ней, "Страшный" и "Смелый" отделились от отряда и пошли ближе к суше по приказу командира отряда кавторанга Бубнова с целью поиска неприятеля. Об этом указывается в выпуске "Работа Ист.комиссии при Моргенштабе". Есть рапорт командира "Смелого", есть донесение самого командира отряда, который непосредственно об этом рапортует. В этом случае, налицо ошибка командира соединения. Разделив отряд (что делать категорически не стоило), он должен был предусмотреть хотя бы время, точку встречи, или дать «добро» на самостоятельное возвращение (если опыт «Стерегущего» его ничему не научил). Еще один нюанс: как было передано сообщение? Фонарем Ратьера? Квитанция была получена?

Ряд авторов пишет о том, что: "На «соколах» зажгли кормовые огни". Я как-то не очень даже уверен, что они там были (если ничего не переделывали) Белый топовый огонь у них был, бортовые (зеленый и красный) были. Носовой огонь был. Насчет кормового не уверен (возможно ошибаюсь). Одно могу сказать: по данным докладов про кормовой огонь упоминания не встретил. Но, дело даже не в этом.

-2

Исходя из этих двух версий, авторы и излагают дальнейшие события. В общем, итог получился следующим.

Карта с официальной версией
Карта с официальной версией

Из «авантюры» вернулись все, кроме «Страшного». Что произошло?

Озвучиваем общепринятую версию: «Наиболее трагичные последствия это имело для миноносца «Страшный». Его командир капитан 2 ранга К.К.Юрасовский, недавно прибывший в Порт-Артур и плохо знавший театр военных действий, долго плутал в темноте, пока не обнаружил около 4.00 силуэты идущих впереди миноносцев. Будучи уверен, что это наш отряд, он пристроился к нему в кильватер. Тому факту, что на его опознавательный сигнал никто не ответил, он не придал особого значения. С рассветом «Страшный» повторно поднял позывные. В ответ загрохотали пушки: четыре шедших впереди корабля оказались 2-м отрядом миноносцев капитана И.Исиды, державшего брейд-вымпел на «Икадзучи»».

Юрасовский прибыл в Артур 29 января 1904г. и в тот же день вступил в командование миноносцем, который еще не был в строю (на нем завершались строительные работы и устранялись недоделки). Это следует из его писем от 7 и 17 февраля 1904г. Неопытным его тоже не назовешь.

Он получил офицерские погоны еще в 1885-м, но его карьера не была стремительной (ну не было у него богатого или именитого дядюшки, да и фамилией он не очень вышел). Пишут о том, что у него было слабое зрение... (вот уж навряд ли). Но версии его «неопытности» стараются придерживаться многие авторы. Так удобнее: свалить вину на погибшего.

По японским данным все очень кратко, но конкретно. В 5.50 заметили идущий с моря миноносец. Подпустили. Он поднял флаг и опознавательные. В 6.15 открыли огонь. Миноносец пытался уйти полными ходами. Но в 6.25 начал тонуть.

Есть более полная версия: «Тем временем около 22.00 обе группы подходили к району островов Эллиота. Когда в 22.15 были погашены навигационные огни, в темноте отделились два шедших в конце эскадренных миноносца группы Бубнова — «Страшный» и «Смелый». Сначала они двигались в одном направлении, но затем «Страшный», вставший в строй только 17 февраля 1904 года, командиром на котором был капитан второго ранга Юрасовский (прибыл в Порт-Артур в марте), отстал в тумане и сменил курс. По несчастливому стечению обстоятельств приблизительно в 2 часа ночи 13 апреля он наткнулся на прикрывавший операцию минирования дивизион Исиды и, приняв его за свои корабли, встал в конец кильватерного строя. Когда с восходом солнца (4.50) эскадренный миноносец поднял флаги, он был атакован японцами». Ведя перестрелку и маневрируя корабли сместились в сторону о-ва Кеп, и тут их заметили и свои с Золотой горы. Есть множество деталей этого боя, но большинство из них взято непонятно откуда. Это явно не информация из уст выживших моряков. Скорее всего, сочинили потом.

В бою, который шел на расстоянии 1000–1200 м, погибли все офицеры, большая часть команды, корабль получил тяжелые повреждения (снаряд попал в заряженный торпедный аппарат, вызвав взрыв торпеды) и начал тонуть. Далее из того же источника:

«У японцев на «Ikazuchi» были только 4 раненых. Спешивший на помощь «Страшному» эскадренный миноносец «Смелый» был оттеснен и направился к рейду, где его командир доложил Макарову обстановку. На помощь «Страшному» вышли броненосный крейсер «Баян» и два дежурных эскадренных миноносца. Они оттеснили японские корабли, но миноносца не обнаружили — в 6.15 «Страшный» затонул в 20 км от рейда. На борт были подняты только пять членов экипажа. В это время с востока к рейду приблизились остальные возвращавшиеся с разведки российские эскадренные миноносцы, которые вступили в перестрелку с отрядом Исиды, после чего тот отошел под прикрытие своих крейсеров. С юга в 6.30 подтянулся дивизион крейсеров Дэвы (усиленный броненосными крейсерами «Asama» и «Tokiwa»), который с расстояния 8000 м открыл огонь по «Баяну». Тот, отстреливаясь, повернул к Порт-Артуру. Уже сориентировавшийся в ситуации Макаров направил ему на помощь «Диану», а сам на борту «Петропавловска» (на который перешел в 6 часов утра) начал спешные приготовления к выходу в море главных сил эскадры».

-4

Я умышленно не привожу детали бой, ибо из четырех офицеров миноносца, в живых не осталось ни одного. Обстоятельства сложились так, что уйти у него шансов не было. «Страшный» не повторял «подвиг» «Внушительного» с его «самотопством». Он осознанно принял бой, стараясь нанести урон противнику. К сожалению, потери японцев были незначительными (о наших снарядах и пушках мы уже говорили). Но это опять же не вина командира корабля. Бой «Страшного» с японцами, это подвиг. Но подвиг, это почти всегда чье-то … (я, думаю, вы меня поняли).

В этом бою погибли и капитан 2-го ранга Юрасовский, и лейтенант Малеев, и мичман Акинфиев и инженер-механик Дмитриев. Поднятые из воды матросы, (естественно) могли описать только картину на борту. Есть яркие детали этого подвига, но мне бы хотелось остановиться на другом.

Почитал «форумных гуру», которые с умным видом и огромным апломбом пишут (не очень умные слова) о том, что он что-то не выполнил, не там повел миноносец...

Одна интересная деталь. Идет расхождение в порядке входа в гавань при возвращении. Все сходятся в одном: 2-й отряд возвращался полностью «вразнобой». Сначала вернулся «Смелый», потом «Расторопный», а, лишь потом зашел первый отряд вместе с флагманом второго. Скорее всего, командир 2-го отряда повторил «подвиг» фон Ливена, полностью растеряв свое соединение.

Если расставлять все «точки над Ё», то единственным человеком, который виноват в сложившейся ситуации, это командир отряда, потерявший управление своим соединением. Не нужно рассказывать о том, что командир корабля К.Юрасовсий «не туда пошел», слишком задержался… Командир, который ведет соединение, отвечает за управление своими кораблями. Неравный бой – это уже следствие.

К сожалению, это было только первое звено в цепочке событий.