Найти тему
Пятая Цивилизация

Третья часть о кругосветки Крузенштерна-Лисянского. Американский след

Оглавление

Пока Крузенштерн нянчился с Резановым на Японских островах, Лисянский на «Неве» отправился в русскую Америку. Планировалось посетить главный форпост русских в Аляске - остров Кадьяк, забрать пушнину и другие товары для продажи их в Китае. Но логичнее всего было пройтись по всему русско-американскому побережью. Таким образом Лисянский взял курс к архипелагу Александра на западном побережье северной Америки. Скорее всего он руководствовался описанием плавания капитан-лейтенанта Алексея Чирикова, где тот впервые увидел американский континент, что оказалось ох как кстати для русской истории.

Лисянский в Америке
Лисянский в Америке

Плавание проходило весьма спокойно, несмотря на дождливую погоду. Однако из-за обилия скота на борту «Невы», в частности свиней, и постоянной морокой с ними, матросы подцепили кишечную инфекцию. Плохо видимо мыли свиней или руки. С инфекцией удалось быстро справиться с помощью хинина (хвала Ла Кондамину!). Вскоре похолодало, но до архипелага добрались быстро, за 25 дней. И попали в разгар самой настоящей войны!

Немного предыстории

Главные острова, самые большие, Александровского архипелага - остров Чичагова и остров Баранова. Они названы были в честь выдающихся людей, о каждом из которых можно написать отдельную статью. В 1802 году фактическим руководителем РАК становится Алекса́ндр Андре́евич Бара́нов. Вся тяжесть руководства и обеспечения промысловиков ложится на его плечи. Несмотря на то, что техническое снабжение из России было весьма скудным, он смог обеспечить развитие Русско-Американской компании. Промысловики под руководством Баранова смогли договориться с алеутами и эскимосами о совместном проживании и промысле пушного зверя.

Алекса́ндр Андре́евич Бара́нов. Wikipedia
Алекса́ндр Андре́евич Бара́нов. Wikipedia

Компания продвигалась на юг побережья и уже в 1799 году на Ситке (о. Баранова) появляется постоянная база для пушного промысла и крепость Михайловская. Но эта земля была населена очень воинственными тлинкитами. Вспомним пропавшую, за 60 лет до этого, команду капитана Чирикова. Да-да, именно в этом районе всё и происходило. Баранов смог с ними договориться о сотрудничестве и заключить хрупкий мир.

Но не всё так просто. Кое-кому не нравилось пребывание русских в Америке. И угадайте кому? Правильно, англосаксам. В тех краях постоянно барражировали английские суда. Поскольку англичане не могли организовать промысел на индейских землях (не хватало ума), то они покупали у индейцев готовый продукт за спирт, оружие и порох. Причём снабжали индейцев современными кремниевыми ружьями, что у русских было категорически запрещено. Американские «предприниматели» делали то же самое по суше. Русские конкуренты им были совсем некстати. Так, американский капитан Уильям Каннингем прямо заявлял, что прекратит торговлю, если тлинкиты не уничтожат русскую крепость на Ситке.

19 мая 1802 года индейцы атаковали крепость партии под начальством Ивана Кускова в заливе Якутат. Но блицкрига не получилось. После нескольких попыток пришлось заключить перемирие. А у Ситки постоянно ошивался корабль «Юникорн» английского капитана Генри Барбера (брадобрея))). Этот полу пират, полу барыга, жентельмен удачи, подбил индейцев начать войну против русских «господ» на острове, пообещав индейцам золотые горы. И в том же году был нанесён удар уже по Михайловской крепости. Большинство её обитателей были на промысле, поэтому крепость пала.

Вождь тлинкитов https://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/6281141/6281141_original.jpg
Вождь тлинкитов https://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/6281141/6281141_original.jpg

Оставшихся в живых мужчин, женщин и детей, а так же весь товар индейцы увели с собой, а поселение сожгли. И, как по мановению волшебной палочки, возле Ситки оказался бриг «Юникорн», который (по благородству души, конечно же) подобрал спасавшихся в море русских. Капитан Брадобрей (показно) потребовал у индейского вождя освободить пленных и принести ему всё похищенное, иначе он вздёрнет того на рее. А для наглядности выстрелом из пушки потопил одну из пирог индейцев.

