Найти тему

Железная дорога на Вологодчине, которая спасла Ленинград в 1941-м. На ней до сих пор используют семафоры.

Оглавление

Все Петербуржцы знают, что блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. Впереди жителям города предстояло пережить 2,5 страшных года. Основной проблемой было снабжение жителей продовольствием. Именно по этой причине 97 % погибло от голода, а не от бомбёжек. Но город всё равно снабжали: зимой машины ездили по Ладожскому озеру. Сколько людей, машин и еды там было утоплено...

18 января 1943 г. состоялся первый прорыв. Именно тогда в кратчайшие сроки была проложена железная дорога Шлиссельбург - Поляны. Её протяжённость - 33 км. Сейчас этой дороги не существует. Как ни странно, речь в статье пойдёт не об этой дороге, ведь её построили только через 1,5 года после начала блокады.

Железные дороги Северо-запада. Фото: издание "Гудок".
Железные дороги Северо-запада. Фото: издание "Гудок".

Мало кто знает, но отгрузка товаров, которые поставляли в Ленинград, происходила на востоке Ленинградской области в 300 км о города - Подборовье и Заборье (см. карту). Именно туда поставляли товары по железной дороге, а потом уже по местным лесам машинами везли к Ладоге, чтобы оттуда доставить в Ленинград. Да, такой длинный и непростой путь приходилось преодолевать, чтобы хоть как-то снабжать город. Кстати, Тихвин, откуда, казалось бы, это сделать было легче, тоже был захвачен фашистами 8 ноября 1941 г.

Речь пойдёт о 48-километровой линии Подборовье - Чагода - Кабожа, которая соединяет железную дорогу на Вологду и Малогский ход (см. карту).

Довоенный период

История линии начинается в 1926 г. Тогда для обеспечения Чагодощенского стекольного завода построили ответвление от основной Петербурго-Вологодской железной дороги (от ст. Подборовье). Дорога была тупиковой.

Дорога в годы войны

Никто и подумать не мог, что через 15 лет после открытия движения возникнет острая необходимость строить продолжение дороги до ст. Кабожа, ведь с неё по Малогскому ходу можно попасть в Москву. Часть Кабожа - Чагода начали строить в октябре 1941 г. И чуть больше, чем за 2 месяца, её построили. Вот это скорость! Строительство было засекречено. 4 декабря 1941 г. состоялось открытие движения и удалось соединить Малогский ход (на Москву) со ст. Подборовье, оттуда и производилась отгрузка большей части товаров для Ленинграда. Это значительно упростило снабжение и Волховского фронта. За сутки по дороге проходило до 28 составов. В декабре 1941-го удалось выгнать фашистов из Тихвина и перенести продовольственный центр в Тихвин - почти на 100 км ближе к Ленинграду. Вот так, дорога оказала значительное влияние на ход военных действий. После, в 1942-м, часть грузов была перенесена на линию Тихвин - Будогощь (см. карту). А ещё позже (в 1943 г.) товары отгружали на ст. Войбокало, а затем грузы поставляли по временной железной дороге Шлиссельбург - Поляны.

Послевоенный период

На дороге остались работать некоторые фронтовики, принимавшие участие в строительстве. До 2011 г. сохранялось пассажирское движение: ходил пригородный поезд Хвойная - Подборовье и вагон беспересадочного сообщения Санкт-Петербург - Чагода.

Дорога в наши дни

По состоянию на 2023 г. пассажирское движение отсутствует. Дорога проходит через 3 российских региона: Ленинградская, Вологодская, Новгородская область. Они не могут договориться о запуске пригородного поезда. А людям он очень нужен: до Чагоды сейчас можно добраться только на машине или на автобусе. Дорога не представляет особой ценности и относится в разряд малодеятельных. Электрификации нет, на всём протяжении дорога однопутная.

Что интересно, на ней до сих пор используются семафоры. Сегодня их встретить для железнодорожного фаната - настоящая находка.

Семафор
Семафор

Семафоры являются устройствами электрожезловой системы сигнализации. Комитет по охране культурного наследия Вологодской области внёс их в перечень уникальных объектов. Не путайте их со светофорами, которые есть практически везде. Они выглядят так.

Железнодорожный светофор
Железнодорожный светофор

Вывод

Некогда стратегическая железная дорога сегодня не представляет ценности: пассажирского движения нет, лишь редкий грузовой поезд проедет. Дорогу по-прежнему использует Чагодощенский стекольный завод, для которого изначально и предназначалась. А в 1941-м дорога спасла Ленинград от голода. Запуск пригородного поезда Хвойная - Чагода - Подборовье значительно улучшит транспортную доступность Чагоды - запада Вологодчины.

Большое спасибо за прочтение статьи. Подписывайтесь на канал на Дзене, а также на Telegram-канал: https://t.me/TrainsRussia. Здесь много интересных фактов о транспорте России.