Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«Батя» штрафной эскадрильи. Продолжаем рассказывать о необычной судьбе Ивана Федорова

Оглавление

«Особисты» вполне могли расстрелять меня за угон самолета и «дезертирство» с авиазавода. Именно так говорил в одном из своих интервью Иван Евграфович Федоров спустя много лет…

Вряд ли смог бы защитить его Командующий 3-й Воздушной армией, тогда генерал-лейтенант авиации Михаил Громов… Да, Михаил Михайлович Громов был человек волевой и решительный, умный авиационный военачальник, прекрасно  понимающий, как в тот сложнейший период на фронте нужны были летчики с боевым испанским опытом. Но все же…размышляя о том побеге Ивана Федорова на фронт, пришел к выводу, что прежде всего помог ему избежать «кары» приказ Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.  Помните, 28 июля 1942 года был издан и немедленно доведен до всех войск Красной Армии знаменитый и беспощадный сталинский приказ, который еще известен, как приказ «Ни шагу назад!». «В числе же мер приказом предписывалось: «Сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов… В пределах каждой армии от 5 до 10 штрафных рот… чтобы в более трудных условиях искупили свою вину кровью».

И мы долгое-долгое время считали, что штрафные подразделения Красной Армии — знаменитые «штрафбаты», сражались в самых горячих местах фронтов только как пехота. И лишь после приоткрытия архивов стало известным, что на основании директивы Ставки Верховного Главнокомандования, в развитие приказа № 227, было тогда предписано о создании и штрафных авиационных эскадрилий!

Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации А. Н. Ефимов, отвечая на вопрос о штрафных эскадрильях, говорил в своем интервью, опубликованном в газете «Красная Звезда», от 6 мая 2006 года:

«Интереснейшая тема — авиационные штрафные эскадрильи. Директива об их создании за подписью И. Сталина и А. Василевского датируется 4 августа 1942 года. Когда их организовывали, Воздушные армии получили указания составить «Положение о штрафных эскадрильях» и создать такие авиаподразделения в каждой авиационной дивизии. Например, 8-я Воздушная армия имела 3 истребительные дивизии, по одной бомбардировочной и ночной бомбардировочной, и в каждой была создана штрафная эскадрилья. Так же было и в других армиях. О летчиках — штрафниках, искупавших свою вину в боях, не говорили по разным причинам. Прежде всего, эта тема очень щепетильная, и с наскока её взять невозможно. Многие летчики — штрафники впоследствии были удостоены званий Героев Советского Союза, а некоторые — дважды. Из этой когорты вышли даже авиационные Генералы и Маршалы (орфография сохранена, прим.)

Как же сражалась штрафная эскадрилья Федорова?

Достоверный факт, что такая эскадрилья действительно была сформирована летом 1942 года в составе 3-й Воздушной армии, которой командовал, как мы уже знаем, генерал Михаил Громов.

И именно Иван Федоров, как никто другой, подошел для назначения командиром авиационной эскадрильи воздушных штрафников: его отчаянный характер, принцип « Не бояться смерти « помноженные на  холодный расчет и отличное знание всех возможностей самолета. И личный пример, когда он ввязывался в неравный бой с превосходящими силами воздушного противника и выходил из него победителем.

-2

Видимо, по цензурным соображениям о штрафной эскадрилье 3-й ВА нет упоминаний ни в мемуарах Командарма М. Громова, ни в воспоминаниях других ветеранов, например, офицера штаба этой воздушной армии П. Анищенкова.

Но в личном деле Ивана Евграфовича Федорова черным по белому записано: «Командир группы летчиков — штрафников!»

И воевала эскадрилья Ивана Федорова, которую вполне можно назвать штрафным авиационным полком (42 самолета и порядка 60 летчиков) достойно. Известно, что через месяц летчиков-штрафников, которыми он командовал, как смывших свою вину необходимым количеством успешных боевых вылетов, отправили воевать в свои авиаполки, а ряд из них были представлены к наградам.

Сам же Федоров, как отмечено в наградном листе:

«За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвёл 84 боевых вылета, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 5 Ю-88, 1 ДО-219, 6 МЕ-109Ф и в паре с ведомым сбил 1 МЕ-109Ф, лично подбил 1 МЕ-109Ф и два Ю-88. Все сбитые самолеты подтверждены наземными войсками».

Командир полка, командир авиационной дивизии. Герой, не удостоенный официально этого звания

В октябре 1942 года приказом Главнокомандующего ВВС Красной Армии майор Иван Федоров назначается командиром 157-го истребительного авиационного полка.  Насколько успешно воевали летчики полка и сам его командир можно, наверное, достаточно подтвердить тем, что 157-й истребительный авиационный полк неофициально называли « полком асов».