Индейцы его послушались. Все пленные русские были доставлены на борт. Товар тоже. Парикмахер весь товар прибрал себе, а индейцев просто кинул! Затем направился к острову Кадьяк, требовать выкуп за русских, которые стали у него заложниками. На Кадьяке Барбер потребовал с Баранова 50 000 рублей за спасённых им несчастных. Долго торговались, сошлись на 10 000, выплаченными мехами.

После этого Баранов собрал отряд (на это ушло почти 2 года) и сам возглавил экспедицию к тлинкитам. В 1804 году, добравшись до Ситки отряд Баранова встретил там уже крепость индейцев, которые были вооружены по последнему слову английской огнестрельной техники. Не известно чем бы закончилось то противостояние, если в тот момент к берегам Ситки не подошла бы «Нева».

Бой

К 19 сентября на Ситке собрались основные силы ополчения Баранова. Началась осада. Русские с алеутами по берегу, эскимосы на байдарках и шлюп Лисянского с моря. Не вступали в бой, пока индейцы первыми не спровоцировали конфликт. Тлинкиты внезапно атаковали группу байдарок и, отбив одну из них, застрелили двоих эскимосов. За нападавшими устроили погоню. Однако она вернулась ни с чем: индейцы сумели исчезнуть бесследно.

29 сентября моряки «Невы» заметили направлявшуюся к берегу большую индейскую лодку. Как потом выяснилось, на ней с запасом пороха для предстоящей битвы возвращался от союзников вождь Катлиан, взявший на себя организацию сопротивления. Еще не подозревая об этом, Лисянский послал в погоню баркас. Заметив это, Катлиан сразу же сошел на берег и сумел добраться до своей крепости, а оставшиеся в лодке индейцы увели погоню за собой. Матросы стреляли по байдаре из ружей и фальконета (небольшая пушка), но тлинкиты продолжали грести, успевая еще и отстреливаться от преследователей. Однако вскоре один из пушечных выстрелов угодил прямо в мешки с порохом, и каноэ взлетело на воздух.

Бой у Ситки 1804 год. Яндекс Картинки
Бой у Ситки 1804 год. Яндекс Картинки

Лишившись крупной партии боеприпасов, индейцы начали переговоры, но они ни к чему не привели. Сдать свою крепость тлинкиты отказывались, и 1 октября 1804 года Баранов решил взять ее штурмом. Штурм был отчаянным, с моря атакующих орудиями поддержал Лисянский, но судовые орудия из-за дальности и небольшого калибра не могли нанести большой урон крепости индейцев. Тогда было принято решение высадить десант с полевой пушкой. Командовал десантом лейтенант П. П. Арбузов, а Баранов и лейтенант «Невы» П. А. Повалишин при четырёх орудиях наступали с другой стороны. Крепость не сдавалась, хотя орудие уже могло пробивать деревянный частокол. Индейцы отчаянно отстреливались. Они ожидали подкрепления от союзников, но к ним так никто и не пришёл. Под покровом ночи тлинклиты оставили крепость и ушли в горы.

В том бою погибло три члена команды Лисянского: рядовые Артемий Павлов и Андрей Иванов; матрос Иван Сергеев умер на следующий день от ран. Во взятой крепости было 29 мёртвых индейцев. В команде «Невы» было 10 раненых, разной степени тяжести.

Невдалеке от индейской крепости Баранов основал Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки и опорной базой для продвижения на юг, в Калифорнию. Основание новой крепости на Ситке подняло авторитет Баранова среди индейцев на небывалую высоту. А на родине за «реконкисту» Ситки Александр Андреевич был награжден орденом Св. Анны второй степени.

