Найти тему
Ультразвук

"Вкуснее ли?": как изменился российский фастфуд после санкций

За последний год из нашей страны ушли многие любимые всеми бренды. Санкции коснулись и известных сетей ресторанов быстрого питания, таких как McDonald’s и KFC. Тем не менее на их место пришли другие – «Вкусно – и точка» и Rostic’s. Нам стало интересно выяснить, изменился ли объём продаж в сфере фастфуда и отношение потребителей к ресторанам быстрого питания за 2021 и 2022 годы.

Михаил Воскресенский/РИА «Новости»
Михаил Воскресенский/РИА «Новости»

Для начала мы решили провести опрос среди студентов РАНХиГС. Выяснилось, что 68% опрошенных заметили снижение интереса к употреблению подобной еды за последние два года.

-2

Около половины опрошенных студентов всё ещё продолжают есть фастфуд. А главными причинами отказа от посещения ресторанов быстрого питания стали решение перейти на здоровое питание и ухудшение вкуса еды.

-3

Таким образом, мы можем сделать вывод о потере интереса студенческой молодёжи к различным сетям ресторанов быстрого питания, что могло негативно сказаться на общем объеме продаж.

Далее мы решили изучить статистику, представленную различными сервисами. Например, по данным «Чек индекс», в 2022 году продажи фастфуда значительно увеличились по сравнению с 2021. Летом 2022 средний размер покупки в заведениях быстрого питания составил 405 рублей, на 15% выше уровня прошлого года. Объемы продаж вернулись к тому же уровню, что были в июне 2021 года, а прибыль увеличилась на 20%. При этом еще в апреле и мае 2022 объемы продаж в натуральном выражении были на 6-7% ниже уровня 2021 года.

Открытие “Вкусно - и точка” в Находке Фото: https://nakhodka.media/news/1344424/
Открытие “Вкусно - и точка” в Находке Фото: https://nakhodka.media/news/1344424/

По данным портала «Маркетинговые-исследования.рф», несмотря на уход более 800 точек питания, количество сетей столовых и закусочных увеличилось: в 2021 году их количество составляло 33683 шт., в то время как в 2022 году – уже 34825 шт. Соответственно, это может быть естественной причиной увеличения объёма продаж.

Источник: ЕМИСС
Источник: ЕМИСС

Кроме того, в 2021 году ещё действовали ковидные ограничения, которые, разумеется, также повлияли на уменьшение прибыли и количество продаж.

Эти факты подтверждены и словами экспертов в сфере питания. «Рост продаж в заведениях индустрии питания в сравнении с прошлым годом, когда действовали ковидные ограничения, больше связан с эффектом низкой базы 2021 года и развитием в стране внутреннего туризма. Эта тенденция особенно ярко проявилась на продажах фастфуда в Москве, Санкт-Петербурге и других местах притяжения туристического потока», – отметил директор по продуктам «Платформы ОФД» Дмитрий Батюшенков.

«Так, в Москве динамика роста в сегменте фастфуда еще выше, чем в целом по России: рост числа чеков составил 17% (против 13% по РФ), рост оборота в деньгах – 23% (против 20% по РФ), средний чек – на 15% выше, до 468 руб. (против роста на 10% по РФ – до 399 рублей)», - сообщает издание New Retail.

Изменение среднего чека на фастфуд Фото: Tinkoff Data
Изменение среднего чека на фастфуд Фото: Tinkoff Data

Так почему опрос выявил, что интерес студентов к фастфуду упал, а цифры говорят обратное? Одна из главных причин, которую нам удалось выявить - значительное увеличение среднего чека. Данные, представленные ниже, показывают, что сумма транзакций выросла в каждом крупном городе нашей страны, в то время как количество транзакций, напротив, уменьшилось.

Изменение спроса и трат на фастфуд. Фото: Tinkoff Data
Изменение спроса и трат на фастфуд. Фото: Tinkoff Data

Таким образом, мы выяснили, что на увеличение объема продаж в ресторанах быстрого питания влияет развитие внутреннего туризма в стране, снятие ковидных ограничений, увеличение среднего чека и открытие точек – как на месте ушедших из России, так и совершенно новых игроков.

Авторы: Никитина Анна, Романова Елизавета, Мирошникова Василиса