Людям, которых раздражает ремонт в соседской квартире, психологи советуют представить, что это не ненавистный безрукий Анатолий, который делает что-то только потому, что его пилит сожительница, а какой-то дорогой и любимый человек.
И в самом деле: нас не выводит из себя шум, который производят близкие. Мы воспринимаем его как часть повседневной жизни. Более того, иногда неуютно становится как раз без него.
О чем это говорит: на что важно обратить внимание
Скорее всего о том, что человек способен по-настоящему понять куда меньше, чем он полагает. Максимум, на который он зачастую может надеяться — это понять характер своей оценки внешних явлений. Понять, почему они раздражают или, наоборот, успокаивают, как в примере выше.
Говорят, был случай, когда в американском суде заметили, что судья выносил больше обвинительных приговоров, если в зале было слишком жарко, а ему, как и всем остальным, приходилось часами сидеть в душном помещении, забитом людьми.
Правда это или просто сюжет фильма "Двенадцать разгневанных мужчин" — неизвестно, главное, способен ли человек понять, что именно влияет на его поступки, решения и образ мысли.
Чем они сформированы: средой, обстоятельствами, внешним влиянием? Так ли уж много в наших убеждениях и вообще том, как мы живем нашу жизнь, от нас самих?
О том, как меняется угол зрения
В свете всего написанного заметим еще одну вещь. Конфуций говорит: "Останется ли он тогда для вас загадкой?" В этой пренебрежительной конструкции предполагается, что человек — это что-то вроде насекомого или лабораторного хомячка.
Прочитав эту цитату нам так и хочется высокомерно усмехнуться и — соглашаясь с самим Конфуцием — поддакнуть, мол, нет, конечно, не останется.
Ведь мы-то способны правильно оценить то, что делает этот ничтожный человечишка. Мы-то легко соединим все точки, придём к нужным умозаключениям. Как же мы выше всех, за кем наблюдаем!
Разумеется, быть внимательным к ближнему — это похвально. Знать, что его тревожит, понимать, чем именно ему можно помочь так, чтобы это реально сработало. Разве это не добродетель? Но заметьте, как сменился угол зрения.
Из саркастического натуралиста мы превратились в человека, заинтересованного в том, чтобы воспользоваться полученной информацией во благо ближнему, и при этом не ставить ни себя, ни свои интересы в этом наблюдении выше его. Так останется ли что-то для нас загадкой?
Увы, практически все. Например, то, зачем Конфуций написал эту фразу. А ну как ее понимание основано на ошибке перевода с китайского? А что мы поняли из нее? А что мы хотели понять? Кем мы хотели быть и как мы выглядим, соглашаясь с предположительно неверным переводом с китайского?
Всё это — так сказать, вопросы для медитации. Что уж говорить о мотивах каких-то других людей. Конфуций советует следующее:
Как думаете, это действительно риторический вопрос? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь! Будьте уверены - у нас интересно.