Памятник первому правителю Русской Америки Александру Баранову в центре города Ситка на Аляске. 2020 год    https://masterok.livejournal.com/6426850.html?amp=1
Памятник первому правителю Русской Америки Александру Баранову в центре города Ситка на Аляске. 2020 год https://masterok.livejournal.com/6426850.html?amp=1
Поскольку наступала зима, 10 ноября 1804 года «Нева» вернулась на Кадьяк в гавань Св. Павла, где к 16-му числу шлюп был разоснащён, а команду перевели на берег. После наступления холодов Лисянский отметил температуру -14,7 °С. Зимовка продолжалась 11 месяцев, но для экипажа имелись вполне приемлемые квартиры и заготовлено было достаточно припасов, матросы занимались также зимней охотой и рыбной ловлей. На Святки устроили театральное представление, а на Масленицу — ледяную горку. Морозы продолжались до 9 марта 1805 года, самой низкой измеренной температурой была −17,5 °С (22 января в девять вечера). Подготовка к отправлению началась в двадцатых числах марта, а с 22 марта Лисянский со штурманом Калининым и одним матросом отбыл на трёх байдарах для географических съёмок. К 12 апреля они составили карту Кадьякского архипелага, Чиниатского залива и гаваней Павловской и Трёх святителей.
Википедия

Теперь задачи этого этапа экспедиции решал приказчик Российско-Американской компании Николай Коробицын, который должен был взять на шлюп меха и моржовую кость для реализации в Китае. Для кадьякцев же «Нева» привезла различного товара на 300 000 руб. Пока шла подготовка шкур и моржовой кости, команда «Невы» запасалось провизией на долгий переход до Кантона (Китай). Заготовили несколько пудов дикого щавеля, брусничных листьев, сока, сушёной и мочёной ягоды. Помимо загрузки, пришлось изготовить для шлюпа новый бушприт, что задержало отплытие до 13 июня. Только 16-го экспедиция покинула Павловскую гавань.

22 июня прибыли в Ново-Архангельск на Ситке, в котором за зиму построили из дерева восемь больших зданий, способных соперничать по красоте с домами городов Европы.

Со 2 по 7 июля штурман Калинин был направлен на остров Крузова для описания горы Эджкомб и пролива. Гора настолько заинтересовала Лисянского, что 21—22 июля вместе с Повалишиным они совершили восхождение и исследовали кратер, поросший густым лесом.
Остров.

-8

Не оправившихся от прошлогодних ранений матросов (10 человек) Лисянский сопроводил с 7 по 15 августа на горячие серные воды, которыми ситкинские жители пользовались для лечения ран и прочего.

1 сентября 1805 года, распрощавшись с правителем Барановым, около шести вечера «Нева» вышла в море. Для пополнения убыли в команде Лисянский взял с собой двух кадьякских аборигенов-байдарочников и четырёх русско-индейских метисов для обучения мореплаванию. Теперь задачей Лисянского был поиск (несуществующих) земель восточнее Японских островов. Помним, как их безуспешно искали корабли Беринга. Вперёдсмотрящие настолько увлеклись обзором горизонта, что под киль никто не смотрел, в результате корабль сел на мель посреди океана. Его удалось освободить, но потом сели на мель ещё раз. Так был открыт необитаемый остров Лисянского и «Отмели Невы» (Neva Shoals).

-9

Несмотря на сильную жару, капитан сошёл на берег и зарыл в коралловый песок бутылку с письмом о своём приоритете.

Корабль был спасён и второй раз, а так же были спасены все припасы выброшенные за борт для облегчения судна, но ни о каком поиске земли речи быть уже не могло. Лисянский взял курс прямиком в Китай. 16 ноября показались первые острова Марианского архипелага. Но налетевший шквал буквально опрокинул шлюп на борт. В щепки была разплющена кормовая шлюпка. С мачты в море улетели три матроса, но нахлынувшей вслед волной из принесло обратно. В трюм набралось воды по колено, которую приходилось откачивать. В двадцатых числах из трюма появилось жуткая вонь. Оказалось часть шкур отсырели и сгнили, пришлось их выкинуть. Остальные, обработав, удалось спасти.

Продолжение следует.