Из наградного представления к ордену Отечественной войны 1-й степени, подписанного Командующим 3-й ВА М. Громовым 27 декабря 1942 года:

«За период с 23 июня 1942 г. тов. Федоров имеет лично 82 боевых вылета, из них 73 вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, 2 вылета на бомбометание и 1 вылет на штурмовку противника. Федоров провел 6 воздушных боев, в результате которых: 12.7.42 г. северо-западнее гор. Белый в группе сбил самолет противника (МЕ-109). 23.9.42 г. над аэродромом Бошарово один вел неравный бой с 24 самолетами противника (18 Ю-88 и 6 МЕ-109), в котором сбил один и подбил два самолета противника (все три Ю-88). В этом бою тов. Федоров получил легкое ранение в ногу и на сильно поврежденном самолете произвел посадку на своем аэродроме. 25.9.42 г. над Ржевом в бою пятеркой против 8 самолетов противника тов. Федоров сбил один самолет (МЕ-109). 26.9.42 г. над Ржевом, ведя бой с 9 самолетами противника, тов. Федоров сбил 1 самолет Ю-88 и в тот же день в другом воздушном бою против 10 самолетов противника подбил 1 самолет Ю-88. 27.9.42 г. также над Ржевом сбил 1 и подбил второй самолет противника (оба МЕ-109). В этом бою тов. Федоров был сбит сам и получил ранение лица и ног».

С декабря 1942 года по апрель 1943 года уже полковник Федоров командовал 256-й, а позже 273-й истребительными авиадивизиями в 3-й ВА. И Иван Евграфович, оказывается, умел не только храбро сражаться в воздухе, но и проявил немалый талант авиационного руководителя и летного учителя.  Когда в апреле 1943 года его дивизию пополнили после переформирования 157, 163 и 347 истребительные авиаполки, а их укомплектовывали молодежью, вообще не имеющей боевого опыта, то тогда ему удалось за 10-15 дней сплотить лётный состав, обучить его ведению воздушного боя и подготовить к выполнению боевых задач. За период с мая по ноябрь 1943 года его 273-я истребительная авиадивизия сбила 509 самолетов противника, потеряв 70 своих самолетов и 50 летчиков. Они сражались за «курский выступ», участвовали в операциях на Орловско-Курском направлении, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином, Черниговом и Гомелем.

-3

А вот наградами Ивана Федорова командование действительно не баловало. И хотя на его груди были ордена Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-ой степени, орден Отечественной войны 2-ой степени, орден Красной Звезды и три Боевого Красного Знамени (из которых первые два он получил в Испании, — Прим. Авт.), все равно по сравнению с «иконостасами» других фронтовых летчиков, Иван Евграфович выглядел весьма скромно.  А два представления к званию Героя Советского Союза остались не реализованными…

-4

Но говоря словами Александра Твардовского:

«Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле».

Летчик-испытатель. Герой СССР

По окончании Великой Отечественной войны полковник Иван Федоров, так и не удостоенный высшего знака воинского отличия, возвращается в конструкторское бюро Лавочника, кстати, по личной просьбе самого авиаконструктора. Он испытывает новые типы самолетов, в том числе первые отечественные реактивные, именно Федоров первым выполнил полет на Ла-160 с треугольно-стреловидным крылом, одним из первых был вынужден на практике испытать катапультирование и опять же первым превысил звуковой барьер на истребителе Ла-176. Также Иван Евграфович испытывал Ла-150, Ла-150Ф, Ла-150М, Ла-154, Ла-156 и Ла-174ТК.

-5

И в 1948-ом году состоялось, наконец-то, давно заслуженное награждение Федорова званием Героя Советского Союза, с вручением ему медали Золотая Звезда и ордена Ленина.

Авторские размышления

Многим известно, что в годы Великой Отечественной войны для поощрения летчиков советских ВВС существовали, образно говоря, специальные наградные «расценки». Так, за 10 сбитых вражеских самолетов летчика можно было представлять к званию Героя Советского Союза, к концу войны, когда «отлегло», то «наградную расценку» приподняли, и Звезду Героя стали присваивать за десять лично сбитых бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолетов других типов.

-6

Не будем мы пытаться выяснить, сколько же сбил Иван Евграфович Федоров, но даже всего (!) 17, о которых говорят те, кто считает его человеком, склонным к преувеличению своих заслуг, то, извините, первую Звезду Героя он заслужил в боях во время Великой Отечественной войны!

Память о нем увековечена официально, но не буду перечислять.

Скажу о другом: на одном из подмосковных кладбищ, где он упокоился рядом с женой, тоже фронтовой летчицей, с которой летал в одном фронтовом небе, стоит скромный, но впечатляющий памятник.

-7

Это вертикальная плита, на которой изображена красивая пара — мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами, вместо ангела.

И пусть этот самолет, олицетворяющий ангела, и добрая нетленная наша память Ивану Евграфовичу Федорову будут вечными!

Автор статьи: Владимир Касьянов.